Рефераты. Правовое государство. Права и свободы человека и гражданина






В средние века большинство школ в Западной Европе были церковными (или монастырскими). Они в свою оче­редь подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. В первых готовили в основ­ном приходских священников. В таких школах обучение было платным и велось на латинском языке. Учеников учили читать (в основном — молитвы), писать, изобра­жать числа с помощью пальцев, петь церковные песни и совершать церковные обряды.

Более крупные средневековые школы, возникавшие при епископских кафедрах, давали иное образование. В таких школах следовали римской традиции и изучали так на­зываемые "семь свободных искусств": грамматику, рито­рику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Система свободных искусств была двухуровне­вой. На начальном уровне преподавались грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли ос­тальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12-13 лет.

Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских городских частных и муниципаль­ных школ (то есть школ, которые находились в ведении го­родского совета). Растущим городам требовалось все боль­ше образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а со­держание обучения диктовалось, прежде всего, практичес­ким потребностям того или иного города. Латынь в этих школах постепенно вытеснялась национальными языками.

К периоду средневековья относится и появление пер­вых высших учебных заведений — университетов. Созда­вались они либо на основе бывших кафедральных (епис­копальных) школ (именно так возник в XII веке Париж­ский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками (именно таким образом из кружка последова­телей знаменитого знатока римского права Ирнерия раз­вился Болонский университет).

Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе фа­культетов стояли деканы. Совместно студенты и препо­даватели избирали руководителя университета — ректо­ра. Средневековая высшая школа имела обычно три фа­культета: юридический, философский (богословский) и ме­дицинский. Срок обучения на разных факультетах суще­ственно отличался: подготовка будущего юриста или ме­дика занимала 5-6 лет, будущего философа-богослова — целых 15. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по заранее поставленным вопросам.

В XIV-XV вв. появляются так называемые коллегии (от этого названия впоследствии произойдет слово "кол­ледж"). Сначала коллегиями называли общежития сту­дентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, — Сорбона — по­степенно разрослась и дала свое название всему Парижс­кому университету — самой крупной высшей школе сред­невековья. К концу XV века в Европе существовало око­ло 80 университетов. Многие из них — Болонский, Кем­бриджский, Оксфордский, Краковский и др. — существуют и сегодня.

В нашей стране первые высшие учебные заведения по­явились достаточно поздно. Еще сподвижники Петра I предлагали создать в России светские "академии".

В 1724 году император издал указ об "учинении" в Санкт-Петербурге Академии наук, при которой создава­лись университет и гимназия, где должны были "молодых людей публично обучать". Предполагалось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашенные в Россию видные европейские ученые.

Однако полноценных занятий в Академическом универ­ситете организовать не удалось. Многие студенты оказа­лись слабо подготовленными, и ко всему прочему они не знали латынь — основной язык науки того времени, на котором велось преподавание в университете. Иностран­ные преподаватели вскоре вернулись на родину и читать лекции стало некому. Мало помогло делу и учреждение казенных стипендий для студентов. Первый универси­тетский выпуск — из 9 человек — состоялся лишь в 1753 году. М.В.Ломоносов разочарованно заметил по этому поводу, что "при Академии наук не токмо настоящего уни­верситета не бывало, но еще ни образа, ни подобия уни­верситетского образования".

Попытки Ломоносова реформировать университет не встретили понимания в Академии. И тогда ученый решил употребить все свои силы на создание нового универси­тета по европейскому образцу. Его поддержал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф И.Шувалов.

12 января 1755 года императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля по евро­пейской традиции состоялась его инаугурация — торже­ственный акт открытия. В конце XVIII века Московский университет был единственным высшим светским учебным учреждением в России, так как к тому времени деятель­ность Академического университета фактически прекра­тилась. Студенты обучались на трех факультетах — фи­лософском, медицинском и юридическом. С 1768 года пре­подавание велось на русском языке. Будущих студентов готовили в университетской гимназии с отделениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не при­нимали. Выпускники получали офицерский чин. Наибо­лее способных отправляли на стажировку в европейские университеты.

Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались философия, математика, физика, а также исторические, словесные и экономические науки. Затем они переходили на юридический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисципли­ны по избранной специальности. Кстати, первое светс­кое специальное учебное заведение в Москве — Школа на­вигационных и математических наук — было основано Петром I еще в 1701 году. Школа помещалась в ныне уже не существующей Сухаревой башне.

Однако, несмотря на успехи, достигнутые в сфере об­разования в средние века и в Новое время, следует отме­тить тот факт, что доступно оно было только отдельным, весьма небольшим слоям общества, — большинство на­селения не имело возможности получить не только выс­шее, но даже среднее образование.

Положение стало меняться с конца XIX века. А XX век стал временем перехода большинства стран мира к все­общему среднему образованию. Были предприняты попыт­ки полной ликвидации неграмотности среди населения. В развитых странах мира получение среднего образования стало обязательным. Сегодня можно констатировать тот факт, что образование в XX веке превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности. Рас­ходы на него составляют в развитых странах до 8-9% национального дохода. Однако в некоторых развивающихся странах поло­жение с ликвидацией неграмотности нельзя назвать бла­гополучным — доля неграмотного населения в них по раз­личным данным составляет от 75 до 85% всего населе­ния. Такое положение фактически обрекает эти страны на отставание в области экономики, ибо эффективное раз­витие последней сегодня возможно только на базе дости­жений научно-технического прогресса и при наличии огромного количества высо­коквалифицированных кадров.

Основным институтом современного образования явля­ется школа. От других форм обучения она отличается мно­гообразием подготовки учащихся, а также особыми тех­нологиями, используемые в процессе занятий. Выполняя "заказ" общества, школа, наряду с учебными заведения­ми иных типов, осуществляет подготовку квалифициро­ванных кадров для различных сфер человеческой деятельности. Школа — один из основных элементов системы об­разования.

