Рефераты. Социальная защита семьи






1.2. Социальные проблемы отдельных категорий семей.

Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональ-ной помощи обусловлены ее типом.

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем непол-ным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социаль-но-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после раз-вода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи -- это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им доста-точно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вы-мещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность -- затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует сте-реотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изу-чено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип пред-писывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, ко-торые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жест-кая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воз-действие, если человек слаб, а стереотип требует от него домини-рования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной се-мье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социали-зации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в раз-личных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собствен-ной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Ос-новная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родите-лей одного из молодых супругов (или обоих супругов) -- их неаде-кватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает де-тей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспи-тывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ори-ентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов соз-дать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (деть-ми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

Недавно стала распространенной новая категория неполных се-мей -- неполные расширенные семьи, которые образуются, как пра-вило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель роди-телей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство -- чаще всего именно это вынужда-ет поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд слож-ностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их бо-лее слабыми адаптационными способностями, неумением приспосо-биться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в преж-ние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво со-ставляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а слу-чайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состоя-ния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три кате-гории:

- семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предпи-саниями, культурно-идеологическими позициями, традиция-ми семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обу-словленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загружен-ностью родителей (особенно матери), состоянием их здоро-вья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

- семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже -- отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

- неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в резуль-тате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асо-циального образа жизни. Дети из таких многодетных семей осо-бенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попе-чения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное зако-нодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3--7 детей разного возраста и разной степени со-циальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную про-блему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких се-мей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолет-них братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального воз-раста старших сиблингов. Это объективная закономерность, просле-женная в различных типах многодетных семей, не зависящая от иму-щественного и образовательного статуса родителей.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические труд-ности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятель-ности. Внедрению программ, направленных на приспособле-ние общества к потребностям и возможностям инвалидов, пре-пятствуют недостаток средств и организационные трудности.

Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение -- одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не толь-ко способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития. Исследования по-казывают, что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе эти категории испытывают неудовлетво-ренность); те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет ра-боту и хочет работать (эти две категории испытывают большую удов-летворенность). Таким образом, вопрос о трудовой реабилитации ин-валидов как части их социальной реабилитации включает в себя со-циально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотива-ции к занятию трудом.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ог-раничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают доб-ровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологи-ей в специализированный интернат. Подобное решение, разуме-ется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспи-танием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказы-вающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком -- инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает выну-ждена оставить работу или перейти на другую работу, более сво-бодную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше -- отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реаби-литирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудо-вом самообеспечении.

Грачевым Л.К. автором "Программы социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов" замечено, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощь специалистов по социальной реа-билитации, уровень разводов ниже среднего для такой катего-рии семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.-М.,1992.-С.10.

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социаль-ного или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата зара-ботной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может по-, мочь ей сохранить стабильность -- в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.

Семьи военнослужащих. Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характер-ные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его зара-ботка -- нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выпла-чиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содер-жания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурса-ми самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат не-редко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей ка-ждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Су-ществование в условиях военного городка, отгороженного от внеш-него мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего -- малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимо-сти жизни, тем более от специфических потребностей существо-вания в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на на-личие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества ра-бочих мест, а пособие по безработице выплачивается только не-значительной их части. Все это нередко приводит к тому, что се-мьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедст-вия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.