n – число структурных частей.
Этот показатель отражает среднее изменение удельного веса (в процентных пунктах), которое имело место за рассматриваемый период.
2. Квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов:
позволяет получит сводную оценку скорости изменения удельных весов отдельных частей совокупности.
3. Средний квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов:
используется для сводной характеристики интенсивности изменения удельных весов, отражает средний относительный прирост удельного веса ( в процентах), который наблюдается за рассматриваемый период.
4. Коэффициент К.Гатаева:
где - удельный вес(доля) i-той части совокупности в j-ой период времени
Чем ближе коэффициент к единице, тем более заметны различия в структуре.
5. Коэффициент Салаи:
Таблица 2.10
Шкала оценки меры существенности различия структур
Интервалы значений коэффициентов Салаи и К.Гатаева
Характеристика меры структурных
различий
0,000-0,030
0,031-0,070
0,071-0,150
0,151-0,300
0,301-0,500
0,501-0,700
0,701-0,900
0,900 и выше
Тождественность структур
Весьма низкий уровень различия структур
Низкий уровень различий
Существенный уровень различий
Значительный уровень различия
Весьма значительный уровень различия
Противоположный тип структур
Полная противоположность структур
С помощью описанных выше показателей произведем оценку динамики структуры числа перевезенных пассажиров и пассажирооборота:
Таблица 2.11
Перевозки пассажиров и пассажирооборот внутреннего водного транспорта(абсолютные показатели)
2005
2006
2007
Перевезено пассажиров - всего, млн. человек
16,1
14,1
21,5
в том числе по видам сообщения:
международное
0,1
0,5
дальнее
1,3
1,1
1,6
пригородное
10
9
12,7
внутригородское
4,7
3,9
6,7
Пассажирооборот - всего, млрд. пассажиро-километров
0,7
0,6
1
0,004
0,005
0,2
0,06
0,05
0,07
На основе абсолютных данных таблицы 2.11 рассчитаем структуру исследуемых совокупностей:
Таблица 2.12
Удельный вес перевозки пассажиров и пассажирооборот внутреннего водного транспорта по видам сообщения
Перевезено пассажиров - всего, %
100,00
0,63
0,71
2,33
8,07
7,80
7,44
62,11
63,83
59,07
29,19
27,66
31,16
0,60
0,76
0,51
75,30
76,34
71,79
15,06
15,27
20,51
9,04
7,63
7,18
Как следует из таблицы 2.12, структура показателей претерпевала значительные изменения: удельный вес перевезенных пассажиров по международному сообщению в 2007г. в течение всего анализируемого периода возрастало. Также возрастает количество перевезенных пассажиров по внутригородскому транспорту. В дальнем и пригородном сообщении количество перевезенных пассажиров снизилось.
Отметим, что при росте доли пассажиров, перевезенным международным транспортом, пассажирооборот по данному направлению перевозок снизился, что свидетельствует о сокращении протяженности средней поездки. В то же время при снижении доли пригородного сообщения в общем объеме перевозок пассажиров, пассажирооборот по данному направлению возрос.
Для оценки существенности структурных сдвигов в 2007г. по сравнению с 2005 г. в структуре перевозки пассажиров и пассажирооборота внутреннего водного транспорта по видам транспорта произведем вспомогательные расчеты:
Таблица 2.13
Анализ структуры перевозки пассажиров внутреннего водного транспорта по видам сообщения
Удельный вес, в % к итогу
1,7
2,89
4,59
0,33
0,40
0,00
3,04
9,24
0,15
1,97
3,88
0,13
Итого
7,34
16,41
4,92
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21