Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий
производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании, как структуры,
так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы
можно выделить:
·
демократизацию системы обучения и воспитания;
·
гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
·
компьютеризацию процесса образования;
·
интернационализацию процесса образования.
В ходе их реализации предполагается:
1) видоизменить организацию и
технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного
процесса. Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая
модель образования, в рамках которой происходит отход и снижение роли учителя
в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения
получаемой им информации;
2) по иному подойти к выработке
критериев эффективности результатов образования — ими должны стать не только
полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и
нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем,
поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI веке.
В настоящее время в России идет становление новой системы
образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное
пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической
теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена
образовательной парадигмы: предлагается новое содержание и новые подходы к
образованию. Содержание образования дополняется современными процессуальными
умениями, направленными на развитие способностей оперирования информацией.
Традиционные способы ретрансляции знаний — устная и письменная речь — уступают
место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных
сетей глобального масштаба. Особая роль отводится духовному воспитанию
личности, становлению нравственного облика человека XXI века
и в этом смысле ценность образования трудно переоценить.
Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь
человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего его
мира, ориентироваться в нём. Безусловной ценностью для личности является
обладание достижениями общечеловеческого, цивилизованного развития,
профессиональными знаниями, позволяющими человеку занять своё место в
сложившейся системе разделения труда. Сейчас образование называют основным
социальным лифтом, то есть образование даёт возможность каждому человеку
подняться в социальной структуре на то место, которое он заслуживает своими
личными качествами и уровнем образования. Однако получение аттестата или
диплома в современном быстро меняющемся мире, когда поток информации постоянно
возрастает, ещё не является залогом сохранения знаний в последующем.
Важное значение в современном мире приобретает
самообразование.
Самообразование - наиболее
активное и плодотворное средство формирования мировоззренческих,
профессиональных и общекультурных качеств человека. Оно обогащает интеллект,
профессиональную эрудицию, служит целям совершенствования личности, формирует
политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую культуру
личности, способствует творческому мышлению, выработке собственной позиции по
различным вопросам общественной жизни. Самообразование предполагает постоянное
обновление знаний. При этом знания пополняются не ради простого накопления, а
для более глубокого и прочного овладения ими, для проникновения в суть
общественных и природных процессов и явлений.
Самообразование не самоцель, оно диктуется объективными
потребностями, связанными с усложнением и дифференциацией общества. Одно из
неоспоримых преимуществ самообразования состоит в том, что оно может длиться
всю жизнь, даже тогда, когда возраст, здоровье и другие причины не позволяют
человеку учиться в общеобразовательных учреждениях. В самообразовании есть тот
беспокойный творческий поиск, самоактуализация, самосознание, которые
свидетельствуют о стремлении к самосовершенствованию.
Значение образования для самореализации заключается в том,
что образование рассматривается ныне как одно из основных прав, без которого
невозможно развитие человечества и самореализации личности в условиях правового
демократического государства, ибо как утверждал русский педагог С.И.Гессен:
"Мы образовываемся всю жизнь и нет такого момента в нашей жизни, когда мы
могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования, не
говоря уже о его общественной и государственной значимости. Только
необразованный человек может утверждать, что он сполна решил для себя проблему
образования".