Но если от субъективного права можно отказаться, то есть не воспользоваться своим правом, то от исполнения юридической обязанности нельзя отказаться. Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности.
Правоотношения возникают из юридических фактов. Все юридические факты делятся на события и действия.
События — юридические факты, не зависящие от воли субъектов правоотношений. Например, такое событие, как смерть наследодателя, является основанием для призвания к наследованию его наследников.
В отличие от событий действия являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В отдельных случаях закон предусматривает неправомерность бездействия (неоказание помощи капитаном судна другому судну, которое терпит кораблекрушение, неисполнение договорных обязательств).
Классификация правоотношений может проводиться по различным основаниям.
По отраслям права:
· конституционные (отношения по поводу прав и свобод). Это общественные отношения, урегулированные нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой;
· административные (в сфере государственного управления). Круг участников административно-правовых отношений обусловлен всеобщностью, универсальностью предмета регулирования, охватывающего все стороны хозяйственной, социальной и правоохранительной сфер. Субъектами являются как физические лица, так и коллективные образования (государственные органы, их структурные подразделения, общественные объединения, общественные организации, предприятия и учреждения, кооперативы и иные законные объединения граждан). В правоотношениях в процессе применения мер административного принуждения к нарушителям порядка объектом правоотношения является ограничение прав или личной свободы, например, лишение права на управление транспортным средством, административный арест. Одна из сторон административного правоотношения наделена государственно-властными полномочиями;
· гражданско-правовые имущественные (например, по поводу аренды помещения), а также тесно связанные с ними личные неимущественные отношения (например, по поводу получения автором вознаграждения за опубликование литературного произведения). Особенностями гражданско-правового отношения являются: юридическое равенство сторон, их юридическая независимость друг от друга и подчинение только закону; возникновение отношений, как правило, на основании договора или из причинения вреда;
· уголовно-правовые (отношения ответственности за различные виды преступлений). Основанием возникновения уголовного правоотношения является нарушение уголовного закона. Субъектами являются, с одной стороны, государственно-властные органы (органы дознания, следствия, судебные органы и др.), наделенные специальными правами по применению различных мер воздействия, с другой стороны — физическое лицо;
· финансовые (принятие, исполнение бюджета, исполнение обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей по предоставлению финансовой отчетности, получение и возврат кредита и др.);
· семейные (заключение брака, установление отцовства, алиментные и другие правоотношения);
· правоотношения в иных отраслях права.
По содержанию:
· общерегулятивные (например, общие отношения гражданства);
· регулятивные (конкретные правоотношения, например, отрегулированные гражданско-правовым договором);
· охранительные (например, отношения уголовной ответственности и наказания).
По характеру:
· процессуальные (отношения по возбуждению уголовного дела, ведению следствия);
· материальные (отношения по существу данного уголовного дела);
· иные правоотношения.
По количеству участников:
· простые (например, двусторонний договор);
· сложные (сбор подписей за назначение референдума).
По степени определенности:
· абсолютные (существуют между отдельным субъектом и всеми остальными, например, отношения частной собственности);
· относительные — между конкретными субъектами (например, арендодателем и арендатором).
По характеру обязанности:
· активные (обязанность оказать услугу по договору);
· пассивные (непрепятствие владению имуществом).
По продолжительности:
· моментальные (мена, купля-продажа);
· длительные (аренда).
Вступая в правоотношения, его субъекты реализуют свои права.
Реализация права представляет собой воплощение предписаний юридических норм в поведении субъектов права. Формами реализации права выступают: использование права, исполнение права, соблюдение права, применение права.
Использование права выражается в реализации возможностей, которые предоставляются субъектам правоотношений нормами права по своему усмотрению. Примером использования права может служить участие гражданина РФ в выборах как осуществление его избирательных прав, установленных в п.2 ст.32 Конституции РФ.
Исполнение права выражается в надлежащем осуществлении обязанностей субъекта, что представляет собой совершение действий, которые предписываются нормами права. Так, подача декларации о доходах в налоговую инспекцию является одной из форм исполнения конституционной обязанности граждан РФ, установленной в ст.57 Конституции РФ, платить установленные законом налоги и сборы.
Соблюдение права выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами. Например, не совершая деяний, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса РФ, граждане реализуют требования уголовного закона. Таким образом, соблюдение права носит в отличие от его использования и исполнения пассивный характер.
Если субъектами использования, исполнения и соблюдения права могут быть любые участники правоотношений, то осуществлять применение права могут только уполномоченные на то органы и должностные лица, поскольку применение права — это властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм, осуществляемая в процессуальной форме, связанная с изданием правоприменительного акта (например, приговора суда, приказа об увольнении и др.).
Правоприменительную деятельность осуществляют компетентные государственные и муниципальные органы и их должностные лица (например, суд, прокурор, милиция, налоговая полиция), а также администрация юридического лица, наделенная правом применить меры дисциплинарной ответственности к работнику, нарушающему правила внутреннего трудового распорядка.
Правоприменительная деятельность состоит из ряда последовательных действий — стадий, которыми являются:
· установление фактических обстоятельств дела;
· выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам;
· вынесение решения в форме правоприменительного акта;
· исполнение данного решения (добровольное или принудительное).
Остановлюсь на праве и обязанности граждан России быть образованными.
Образование - это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо их совершенствованию.
Закон РФ "Об образовании" определяет образование как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".
Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Основными функциями образования являются:
· передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.);
· накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведет к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурной целостности;
· социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования;
· социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодежи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы;
· обеспечение профессиональной ориентации человека;
· введение социально-культурных инноваций. Образование способствует открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций;
· социальный контроль. Законодательство многих стран, в том числе Российской Федерации, предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.
А теперь немного из истории вопроса об образовании.
Первые школы появились еще в эпоху Древнего мира. Их создание объяснялось практическими потребностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государственный аппарат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6