Рефераты. Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале






В отсутствии Церкви, в колониях вообще затруднительно было говорить с осужденными о раскаянии, чувстве личной вины и ответственности за совершенное преступление. Многие заключенные, видимо в силу укоренившихся жизненных привычек неверия и недоверия окружающим, не готовы к откровенным беседам со священнослужителями. Только со временем возникающая духовная взаимосвязь священника и заключенного, позволяет убрать преграду недоверия и прежде всего через таинства - покаяния и причастия принести необходимые духовно-нравственные плоды покаяния и возрождения христианина [29, 202].

В отсутствие систематического религиозного образования в тюрьмах, и достаточных библиотек, наибольшее значение приобретают беседы. Ведь беседа - простое, живое, человеческое общение - это именно то, чего иногда не хватает обычному человеку, в заключении, приобретает особенную ценность и приносит особенные плоды покаяния.

Назидательные проповеди объясняют обязанности христианина и таинства религии. Кроме того, беседы духовных лиц стремятся возбудить в них религиозные чувства, которые нередко приводят к искреннему раскаянию в содеянных ими проступках, последствием чего бывает, то, что некоторые, упорно запираясь перед судом в их преступлениях, откровенно признаются, а другие из буйных делаются кроткими.

Динамика посещаемости духовных бесед в молельной комнате показана на диаграмме,

Здесь наглядно видно, что наибольшее количество прихожан приходится на 2005, 2007, 2009 года, а в 2004, 2006, 2008 годах заметен спад активности, но это не означает, что снижается интерес или качество работы, эти цифры зависят от числа этапированных, значит, в эти годы население колонии было меньше, чем в вышеупомянутые, а интерес и желание посещать беседы со священником усиливается с каждым годом. Интересен тот факт, что те заключенные, которые являются прихожанами молельной комнаты длительное время, стали на много спокойнее, ответственнее, увереннее, работоспособнее. Прихожанам молельной комнаты была предложена анкета (прил. 4), в которой нужно было оценить свое душевное состояние до бесед со священником и в течение 6 месяцев после того как они стали общаться со священнослужителем. Результаты анкетирования представлены на диаграмме:

Динамика реабилитации осужденных в результате бесед со священнослужителем (За 6 месяцев).

Проанализировав результат можно сделать следующий вывод: во время бесед со священнослужителем, осужденные становятся спокойнее, умиротвореннее, уверенные в себе, работоспособны и обретают душевное равновесие. Снижается уровень агрессии, тревоги, проходит страх и уныние. Происходит это в результате того, что беседы направлены на укрепление веры в Бога, а следовательно и веры в свое исправление.

В колонии часто проводятся дни открытых дверей, где родственники заключенных могут побеседовать как с сотрудниками колонии, так и со священником. Беседа направлена на то, чтобы помочь семье преодолеть уровень тревожности за своих близких, помочь найти душевные силы для того чтобы они могли поддержать своих оступившихся родных.

Если рассматривать вопрос о благотворном влиянии на заключенных, то исправление их нравственности - это одна из главных задач, так как если ограничиться только лишением их свободы, всевозможными наказаниями и привлечением к труду, то заключенные замыкаются в себе, превращаясь в

подобие автоматов и после освобождения, соприкасаясь с действитель- ностью, неминуемо возвращаются на путь преступлений.

В колонии сотрудники делают много, для того, что бы процесс реабилитации к жизни после освобождения был менее болезненным. При УЩ работает совет для готовящихся к освобождению, в него входит и священнослужитель, проводятся беседы со всеми специалистами: психологами, социальными педагогами, юристами, специалистами социальной работы и духовным наставником. Все эти специалисты проводят реабилитационную работу с осужденным - готовят его к выходу в «жизнь». Многие после освобождения ведут активную переписку или продолжают общение с Отцом Олегом и по сей день в храме.

Только таким образом духовно-нравственная чистота помыслов, добросовестное отношение к труду, понимание прекрасного и возвышенного смогут отвратить осужденного от преступного пути в этом мире и призвать к духовным высотам, достойным человеческого предназначения.

Главнейшей целью пенитенциарной науки и всех систем исправления является изыскание тех средств, которые могли бы лучше влиять на перевоспитание преступника и исправить в нем те недостатки, пороки и наклонности, которые были привиты к нему дурной обстановкой.

Священник, как и специалист социальной работы, выполняет ряд функций:

1. Информационная.

2. Предупредительно-профилактическая.

3. Социально-педагогическая.

4. Психологическая.

5. Коммуникативная.

6. Организационная.

7. Посредническая.

8. Психотерапевтическая.

Особенно важна психотерапевтическая функция религиозного искусства в условиях социальной изоляции мест лишения свободы. Осужденные могут быть как простыми потребителями этих религиозно-эстетических ценностей (иконопись, церковное пение, богослужение, красота обрядов и церемоний и т.д.), так и их создателями. В этом плане администрация может идти по пути создания реальных условий для проявления творческих начал у осужденных-верующих: помощь материалами в занятиях религиозной живописью под руководством опытного духовного пастыря; обучение основам церковного пения; приобретение религиозной литературы, иллюстрированной известными художниками и т.д.

