Рефераты. Социальная защита семьи






Социальная работа с родителями пенсионного возраста воен-нослужащих срочной службы аналогична социальной работе с дру-гими пожилыми клиентами. Разумеется, в период вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую ра-боту в состоянии только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых нахо-дятся в зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания.

Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными: малообеспеченность; проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и социальным положением жены военно-служащего. Напряженность в семье военнослужащего может обусловли-ваться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, уста-лость от материальных лишений и частых переездов на необустро-енные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденнос-ти своего пребывания на военной службе, невозможностью из-менить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части военнослужащих-контрактников военная служба -- это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилпло-щадь для семьи).

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с воен-ной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длитель-ности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с воен-ной службы, степени решенния их социальных проблем.

Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людь-ми не всегда оказываются применимыми в гражданских усло-виях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти при-менение своим способностям в условиях рыночных отноше-ний, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, -- социальное и юридическое консультиро-вание по всем вопросам, связанным с их правами и возможностя-ми до и после увольнения, правами членов их семей, защита их ;.. интересов перед командованием части, вышестоящими инстанция-ми, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информа-цию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановле-нию прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система дет-ских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном ста-тусе воинской службы, уважение к труду родителей.

Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах -- обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-эко-логических условий для военнослужащих. Улучшение условий тру-да и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязне-ния окружающей среды, несомненно, будет способствовать повы-шению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

Одна из важных функций социальной работы -- развитие со-циальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы группо-вой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинга общения и обуче-ние коммуникативным навыкам, выявление психологической со-вместимости или несовместимости индивидов для комплектова-ния наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

Технологии психологического тренинга, психотерапии и пси-хокоррекции наиболее распространены в работе с больши-ми группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологиче-ских реакций и подавление или сглаживание негативных ре-акций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать от-рицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует воз-можную агрессию со стороны окружающих, разрешать про-блемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоция-ми, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Прове-дение такой работы возможно также в форме групповой те-рапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимо-поддержки.

Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, органи-зация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, раз-витие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции кон-сультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и уч-реждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, пре-дотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значе-ние имеет развитие специальной системы семейного консультиро-вания и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военно-служащих нецелесообразно по экономическим или иным со-ображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи. Специфическими задачами социального работника в Воору-женных Силах являются обучение и переобучение уволенных во-еннослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориента-ция и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному измене-нию образа жизни.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, воз-можно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жиз-недеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреа-ции, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более ши-рокому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответ-ствующим оборудованием и инвентарем.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная работа с семьей и технологии коррекции семейных взаимоотношений многочис-ленны; выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиен-тов, так и личностными качествами самого специалиста по семей-ной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, созда-ет собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств -- осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желан-ной стабилизации семьи. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций под-даются коррекции, причем это зависит не только от недостаточно-сти или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблаго-приятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключе-ния. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социаль-ный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем -- это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

2.2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье.

Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семьи и детей, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью. Серьезным импульсом ее поступательного развития явилось принятие Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” СЗ РФ.-1995.-№50.-ст.4872., который устана-вливает основы правового регулирования в области соци-ального обслуживания, в частности, право всех граждан на социальное обслуживание в государственной системе со-циальных служб по основным видам помощи: (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных, полустацио-нарных и нестационарных учреждениях, консультативная помощь, реабилитационные услуги, услуги срочной соци-альной помощи), которые предусмотрены настоящим за-коном.

Особую значимость для семьи и детей имеет ст. 17 Фе-дерального закона, в которой в числе учреждений соци-ального обслуживания независимо от форм собственности названы учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги - комплекс-ные центры социального обслуживания населения, терри-ториальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родите-лей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи, стационарные учреж-дения для детей с ограниченными возможностями, центры социальной взаимопомощи и самопомощи. Федеральный закон устанавливает полномочия как фе-деральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, что позволяет осу-ществлять дальнейшую разработку политики социального обслуживания на всех уровнях государственной власти. В частности, такой подход повышает роль и ответственность субъектов Российской Федерации в принятии соответ-ствующих решений и создании регионального механизма их реализации в интересах семьи и детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.