Рефераты. Правовое государство. Права и свободы человека и гражданина






Нормативистская теория права, сложившаяся в XX веке, представленная Штаммлером, Новгородцевым и Кельзеном, утверждала, что право представляет собой пирамиду норм, на вершине которой находится основ­ная (суверенная) норма, принятая законодателем, на основе которой строятся все иные (низшие) юридиче­ские нормы, которые не должны противоречить данной суверенной норме. Кроме того, нормативисты счита­ли, что юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими и иными факторами.

Представители марксистской теории права XIX – XX вв. (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право как возведенную в закон волю господствующего клас­са, что позволяет собственникам средств производства удерживать власть в обществе.

Психологическая теория права (конец XIX - на­чало XX в.), представленная трудами Петражицкого, Росса, Рейснера, сущность права выводит не из дея­тельности законодателя, а из психологических зако­номерностей — правовые эмоции людей (например, переживания по поводу неисполнения обязанностей), названные интуитивным правом, которое определяет и право вообще.

Социологическая теория права, окончательно сло­жившаяся в XX веке  (Эрлих, Муромцев и др.), считала, что право воплощается не в естественных правах и законах, а именно в реализации законов. Исходя из этого, сторонники данной школы права под правом по­нимали юридические действия, юридическую практи­ку, правопорядок, применение законов, что позволило назвать эту теорию — "теорией живого права".

В зависимости от характера защищаемого обще­ственного отношения право подразделяется на публич­ное и частное. Данное подразделение права было вы­явлено еще древнеримским юристом Ульпианом, кото­рый отмечал, что публичное право относится к пользе государства, то есть защищает государственные инте­ресы и интересы общества в целом. Частное же пра­во, защищает интересы частного лица как отдельного субъекта.

К отраслям частного права относятся: граждан­ское, трудовое и семейное право, а к отраслям публич­ного — все остальные, в том числе: конституционное право (отрасль права, регулирующая отношения, свя­занные с установлением конституционно-правового ста­туса личности, формированием и функционированием органов государственной власти, определяющая терри­ториальное устройство государства); административ­ное право (отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере осуществления исполнительной власти и устанавливающая ответственность за совер­шение административных правонарушений); уголовное право (отрасль права, регулирующая отношения, воз­никающие в связи с совершением преступлений).

Отрасли права составляют систему права опреде­ленного государства — национальную систему права или национальное право. Развитие международных от­ношений показало необходимость существования вме­сте с национальным правом и международного пра­ва, под которым понимается согласованная воля го­сударств, как правило, выраженная в международных конвенциях.

В свою очередь, национальные системы права, обла­дающие общими признаками, образуют правовые се­мьи, которыми являются романо-германская, англо-­американская и семья традиционного права.


Теперь остановлюсь на системе права и ее элементах.

Норма права (юридическая норма, правовая нор­ма) — общеобязательное, формально определенное пра­вило поведения, установленное и обеспечиваемое го­сударством и направленное на урегулирование обще­ственных отношений. Норму права можно представить как своеобразную первоначальную единицу, из кото­рых складывается вся система права.

Структура юридической нормы представлена гипо­тезой, диспозицией и санкцией. Гипотеза есть условие (обстоятельство) действия нормы права, диспозиция — содержание поведения субъекта, санкция — наказание.

Другими словами, в диспозиции указывается пра­вило поведения (права и обязанности) в случае насту­пления обстоятельства, предусмотренного в гипотезе. Так, например, в ст.274 УК РФ "Нарушение пра­вил эксплуатации ЭВМ... лицом, имеющим доступ к ЭВМ... (диспозиция), если это деяние причинило суще­ственный вред (гипотеза), — наказывается лишением права... либо обязательными работами на срок... (санк­ция)".

Существует несколько классификаций правовых норм (см. Приложение).

В зависимости от их функциональной роли они разделяются на:

·        исходные нормы или нормы-принципы, которые определяют основы правового регулирования обще­ственных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нор­мы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юри­дических понятий);

·        общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

·        специальные нормы, которые относятся к отдель­ным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид обще­ственных отношений с учетом присущих им осо­бенностей.

