Рефераты. Социальная защита семьи






Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и, обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуа-ции в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на зад-ний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стаби-лизации семейных отношений займут первое место.

Среди них -- проблема семейной (домашней) жестокости, кото-рая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием пси-хотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и без-защитных (в семье это женщины и дети). Она объясняется также тра-дициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в ре-гулировании своих психологических состояний, отсутствием навы-ков альтернативного снятия отрицательных эмоций. Однако существует и некоторая личностная предрасположен-ность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, не-редко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. Ис-пользуя технологии стабилизации семейных отношений, социаль-ный работник должен учитывать факторы личностного риска, а так-же варианты, в которых социальная терапия будет неэффективной.

2. Социальная работа с семьей и ее социальное обслуживание.

2.1. Технологии социальной работы и социального обслуживания семей.

Применительно к семьям различных категорий клиентов : инва-лидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. -- использу-ются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи , цель которых -- сохранение семьи как социаль-ного института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающей-ся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная по-мощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опас-ности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

Остановимся более подробно на видах экс-тренной помощи при наличии внутрисемейной жестокости. Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских исследователей, они характерны не менее чем для 15% всех семей). Технология социальной работы.-М.,2001.-С.267. В нашей стране научный интерес к этой проблеме только пробуждается, однако отдельные данные (быто-вые убийства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков, педагогов, социальных работников и сотрудников право-охранительных органов) доказывают его возрастание.

Формы жестокого обращения не сводятся к физическому наси-лию -- это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психически-ми или иными способностями -- например, запрет общаться с друзь-ями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, на-смешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отно-шения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или прихотропных веществ и т.д. Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям -- это прикосновения к их половым органам, принужде-ние к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие раз-вратные действия. Нередко для принуждения детей к разврат-ным действиям используется и физическое насилие. Однако по-рой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для “подкупа” взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддает-ся коррекции.

Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, ха-рактерны длительные депрессивные состояния, приступы тре-вожности, страх прикосновении, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье -- одна из важнейших задач социаль-ного работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происхо-дит, в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, та-кой вид .поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, царапин и др.) не ос-тается или они быстро исчезают. Поэтому следует знать прямые и кос-венные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессив-ность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуаль-ная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, пробле-мы с едой (от систематического переедания до полной потери аппе-тита), беспокойный сон, ночное недержание мочи. Кроме того, мо-гут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх ребенка перед каким-то конкретным чле-ном семьи, явное нежелание оставаться с ним наедине.

Иногда родители не разрешают ребенку посещать школу, а дети, посещающие школу, почти не участвуют в школьных делах, у них мало или совсем нет друзей, они отстают в развитии, плохо учатся. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубийство. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде могут свидетельствовать о жестоком обращении с ребенком в семье.

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серь-езного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследова-нии специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную кар-тину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ре-бенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удале-ния из такой семьи и помещения в учреждение социальной реаби-литации -- это находится в компетенции местных органов опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

К технологиям, используемым в случаях семейной жестоко-сти, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубе-жом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестоко-му обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис се-мейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только та-ким видом помощи бывает непродуктивно, ибо неразрешенные се-мейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необхо-димо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориенти-рованным на стабилизацию семьи, восстановление ее функцио-нальных связей, нормализацию отношений между супругами, ме-жду родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных чле-нов семьи с окружающими.

Так, работа с “трудными” детьми и подростками предусматри-вает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление пер-вичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его меди-ко-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семь-ей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполня-ется командой специалистов, включающей социального работни-ка, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возмож-ным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью уст-ранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейно-го взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; соци-ально-правовое консультирование, которое позволяет семье осоз-нать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные ме-роприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважи-тельного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность со-держит и собственно социальные компоненты -- например, оказа-ние помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий (что, безусловно, при всей своей важности зависит преж-де всего от социально-экономической ситуации в стране и в кон-кретном населенном пункте).

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напит-ками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть се-мейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих 3 причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а, наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окру-жением -- это лечебные мероприятия, консультации, психотера-пия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилита-ция самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффек-тивна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же сре-ду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, дли-тельно существующая в. условиях перманентного кризиса и выра-ботавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно спо-собствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недоста-точно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.