Предупредительно-профилактическая деятельность позволяет привести в действие психологические, педагогические, социальные и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений. В рамках реализации данной функции с прихожанами проводятся беседы, читаются книги, а основным, является - приобщение к церковному Таинству- Исповеди. Отец Олег, считает, что самая лучшая и первостепенная терапия для его прихожан в молельной комнате - это Исповедь и Причастие. Эти Таинства позволяют заключенным найти жизненный стержень и утвердиться в выбранном пути к душевному благополучию и покаянию. Можно отметить, что беседы обладают наибольшим эффектом, в результате которых осужденные становятся более сознательными, ориентированными на исправление.

Посредническая функция проявляется в установлении контактов с множеством социальных институтов: образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения и общественными организациями. Отцом Олегом проводится большая работа в этом направлении, например: после долгосрочных переговоров с администрацией колонии, а за тем и ГУФСИН, получено разрешение на строительство церкви, на территории колонии. Уже подготавливается территория под закладку фундамента, на расчистке территории и на всех не требующих квалификации работах заключенные принимают активное участие безвозмездно и в свободное от работы время.

Окормление такого учреждения как тюрьма, имеет много сложностей. Тюремное служение - это одно из самых трудных дел милосердия, которое осуществляется в рамках церковно-общественной социальной деятельности. Труд священника в колонии 349/48, является крайне изнурительным. В силу своей закрытости и недоступности, не разрешено проводить службы никому кроме Отца Олега, не разрешено вносить на территорию вещей не относящихся к церковным ритуалам, но, тем не менее, работа эта ведется, в результатах этой работы нуждаются люди.

Кроме того, можно наблюдать, как дело милосердия, в свою очередь лечит покалеченные души. Опыт исправления нравственности заключенных под влиянием Церкви неоспорим, в последние годы и сотрудники тюрем признают положительную роль религии в нравственном исправлении заключенных.

В последнее время, ученые специалисты исправительной педагогики в своих теориях сближаются с воззрением Церкви на исправление преступников. С другой стороны ясно, что для священников, служащих в местах лишения свободы, равно как и в любом другом месте, для нравственного исправления человека, где бы он ни был - в тюрьме, армии, больнице или в обычной жизни, универсальное значение имеет воздействие благодати Божией.

В целом, в отношении попечения о нравственности заключенных можно сказать, что те, кто действительно желает после освобождения обрести нормальную жизнь, получают утешение в религии, посещая церкви, беседуя с духовными наставниками. Сила веры очень часто производит благодатные действия, и многие заключенные смиряются, принося раскаяние в своих поступках, вместе с тем осознавая и справедливость назначенного им приговора. Есть примеры того, что заключенные своими руками строили и украшали церкви, другие смиренно и трудолюбиво ухаживали за болящими и страждущими братьями по несчастью, третьи духовно просвещали, поддерживали и укрепляли прочих заключенных.

Лучшим же доказательством благотворности влияния Церкви на нравственность заключенных, являются практические, жизненные примеры исправления заключенных, которые стали появляться особенно тогда, когда заключенные стали попадать в тюрьмы, имеющие церкви. Были многие примеры, что скрывая перед судом истину, арестованные, по увещанию духовного отца, сознавались в проступке со всей откровенностью [32, 110-118].

Конечно сейчас, среди заключенных очень мало религиозно образованных людей, и поэтому особенно важно возродить какие-либо православные школы и библиотеки в местах заключения. В настоящее время заключенные не могут получать систематического православного духовного образования, т.к. организация каких-либо систематических курсов или школ зависит от наличия преподавателей-катехизаторов, которых сейчас очень немного. В основном катехизаторами являются либо члены православных обществ, помогающих тюрьмам, либо бывшие заключенные, после освобождения желающие послужить Церкви и помочь священнику в проповеди православной веры другим заключенным. Что касается библиотек, то они по мере возможности образовываются при колониях и тюрьмах.

В настоящее время ощущается очень большая нехватка православной литературы для верующих заключенных. Тогда как именно религиозное обучение помогает верующим заключенным избегать различных соблазнов, развивает ум и существенно помогает достигать нравственного исправления.

На сегодняшний день можно видеть массу неустроенных бывших заключенных, постоянно пополняющих ряды бомжей и безработных, праздно шатающихся по рынкам, вокзалам, прочим общественным местам в поисках пристанища, денег и пропитания. Вследствие практической невозможности государственных структур своевременно обеспечивать бывших заключенных документами, деньгами, жильем и работой, они сами обеспечивают себя всем необходимым, нередко вновь нарушая закон и снова попадая в тюрьмы и колонии. Попытки наладить контроль и помощь лицам, вышедшим из мест лишения свободы все-таки есть. В частности при местных органах самоуправления (Мэрии, Администрации) существуют Наблюдательные Комиссии, которые осуществляют надзор, оказывают помощь бывшим заключенным (но только по месту жительства до заключения). Эти Наблюдательные Комиссии выполняют следующую работу: постановка на учет, оказание юридической помощи, выдача талонов на льготное питание, получение одежды, обеспечение временного проживания (типа "ночлежки") направление на работу и предоставляют другие виды помощи. Необходимо вернуться к мысли о создании специальных обществ или мест, где люди, вышедшие из мест лишения свободы, могли бы первое после освобождения время привыкнуть к новому для них состоянию; дождаться оформления документов, реально подумать о новом месте жительства и работе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.