Рефераты. Роль скаутского движения в социализации личности






Через Обещание и Закон молодой человек приобщается, причем по своей воле, к определенному кодексу поведения и принимает на себя перед лицом своих сверстников ответственность быть верным данному слову. Постоянная идентификация с этими этическими ценностями, объединенная с действиями во имя достижения идеалов (действиями, осуществляемыми из побуждений «делать как можно лучше»), являются наиболее эффективной формой развития молодежи.

Учиться через дело: - это следующий основополагающий элемент скаутского метода и выступает как концепция активного воспитания или, проще говоря, учиться через дело, которая превратилась в своеобразный краеугольный камень современного воспитания.

Положения этой концепции прослеживаются в работах основателя, который постоянно утверждает, что «ребенок всегда готов делать, а не переваривать информацию». Идея скаутинга о том, что учение должно рассматриваться путем наблюдения, эксперимента и личной активности, получила высокую оценку доктора Марии Монтессори, одного из наиболее авторитетных специалистов в области активного воспитания. Когда доктора Монтессори спрашивали, как ее система могла бы применяться к детям, которые уже вышли из младшего детского возраста, 6-7 лет, она отвечала: «Вы в Англии имеете бойскаутов, и их подготовка является продолжением того, что я даю детям».

Программа, которая не основывается на концепции учиться через дело, не может рассматриваться как скаутская программа.

Членство в малых группах является третьим основополагающим элементом скаутского метода (например, система патрулей). Преимущество малых групп как агентов социализации, способствующих интеграции молодых людей в общественную жизнь, уже давно признано общественными науками. В этом смысле данное положение выступает в качестве доказательства признания того факта, что подобные отношения имеют место в группе сверстников на начальном уровне.

Небольшое количество участников, длительный характер связей, идентификация всех членов группы с целями через знания, которыми обладают другие члены группы, объединенные с чувством свободы и спонтанности действий, а также тот факт, что социальный контроль осуществляется неофициально. Все это представляет собой идеальную обстановку для молодых людей, вовлеченных в процесс их перехода в старший возраст.

Деятельность малой группы представляет, таким образом, молодежи и детям возможности прогрессивно открывать и принимать идею ответственности и готовить их к самостоятельности. Это облегчает развитие характера (личных качеств) молодых людей, позволяет им приобретать знания, уверенность в себе, способности к социальному взаимодействию при сотрудничестве и руководстве.

Во всем этом процессе роль взрослых заключается в руководстве. Руководство означает помощь молодежи и детям в раскрытии их потенциала по принятию на себя ответственности в жизни общества. Роль взрослых не должна рассматриваться как контроль, хотя бы потому, что молодежь и дети могут всесторонне развиваться только в обстановке уважения их личности. При правильном взаимодействии такой тип отношений между молодыми и взрослыми выполняет существенную (важнейшую) потребность современного общества, ибо подобные отношения являются основой для диалога и сотрудничества между поколениями.

Прогрессивные и стимулирующие программы: - три элемента скаутского метода, рассмотренные выше, конкретно отражаются в скаутской программе, которая представляет собой совокупность мероприятий деятельности молодежи и детей в скаутинге. Данная программа должна рассматриваться как интегрированное целое, а не набор разнородных и не связанных между собой действий. Основные характеристики данной программы составляют четвертый элемент скаутского метода.

Таким образом, скаутская программа должна формулироваться в форме прогрессивной программы в этапном и гармоничном развитии молодежи и детей. Формой достижения такого прогресса выступают тест и система уровней или навыков отличия (прогрессивная схема, план усложненного типа и т. д.)

Для того чтобы достичь этих целей, программа должна быть также стимулирующей, аппелирующей к тем, кому она предназначается. В этом смысле программа должна быть хорошо сбалансированной комбинацией разнообразных мероприятий, которые основываются на интересах участников. Такая программа, если она правильно составлена, является одной из лучших гарантий успеха.

При хорошей комбинации разнообразных мероприятий игры, полезные навыки и общественно полезный труд являются тремя главными разделами разрабатываемой программы. Гармоничная комбинация мероприятий, соответствующих трем главным разделам, предоставляет наилучшие возможности достижения воспитательного результата при реализации программы.

Со времени возникновения скаутинга природа и жизнь на открытом воздухе всегда рассматривалась в качестве идеального поля деятельности для мероприятий скаутов. Основатель придавал природе очень большое значение. Он даже предпослал своей работе «Скаутинг для детей» подзаголовок «Учебник для гражданского воспитания через знание леса», расценивая знание леса как «знания о животных и природе». Важность, которую Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл приписывал природе, объясняется не только очевидными благотворными результатами жизни на открытом воздухе для физического развития молодежи и детей.

