Рефераты. Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале






Аналогичная работа по попечению стариков проводится в Йошкар-Олинской, Рязанской, Костромской, Белгородской, Минской, Екатеринбургской, Иваново-Вознесенской, Санкт-Петербургской, Пинской, Московской, Брянской, Самарской, Ставропольской, Владимирской. Ярославской и других епархиях. Однако надо отметить, что в целом число богаделен ничтожно мало. Кроме того, известны случаи, когда пребывание в богадельне должно оплачиваться теми, кто в ней проживает. При таком подходе вряд ли богадельню можно назвать благотворительным учреждением или богоугодным заведением, поскольку бедным старикам доступ в платную богадельню закрыт.

Кроме того, представляется важным рассмотрение вопроса о создании общецерковной по своему статусу и финансированию богадельни для заштатных архиереев и священнослужителей, которые, порой, в нищете и одиночестве доживают свой век.

Многие из вынужденных переселенцев обращаются за помощью в Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. С каждым из них проводится беседа. Как правило, проблемы мигрантов связаны с изменениями физического и психологического здоровья; снижением уровня профессиональной активности; трудоустройством; потерей права на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

Оказание гуманитарной помощи организациям беженцев -- «Общий дом», Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», «Патриотический союз женщин» -- еще одно направление деятельности Отдела [52].

Взаимодействие с епархиями и реализация межъепархиальных проектов - приоритетное направление в деятельности Отдела по церковной благотворительности. Данного рода работа проводится по нескольким направлениям:

1. Проведение межъепархиальных семинаров по подготовке церковных социальных работников. В данных встречах, посвященных распределению гуманитарной помощи, работе с мигрантами, подготовке сестер милосердия, организации патронажа и богаделен, уходу за ранеными солдатами, функционированию церковных детских приютов, охране материнства и детства, системе безопасности церковных социальных учреждений приняли участие представители 41 епархии.

2. Второе направление -- это посещение епархий с целью ознакомления с проводимой на епархиальном уровне благотворительной деятельностью и оказания консультативной помощи в деле социального служения

3. Еще одно направление -- это оказание консультативно-методической помощи руководителям и сотрудникам епархиальных отделов по благотворительности.

4. Распределение продуктовой и вещевой помощи через епархиальные структуры -- четвертое направление в работе по взаимодействию Отдела по церковной благотворительности с епархиями:

Ежедневно в Отделе по церковной благотворительности осуществляется первичный социальный прием нуждающихся, которым, по возможности, оказывается справочно-информационная, консультативная, психологическая и разовая материальная помощь

Бескорыстное служение ближнему, осуществляется Отделом по церковной благотворительности и в такой форме, как акции милосердия, благотворительные вечера и концерты, пасхальные праздники и рождественские елки. Данные благотворительные мероприятия, адресованы детям-сиротам, инвалидам, членам многодетных семей, престарелым, ветеранам, пациентам лечебных учреждений, заключенным.

Дела милосердия и благотворительности относятся к одному из многочисленных видов церковного свидетельства, но следует подчеркнуть, что этот вид свидетельства является особым. Его специфика заключается, прежде всего, в том, что цель социальной работы -- содействие людям в благоуспешном разрешении их жизненных проблем. Сюда следует отнести любые затруднения и противоречия в жизни человека, которые не могут быть решены привычными для него способами и требуют поиска новых путей, методов и средств. Попадая в затруднительное (физическое, материальное или психологическое) положение, человек стремится выйти из него, ему важно обрести равновесие с самим собой и окружающим его миром. Данного рода мотивация движет человеком, когда он, зачастую, будучи не церковным, идет в храм, ту или иную церковную структуру. Каждый человек с его нуждами и проблемами ставит перед пастырем, перед Священноначалием и народом Божиим новые задачи, стремление решить которые заставляет вести социальную работу по самым разным направлениям. Иными словами, основные направления работы благотворительных учреждений являются ответом на нужды людей, на вызовы времени.

Очевидно, что процесс становления социального служения Церкви -- явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических форм защиты и поддержки, традиций и обычаев социального служения, а также законов и индивидуальных инициатив, действий и поступков. И все же церковная система помощи сегодня, как и в конце XIX века, возвращается к своим исконным традициям, когда призрение осуществляется через монастыри и приходы, где предоставляется комплекс социальных услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, предоставление приюта.

Тем не менее, сегодня в России благотворительная деятельность, как и вся социальная работа, не только благородна, но и трудна. Чтобы сделать ее эффективной, необходимо решить целый комплекс вопросов и, прежде всего, вопрос о преодолении разобщенности государственных и общественных организаций, занятых социальным служением. Нужна целостная государственная программа поддержки благотворительной деятельности в России, включающая в себя комплекс законодательных, экономических, организационных и кадровых мер. Для развития благотворительной деятельности в России необходимо вспомнить и о российских традициях меценатства; привлечь к делам милосердия и благотворительности внимание нарождающихся предпринимательских кругов. Координация деятельности, налаживание сотрудничества, особенно в регионах, между государственными, религиозными, светскими общественными организациями, наряду с финансовой помощью и созданием правовой базы благотворительности, -- является важнейшими условиями возрождения милосердного служения в России.

1.2 Исторический аспект развития Церковной благотворительности на Урале

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.

Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

В 1700 году царь, Петр I, указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей. Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I.

В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных. В 1710 году Петр приказал провести ревизию всех богаделен и немедленно выселить из них тех, кто имел семьи и знал ремесла. В конце жизни Петр намеревался провести в стране перепись нуждающихся для выяснения их количества и распределения по разрядам, но затея так и не была осуществлена [40, 384 - 395].

В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей». В то же время серьезным репрессиям подвергались профессиональные, так называемые «притворные» нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Милостыню же царским указом предписывалось передавать непосредственно в госпитали, где содержатся убогие и нищие.

Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.