В зависимости от предмета правового регулирова­ния (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские, административ­ные, земельные.

          В   зависимости   от   их   характера  —  на   материаль­ные (конституционные, уголовные, гражданско-правовые, экологические) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные).

    В зависимости от формы выражения диспозиции выделяют нормы:

·        управомочивающие (то есть устанавливающие, что можно делать);

·        обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать);

·        запрещающие (устанавливающие, что нельзя де­лать).

    В зависимости от обязательности исполнения, со­держащегося в юридической норме правила, правовые нормы подразделяются на:

·        императивные (выражающие волю законодателя в категоричной форме и не предусматривающие усмотрения сторон правоотношения);

·        диапозитивные (предусматривающие усмотрение сторон при регулировании правоотношения), по­ощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наи­более приемлемый для государства и общества ва­риант поведения).


Норма права является первичным элементом си­стемы права, под которой понимается внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Все эти элементы тесно связаны между собой, составляют единое целое.

Например, п.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуще­ством. Эта правовая норма является составной частью института "Права собственности". Институт "Права собственности" входит в подотрасль "Вещное право", которая вместе с другими подотраслями составляет одну из ведущих отраслей в системе права РФ, а имен­но — "Гражданское право".

Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на отрасли материального и процессуального права.

Материальное право представлено отраслями пра­ва, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов. К отраслям материаль­ного права относятся конституционное, администра­тивное, гражданское, трудовое, экологическое, уголов­ное, финансовое.

Процессуальное право представлено отраслями права, основная задача которых — установление по­рядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов. Отраслями процессуального права являют­ся, в частности, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное.

В основе деления права на отрасли лежат два кри­терия: предмет и метод правового регулирования.

Под источниками права в юридической науке по­нимают внешнюю форму выражения правовых норм.

Исторически первым источником права был обы­чай — правила поведения, ставшие юридической нор­мой вследствие его общего значения и длительного фактического применения.

Следующий по хронологии появления вид источ­ников права — издаваемые государством нормативно-правовые акты, роль которых в системе источников права в настоящее время является ведущей.

Источником права в странах англо-американской правовой семьи является судебный прецедент (кон­кретное судебное решение по определенному юриди­ческому делу, в соответствии с которым будут разре­шаться сходные дела).

К числу источников права некоторое время в от­дельных странах относилась и правовая доктрина, ко­торая выражалась в трудах ученых-юристов, на кото­рые можно было ссылаться при разрешении дел.

Признаками источника права обладает и междуна­родный нормативный договор.

В настоящее время в Российской Федерации источ­никами права признаются:

•  нормативно-правовые акты,

•  нормативные договоры,

•  обычаи делового оборота (в гражданском праве).


Система нормативно-правовых актов в Россий­ской Федерации представлена законами, подзаконны­ми актами и локальными нормативными актами.

Закон — это принимаемый в особом порядке (гра­жданами на референдуме или законодательным орга­ном) и обладающий высшей юридической силой нор­мативный правовой акт, возведенный государством в обязательное для исполнения обществом правило.

Законы в Российской Федерации на федеральном уровне подразделяются на Конституцию РФ, Федераль­ные конституционные и обыкновенные (Федеральные законы).

Конституция РФ является основным законом, об­ладающим наивысшей юридической силой на террито­рии Российской Федерации. Она является источником права, содержащим базовые нормы для всех иных от­раслей российского права.

К Федеральным конституционным законам отно­сятся такие законы, которые принимаются в соответ­ствии с определенными нормами, содержащимися не­посредственно в Конституции и служат для конкре­тизации последних. Конституция РФ исчерпывающе определяет круг вопросов, по которым принимаются Федеральные конституционные законы (статьи 56, 65, 66, 70, 84, 87, 88, 103, 114, 118, 128, 135, 137 Кон­ституции РФ).

Для принятия Федеральных конституционных за­конов требуется квалифицированное большинство го­лосов депутатов, то есть не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При­нятый палатами Федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом, то есть не может быть использовано отлагательное вето, как это имеет место в отношении Федеральных законов. Такой закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президен­том РФ и обнародованию, то есть опубликованию в официальных изданиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.