Рефераты. Правовое государство. Права и свободы человека и гражданина






Правовое государство. Права и свободы человека и гражданина








Правовое государство.

Права и свободы человека и гражданина






                                                                            Аттестационная работа

                                                                              ученицы 11'а' класса

                                                              ГОУ школы № 311 СВОУО г.Москвы

                                                          Бочарниковой Анастасии















2005 год




План


1.           Правовое государство – путь к утверждению подлинной демократии.

2.           Права и свободы человека. Их центральное место в теории и практике построения правового государства.

3.           Право на образование – неотъемлемое право в развитии и самореализации личности.



Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии, полицейщине и вызревала в умах великих мыслителей, опиравшихся на мировую политическую практику и стремившихся поставить государство на службу народу. В противовес всевластию государства в новое время возникла идея гражданского общества.

В наиболее полном виде концепцию гражданского общества разработал немецкий философ Г.Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полиция и т.п.).

В современной науке и практике гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пределах гражданского общества индивиды имеют возможность реализовать свои частные интересы и осуществлять индивидуальный выбор.

Таким образом, понятия гражданское общество и государство отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Составляющей основой гражданского общества является свободный, самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для нормального функционирования гражданского общества необходимы и другие предпосылки, такие как:

·        экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);

·        социальные (большой удельный вес в обществе среднего класса);

·        политико-правовые (юридическое равенство всех граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм);

·        культурные (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова) и др.


На первом этапе (XVI – XVII вв.) появляется буржуазная этика, то есть складываются экономические и политические предпосылки и происходит переворот в общественной идеологии. В XVIII – XIX вв. гражданское общество формируется в наиболее развитых странах Европы и в США в виде капитализма свободной конкуренции. Основу политической жизни составляют принципы и ценности либерализма. В XX веке происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу) и идет процесс становления правового социального государства. Как видно из вышеизложенного, процесс этот длительный и сложный.

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социально-культурном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором уровне – для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы; третий уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности в виде создания партий и политических движений – элементов политической системы общества.

Конец XX века приблизил человечество к реальному воплощению идеи правового государства, концепцию которого наиболее полно вслед за Аристотелем, Платоном и Гегелем раскрыли И.Кант и Ш.Монтескье.

Кант, создавая целостное учение о правовом государстве, полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. В обществе существует противоречие между склонностью людей жить сообща, с одной стороны, и недоброжелательностью и эгоизмом – с другой. Разрешение этого противоречия, то есть равноправия всех членов общества, по мнению Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Последнее представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. По Канту исполнительная власть формируется законодательной, а сама назначает судебную власть. Такая структура власти, как считал Кант, не только обеспечивает разделение властей, но и их равновесие.

Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.


Признаками правового государства являются:

1)     верховенство закона, "связанность" государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности должны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, то есть

·        максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

·        приниматься компетентными органами, которые уполномочены народом;

·        приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

·        должна соблюдаться иерархия законов: они не должны противоречить ни Конституции, ни друг другу. Все подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;

2)     соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и  реально защищать на практике;

3)     последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы "сдержек" и "противовесов", взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

4)     взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна обязательно последовать ответственность, невзирая на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.


Предпосылками (основой) создания и функционирования правового государства служат:

1)     производственные отношения, основанные на многих формах собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2)     режим демократии, конституциализма, парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3)     высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

4)     с юридической стороны – создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5)     гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь "разгосударственное" общество способно самостоятельно, без повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы, может быть основой, то есть социальной базой, правового государства.

 

Среди различных регуляторов общественных отношений (мораль, обычаи, традиции, нормы общественных организаций) особое место занимает право. В юридической науке наряду с понятием "право", то есть возможностью индивида обладать определенным благом, связанным с активной государственной деятельностью, используется и термин "свобода". Вместе с тем, между правом и свободой имеются определенные различия: термин "свобода" означает более широкие возможности индивида, который не преследует цели получения конкретного социального блага, а удовлетворяет тот или иной род потребностей.

Иными словами, свободу человека можно определить как широкие возможности индивида удовлетворить тот или иной род потребностей, не обращаясь за помощью к государству. Например, понятие "свобода совести и вероисповедания" выражает религиозные потребности людей. Для этого они создают религиозные объединения и участвуют в их деятельности. Роль государства сводится к тому, чтобы не мешать пользоваться указанной свободой. А если, например, рассмотреть "право на труд", то есть конкретное притязание на рабочее место или должность, то в данном случае для реализации этого права государство должно проводить политику по трудоустройству, подготовке и переподготовке кадров.

Права человека, охватывающие сферу личной, семейной и другой частной жизни, не подконтрольны государству. Они распространяются на каждого человека. Они неотчуждаемы и принадлежат людям от рождения. Они вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства и являются объектом международно-правового регулирования и защиты. В то же время права гражданина охватывают сферу его отношений с государством.

И какого бы права мы впредь не касались необходимо сослаться на ряд международных документов, регулирующих отношения прав личности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.