Рефераты. Правовое государство. Права и свободы человека и гражданина






Но если от субъективного права можно отказаться, то есть не воспользоваться своим правом, то от исполне­ния юридической обязанности нельзя отказаться. От­каз от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности.

Правоотношения возникают из юридических фак­тов. Все юридические факты делятся на события и действия.

События — юридические факты, не зависящие от воли субъектов правоотношений. Например, такое со­бытие, как смерть наследодателя, является основанием для призвания к наследованию его наследников.

В отличие от событий действия являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В отдельных случаях закон предусматривает неправомер­ность бездействия (неоказание помощи капитаном суд­на другому судну, которое терпит кораблекрушение, неисполнение договорных обязательств).


Классификация правоотношений может проводить­ся по различным основаниям.

По отраслям права:

·        конституционные (отношения по поводу прав и свобод). Это общественные отношения, урегулиро­ванные нормой конституционного права, содержа­нием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой;

·        административные (в сфере государственного управления). Круг участников административно-правовых отношений обусловлен всеобщностью, универсальностью предмета регулирования, охва­тывающего все стороны хозяйственной, социальной и правоохранительной сфер. Субъектами являются как физические лица, так и коллективные обра­зования (государственные органы, их структурные подразделения, общественные объединения, обще­ственные организации, предприятия и учреждения, кооперативы и иные законные объединения гра­ждан). В правоотношениях в процессе применения мер административного принуждения к наруши­телям порядка объектом правоотношения являет­ся ограничение прав или личной свободы, напри­мер, лишение права на управление транспортным средством, административный арест. Одна из сто­рон административного правоотношения наделена государственно-властными полномочиями;

·        гражданско-правовые имущественные (например, по поводу аренды помещения), а также тесно свя­занные с ними личные неимущественные отноше­ния (например, по поводу получения автором возна­граждения за опубликование литературного произ­ведения). Особенностями гражданско-правового от­ношения являются: юридическое равенство сторон, их юридическая независимость друг от друга и подчинение только закону; возникновение отноше­ний, как правило, на основании договора или из причинения вреда;

·        уголовно-правовые (отношения ответственности за различные виды преступлений). Основанием воз­никновения уголовного правоотношения является нарушение уголовного закона. Субъектами явля­ются, с одной стороны,  государственно-властные органы (органы дознания, следствия, судебные ор­ганы и др.), наделенные специальными правами по применению различных мер воздействия, с другой стороны — физическое лицо;

·        финансовые (принятие, исполнение бюджета, испол­нение обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей по предоставлению финан­совой отчетности, получение и возврат кредита и др.);

·        семейные (заключение брака, установление отцов­ства, алиментные и другие правоотношения);

·        правоотношения в иных отраслях права.

По содержанию:

·        общерегулятивные (например, общие отношения гражданства);

·        регулятивные (конкретные правоотношения, на­пример, отрегулированные гражданско-правовым договором);

·        охранительные (например, отношения уголовной ответственности и наказания).

По характеру:

·        процессуальные (отношения по возбуждению уго­ловного дела, ведению следствия);

·        материальные (отношения по существу данного уголовного дела);

·        иные правоотношения.

По количеству участников:

·        простые (например, двусторонний договор);

·        сложные (сбор подписей за назначение референдума).

По степени определенности:

·        абсолютные (существуют между отдельным субъ­ектом и всеми остальными, например, отношения частной собственности);

·        относительные — между конкретными субъекта­ми (например, арендодателем и арендатором).

По характеру обязанности:

·        активные (обязанность оказать услугу по договору);

·        пассивные (непрепятствие владению имуществом).

По продолжительности:

·        моментальные (мена, купля-продажа);

·        длительные (аренда).


Вступая в правоотношения, его субъекты реализу­ют свои права.

Реализация права представляет собой воплощение предписаний юридических норм в поведении субъектов права. Формами реализации права выступают: исполь­зование права, исполнение права, соблюдение права, применение права.

Использование права выражается в реализации воз­можностей, которые предоставляются субъектам пра­воотношений нормами права по своему усмотрению. Примером использования права может служить уча­стие гражданина РФ в выборах как осуществление его избирательных прав, установленных в п.2 ст.32 Конституции РФ.

Исполнение права выражается в надлежащем осу­ществлении обязанностей субъекта, что представляет собой совершение действий, которые предписывают­ся нормами права. Так, подача декларации о доходах в налоговую инспекцию является одной из форм ис­полнения конституционной обязанности граждан РФ, установленной в ст.57 Конституции РФ, платить уста­новленные законом налоги и сборы.

Соблюдение права выражается в воздержании от со­вершения действий, запрещенных юридическими нор­мами. Например, не совершая деяний, предусмотрен­ных Особенной частью Уголовного кодекса РФ, гра­ждане реализуют требования уголовного закона. Та­ким образом, соблюдение права носит в отличие от его использования и исполнения пассивный характер.

Если субъектами использования, исполнения и со­блюдения права могут быть любые участники право­отношений, то осуществлять применение права могут только уполномоченные на то органы и должностные лица, поскольку применение права — это властная де­ятельность компетентных органов по реализации пра­вовых норм, осуществляемая в процессуальной форме, связанная с изданием правоприменительного акта (на­пример, приговора суда, приказа об увольнении и др.).

Правоприменительную деятельность осуществляют компетентные государственные и муниципальные орга­ны и их должностные лица (например, суд, прокурор, милиция, налоговая полиция), а также администрация юридического лица, наделенная правом применить ме­ры дисциплинарной ответственности к работнику, на­рушающему правила внутреннего трудового распоряд­ка.

Правоприменительная деятельность состоит из ря­да последовательных действий — стадий, которыми являются:

·        установление фактических обстоятельств дела;

·        выбор и анализ нормы права, подлежащей примене­нию к исследуемым фактическим обстоятельствам;

·        вынесение решения в форме правоприменительного акта;

·        исполнение данного решения (добровольное или принудительное).


Остановлюсь на праве и обязанности граждан России быть образованными.

Образование - это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо их совершенствованию.

Закон РФ "Об образовании" определяет образование как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основными функциями образования являются:

·        передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.);

·        накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведет к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурной целостности;

·        социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования;

·        социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодежи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы;

·        обеспечение профессиональной ориентации человека;

·        введение социально-культурных инноваций. Образование способствует открытиям и  изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций;

·        социальный контроль. Законодательство многих стран, в том числе Российской Федерации, предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.


А теперь немного из истории вопроса об образовании.

Первые школы появились еще в эпоху Древнего мира. Их создание объяснялось практическими потребностями в образованных людях: без таких людей не мог эффектив­но функционировать государственный аппарат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.