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образова­тельных учреждений и органов управления, а также ком­плекс принципов, определяющих ее функционирование. Характер системы образования в любом государстве оп­ределяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальны­ми особенностями страны.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной по­литики. В настоящее время образовательная политика в Российской Федерации строится на следующих принципах:

·        гуманистический характер образования;

·        приоритет общечеловеческих ценностей;

·        право личности на свободное развитие;

·        единство федерального образования при праве на сво­еобразие образования национальных и региональных культур;

·        общедоступность образования;

·        адаптивность системы образования к потребнос­тям обучаемых;

·        светский характер образования в государственных учреждениях;

·        свобода и плюрализм в образовании;

·        демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образователь­ных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления и при­оритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

  Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или  основной  профессиональной  образовательной  программы  действует  единый государственный  образовательный  стандарт.  Правительство  Российской  Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.




        Общее и профессиональное образование включает в себя ряд ступеней.


Ступени образования

Учебные заведения

Общее

Дошкольное

Ясли, ясли-сады, детские сады, домашнее и т.д.

т.

Начальное  (1-4-е классы)

Основное  (5-9-е классы)

Среднее (полное) 10-11-е классы


Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, лицеи, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, надомное обучение

Профессио-нальное

Начальное

Профессионально-технические училища и другие училища данного уровня

Среднее

Техникумы, колледжи, училища (медицинские, музыкальные, цирковые и др.)



Высшее

Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы, высшие училища

Послевузовское

Аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, докторантуры, курсы повышения квалификации



Стремительное развитие науки и связанных с ней тех­нологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании, как структуры, так и содержания об­разования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:

·        демократизацию системы обучения и воспитания;

·        гуманитаризацию и гуманизацию процесса образо­вания;

·        компьютеризацию процесса образования;

·        интернационализацию процесса образования.

В ходе их реализации предполагается:

1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рам­ках которой происходит отход и снижение роли учителя в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации;

2) по иному подойти к выработке критериев эффектив­ности результатов образования — ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выжива­емости в XXI веке.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс со­провождается существенными изменениями в педагогичес­кой теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предла­гается новое содержание и новые подходы к образованию. Содержание образования дополняется современными про­цессуальными умениями, направленными на развитие спо­собностей оперирования информацией. Традиционные спо­собы ретрансляции знаний — устная и письменная речь — уступают место компьютерным средствам обучения, ис­пользованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека XXI века и в этом смысле ценность образования трудно переоценить.

Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего его мира, ориентироваться в нём. Безусловной ценностью  для  личности  является  обладание  достижениями  общечеловеческого, цивилизованного развития, профессиональными знаниями, позволяющими человеку занять своё место в сложившейся системе разделения труда. Сейчас образование называют основным социальным лифтом, то есть образование даёт возможность каждому человеку подняться в социальной структуре на то место, которое он заслуживает своими личными качествами и уровнем образования. Однако получение аттестата или диплома в современном быстро меняющемся мире, когда поток информации постоянно возрастает, ещё не является залогом сохранения знаний в последующем.

Важное значение в современном мире приобретает самообразование.

Самообразование - наиболее активное и плодотворное средство формирования мировоззренческих, профессиональных и общекультурных качеств человека. Оно обогащает интеллект, профессиональную эрудицию, служит целям совершенствования личности, формирует политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую культуру личности, способствует творческому мышлению, выработке собственной позиции по различным вопросам общественной жизни. Самообразование предполагает постоянное обновление знаний. При этом знания пополняются не ради простого накопления, а для более глубокого и прочного овладения ими, для проникновения в суть общественных и природных процессов и явлений.

Самообразование не самоцель, оно диктуется объективными потребностями, связанными с усложнением и дифференциацией общества. Одно из неоспоримых преимуществ самообразования состоит в том, что оно может длиться всю жизнь, даже тогда, когда возраст, здоровье и другие причины не позволяют человеку учиться в общеобразовательных учреждениях. В самообразовании есть тот беспокойный творческий поиск, самоактуализация, самосознание, которые свидетельствуют о стремлении к самосовершенствованию.

Значение образования для самореализации заключается в том, что образование рассматривается ныне как одно из основных прав, без которого невозможно развитие человечества и самореализации личности в условиях правового демократического государства, ибо как утверждал русский педагог С.И.Гессен: "Мы образовываемся всю жизнь и нет такого момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования, не говоря уже о его общественной и государственной значимости. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна решил для себя проблему образования".























          

Литература.


1.           Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. "Обществознание". Экспериментальный учебник для 10-11 классов. М.,"Вентана-Графф", 2004.

2.           Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лабезников А.Ю. и др. "Человек и общество". Обществознание для 10-11 классов. М., "Просвещение", 2003.

3.           Конституция России. Учебное пособие. М., "ЛексЭст", 2003.

4.           Гуревич П.С. "Человек и культура", 10-11 класс. М., "Дрофи", 2001.

5.           Гречко П.К. "Введение в обществознание". М., "Поматур", 2000.

6.           "Основы государства и права" – журналы под ред. Шабалиной Т.Н. ООО "Правовая литература", 2003,2004,2005 (выборочно по теме).

7.           Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. "Основы обществознания". М., Новый учебник, 2003.

8.           Лукашук И.И. "Международное право". Учебник для ВУЗ'ов. М., "Бек".

9.           Закон РФ "Об образовании". Преамбула, ст.5,9,14.

10.       Хрестоматия "Человек и общество. Основы современной цивилизации", 1992.

11.       Международные правозащитные организации и акты по правам и свободам личности.




 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.