· Метеорологическую характеристику района, ветровой режим, видимость, систему оповещения об опасных метеорологических условиях;
· СНО морей, обеспеченность района плавания зрительным, радиотехническим и другим СНО и их режим работы; возможность применения РЛС для уверенного определения места судна, характерные признаки для опознания морских знаков, ориентиров;
· Местные правила, действующие в портах и в районах со стесненными условиями плавания, расположение опасных, запретных и ограниченных для плавания районов; правила плавания в территориальных водах, системах разделения движения судов; действующие системы управления движением судов; наиболее удобное время прохождения опасных районов; порядок передачи по району плавания штормовых и ледовых предупреждений, прогнозов погоды, ПРИП, НАВИП и НАВАРЕА;
· Порядок вызова лоцмана и портовых властей, места возможных якорных стоянок и их характеристики.
Изучение районов плавания – один из важнейших этапов штурманской подготовки к рейсу, предшествующий выбору маршрута судна и предварительной прокладке – выполняется по подобным навигационным морским картам, руководствам и пособиям с учетом рекомендаций служб безопасности мореплавания.
Лишь после всех вышеперечисленных действий и после одобрения выбранного пути капитаном третий помощник капитана выполняет предварительную прокладку.
1.7 Выбор трансокеанского пути
Когда трасса предстоящего плавания включает в себя океанский переход, влияние погоды и состояния моря приобретают особо важное и нередко основное значение при выборе наивыгоднейшего пути судна. При осуществлении такого выбора нередко возникает потребность удовлетворить самые разные запросы – переход должен быть безопасным, экономичным, протекать в желаемые сроки и при наиболее благоприятных внешних условиях.
Наивыгоднейший путь судна из одной точки на земной поверхности в другую совпадает с кратчайшим расстоянием между этими точками, то есть с дугой большого круга. Трудность заключается в том, что на применяемых для целей судовождения меркаторских картах ортодромия в виде прямой линии не изображается. На них для прокладки удобнее использовать локсодромию.
При плавании по экватору и меридиану или вблизи их ортодромия и локсодромия совпадают. Но с увеличением широты на курсах отличающихся от 0° или 180°, эта разница возрастает. Вычислим длину локсодромии и ортодромии между двумя поворотными точками при плавании по Атлантическому океану. Координаты начальной и конечной точек:
jн=22°16 'N jк=15°35 'N
lн=65°16 'Е lк=54°10 'Е
Таблица 1.7.1 Расчет длины локсодромии
jk
jн
15° 35'N
22° 16'N
МЧ
940,6
1362,2
lк
lн
54° 10'Е
65°16 'Е
К
S
237° 39.8'
749,7
РШ
jк +jн
-6° 41'к S
-401
37° 51'
РМЧ
-421,6
РД
lк+lн
-11° 06'k W
-666
119° 26'
tgK=
Таблица 1.7.2 Расчет длины ортодромии
sinjн×sinjk
0.10179
cosjн×cosjк×cosРД
0.87474
CosД
0.97653
Д
12° 26.3’746,3
S – Д = 3,38 мили
Таблица 1.7.3 Расчет параметров ортодромии
I
59° 43'
II
-0,09716
III
sin(jк +jн)
0.6136
IV
cosec РШ
-8,59
n=II×III×IV
0,5121
V=arctg n
27° 07,1'
l0=I – V
32°35.4'
lн - l0
54° 05,6'
cosec(lн - l0)
1,70472
tg jн
0,40945
Ctg K0
0,697998
Таблица 1.7.4 Расчет промежуточных точек
i
1
2
3
4
5
6
li
054°10’Е
056°10’Е
058°10’Е
060°10’Е
062°10’Е
064°10’Е
li- l0
21,58°
23,58°
25,58°
27,58°
29,58°
31,58°
sin(li- l0)
0,36779
0,40003
0,43177
0,46299
0,49364
0,52369
tgj
0.25672
0,27922
0,30137
0,32317
0,34456
0,36553
j
14°23,3’N
15°36,2’N
16°46,1’N
17°54,6 ’N
19°00,7 ’N
20°04,6 ’N
tgj=sin(l-l0)×ctgK0, где: ctgK0=tgjн×cosec(lн - l0)
1.8 Подготовка технических средств навигации
Обязанности помощника капитана, на которого возложено обслуживание технических средств судовождения, определены РШС и Правилами технической эксплуатации судовой электрорадионавигационной аппаратуры.
Технические средства судовождения на данном этапе закреплены за электронавигатором, который должен перед выходом судна в море обеспечить подготовку всех приборов к работе и доложить о готовности старшему помощнику капитана.
Общие требования к подготовке средств навигации следующие:
· Секстан должен быть всегда в рабочем состоянии. При подготовке к плаванию проверяют комплектность секстана, протирают оптику, производят выверки.
· Магнитный компас – проверяют свободное вращение пеленгатора, правильную установку его призмы и нитей, готовность таблицы девиации, соответствие записанных и фактических положений магнитов девиационного прибора.
· Гирокомпас готовят согласно Правилам технической эксплуатации и соответствующей инструкции. Запускают его заблаговременно, не позже, чем за 6 часов до отхода судна.
· Лаг готовят к работе в соответствии с инструкции по эксплуатации. Проводят осмотр, пробное включение электросхемы, установку нуля, проверяют соответствие установки корректора, записав в формуляре и наличие таблицы поправок у репитеров.
· Радиолокатор готовят в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации. Производят внешний осмотр. Если есть возможность, производят контрольные обсервации.
· Приемоиндикаторы СНС. До выхода в рейс должно быть выполнено не менее трех обсерваций. Проверяют сопряжение с гирокомпасом и лагом – расхождения не должны превышать 0,2° и 0,2 узла.
· Радиопеленгатор проверяют путем включения и пеленгования нескольких станций, кроме того, уточняют наличие у радиопеленгатора таблицы и графика радиодевиации, расхождения которых с фактической допускаются не более чем на 0,7°.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17