· Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций в 1948 году. Данная Декларация провозглашает принципы правового положения личности, устанавливает стандарт этого положения, имеет международное значение и носит рекомендательный характер. На основании принципов этой Декларации Организация Объединенных наций приняла ряд международных договоров и других документов, которые имеют обязывающий характер для участников договоров и присоединившихся к ним государств;
· Конвенция о политических правах женщин (1952 г.);
· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);
· Международный пакт о гражданских и политических правах (принят в 1966 г., вступил в силу с 1973 г.);
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
· Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
В большинстве развитых стран раздел о правах и свободах личности занимает значительную часть их Конституций, так как заимствованы из текста Всеобщей Декларации.
Стремление России в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).
В Конституции закреплены следующие права и свободы:
· личные (определяют статус человека как биосоциального организма): право на жизнь, достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, на частную жизнь, неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободу передвижений и места жительства, свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова;
· политические права и свободы (определяют статус человека как субъекта политической общности – государства): свобода печати и информации, право на объединение, право на мирные собрания и публичные манифестации, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право обращений;
· экономические, социальные и культурные права и свободы (определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни): право на экономическую деятельность, право частной собственности, трудовые права и свободы (свобода труда, право на труд, на забастовку, на отдых и др.), защита материнства, детства и семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, свободу творчества, право на участие в культурной жизни.
Следуя принципу равенства прав и обязанностей, Конституция РФ закрепляет следующие обязанности человека и гражданина:
• соблюдение Конституции и законов,
• уважение прав и свобод других лиц,
• забота о детях и нетрудоспособных родителях,
• уплата установленных законом налогов и сборов,
• сохранение природы и окружающей среды,
• защита Отечества.
Конституция гарантирует соблюдение прав и свобод, о чем свидетельствует закрепление следующих положений:
· защита прав и свобод — обязанность государства;
· допускается самозащита прав и свобод путем обжалования действий должностных лиц, обращения в средства массовой информации, использования правозащитных организаций, защиты с помощью оружия — на основании Закона "Об оружии" (в пределах необходимой обороны и крайней необходимости);
· судебная защита;
· международная защита (право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека на основе наличия соответствующих международных договоров РФ. Это право используется, если исчерпаны все средства правовой защиты);
· возмещение вреда (регулируется гражданско-правовым законодательством);
· неотменяемость прав и свобод, но возможность их ограничения.
Различают два понятия: "права человека" и "права гражданина".
Права человека являются исходными, они принадлежат всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет.
Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, а также всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.
Права гражданина предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Лица, не имеющие гражданства, этих, прав в данном государстве не имеют.
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Признавая неотчуждаемость прав человека и гражданина, Конституция РФ в ч.3 ст.55 предусматривает возможность их ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Мера этой ответственности в российском праве четко не установлена. В то же время в мировой конституционной теории и практике признано, что она может иметь место только в условиях чрезвычайного положения. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.4) позволяет применение ограничений, но требует от государства-участника официального объявления и сообщения об этом другим государствам.
В связи с таким положением, Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию в 2005 году четко обозначил, что страна будет двигаться навстречу ценностям свободы и демократии, к созданию открытого общества (то есть правового общества) равных возможностей, но безусловно в рамках действующих законов на основе права.
Каковы же основные признаки права? Это, прежде всего:
· волевой характер (право выражает волю и интересы всего общества либо его части);
· общеобязательность (оно представляет собой совокупность властных предписаний государства относительно возможного и должного поведения субъектов);
· нормативность (право отражено в нормах — конкретных правилах поведения);
· связь с государством (условия и требования права исходят от государства, от имени которого осуществляется принуждение в случае их неисполнения);
· системность (право представляет собой систему юридических норм, которые объединяются в правовые институты и инструменты, которые, в свою очередь, составляют отрасль права, а отрасли права в своей совокупности и взаимосвязи и составляют систему права определенного государства).
Право осуществляет регулятивную и охранительную функции в обществе.
Особенности регулятивной функции заключаются в установлении моделей поведения субъектов правоотношений. Регулятивная функция права призвана закреплять и изменять права и обязанности субъектов, определять компетенцию государственных и муниципальных органов и полномочия должностных лиц, устанавливать условия возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Охранительная функция права направлена на защиту прав и законных интересов участников правоотношений и реализуется посредством установления правом запретов и процессуальных норм, позволяющих субъектам права в установленном законом порядке отстаивать свои права.
Право призвано регулировать общественные отношения, однако не все общественные отношения подлежат правовому регулированию. Так, например, не охватываются правом такие категории, как добро, зло, совесть, моральный долг, общественное мнение. В связи с этим право, являясь мощным социальным регулятором, в системе социальных норм занимает лишь свое определенное место, поскольку общественные отношения, не охваченные правовыми нормами, регулируются этическими (моральными) нормами, нарушение которых влечет не государственно-правовое, а лишь общественное воздействие. Таким образом, общественные (социальные) нормы и нормы права соотносятся между собой как целое и часть.
Существует также обычное право в виде системы норм, правил поведения, основывающихся на обычаях.
Право возникло вместе с государством, когда сложившиеся в человеческом обществе нормы обычаев были возведены в ранг акта, исходящего от государства, которое обеспечивало его действие и наказывало за его неисполнение.
Данное понимание права возникло как симбиоз основных теорий права, представители которых выделяли в праве как общественном институте одну из черт и считали, что она, доминируя над другими, является определяющей для права в целом.
Сторонники естественно-правовой теории, сложившейся в эпоху буржуазных революций XVII – XVIII вв. (Гоббс, Локк, Радищев) в рамках данной доктрины разделяли право и закон, считая, что наряду с законами, то есть позитивным правом, принимаемым государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Источником прав человека они считали не законодательство, а саму человеческую природу, поскольку естественные права приобретаются не в результате акта государства, а от рождения.
Представители исторической школы права XVIII – XIX вв. (Гуго, Савиньи, Пухта) считали, что право – это историческое явление, которое не вводится по чьему-либо указанию, а развивается постепенно и стихийно. Под правом они понимали в первую очередь правовые обычаи, а законы рассматривали лишь как производное от них. Сторонники исторической школы отрицали права человека, поскольку правовые обычаи, которые легли в основу первых законодательных актов, не отражали никаких естественных прав человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6