С точки зрения общественного развития, групповое действие по преодолению препятствий, коллективная борьба за удовлетворение жизненных потребностей создают весьма эффективные связи между членами группы. Это позволяет им полностью осознать значение и важность жизни в обществе. Природа вообще играет фундаментальную роль в духовном развитии молодежи, или, говоря словами основателя, «атеисты утверждают, что религия, о которой можно узнать из книг, написанных людьми, не является правдивой. Но они, можно сказать, не видят ничего кроме книг, Бог дал нам возможность сделать шаг по направлению к великой книге природы, чтобы прочесть ее; они (атеисты) не могут сказать, что это неправдивая книга - факты будут находиться перед ними. Я не предлагаю изучения природы в качестве одной из форм богослужения или как заменителя религии, но я признаю понимание природы в качестве шага в определенных случаях, по направлению к сближению с религией». Развивая эту мысль, Баден-Пауэлл пишет: «поразительно, как некоторые учителя проходили мимо этих (изучения природы) доступных и верных форм воспитания и боролись за то, чтобы навязать активному, беспокойному ребенку воспитание высоких материй только через чтение Библии»

Везде, где это возможно, скаутские мероприятия должны проводиться на открытом воздухе, в контакте с природой, так как именно она является идеальной окружающей средой, в которой может происходить гармоничное интегрированное развитие молодежи и детей.

Выводы к главе

Таким образом, можно сказать, что социализация - это процесс усвоения человеком основных элементов культуры: символов, ценностей, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится полноправным участником социального взаимодействия. С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом.

Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях. Наша задача помочь им найти своё место в жизни и стать полноправными участниками общества.

Как видно из публикуемых документов, скаутинг - это молодежное движение добровольцев. Его членами являются дети, подростки и взрослые, которые добровольно принимают Клятву скаутов, подчиняются и следуют скаутским закону и методу.

Скаутинг независим от политики правительства и партий, но правительственные организации могут поддерживать развитие скаутинга при сохранении его независимости.

Исторически скаутский метод и его обращенность к молодежи были спонтанно восприняты ею и стали движением ранее, чем скаутинг принял форму организации. Другими словами, он вырос с низового уровня вверх, но не наоборот. В настоящее время, как и в самом начале, для своего успешного развития скаутинг должен быть движением детей и молодежи, прежде всего, а не организацией взрослых, движением добровольцев, а не организацией профессионалов.

Стремлением скаутинга является - обрести собственную роль в современном развитии общества в вашей стране - от монолитного к плюралистическому. Скаутинг не претендует на то, чтобы устранить или заменить какое-либо существующее движение, но склонен к сотрудничеству в атмосфере взаимного доверия и уважения. Опыт национальных молодежных советов в Западной Европе показал, что скаутинг, хотя и независимый, вместе с тем является надежным партнером, всегда готовым сотрудничать с другими молодежными организациями в деле достижения взаимосогласованных целей на благо всего общества.

Глава 2. Межрегиональная детская Общественная организация «Егорьевский следопыт» и её влияние на социализацию участников

2.1. Основные направления, формы и условия проведения деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт»

Межрегиональная детская общественная организация «Егорьевский следопыт осуществляет свою деятельность с 1 марта 2003 года, со дня основания Егорьевского городского отделения Межрегиональной детской общественной организации «Братство Православных Следопытов».

Организация была создана по просьбе детей инициативной группой, ставящей перед собой цель содействовать полноценному развитию личности детей и подростков. В группу вошли педагоги и родители, которым не безразлично будущее России.

Создание детской организации один из путей социализации ребенка, оказания содействия личностному развитию, путем дополнения воспитательного воздействия семьи, школы и иных общественных институтов. Членами организации являются дети и взрослые любого возраста, разделяющие цели и принципы организации.

Руководство МДОО «Егорьевский следопыт» считает, что важными условиями для полноценного возрастания детей и подростков является единение воспитательных усилий семьи, Церкви, Государства, общества и побуждение, мотивация ребенка к самостоятельному личностному развитию.

Основной целью организации является содействие личностному развитию членов организации. Речь идет обо всех, поскольку по отношению к взрослым членам организации эта цель имеет не меньшее значение, чем по отношению к детям и подросткам. Процесс воспитания способствует личностному развитию и воспитателя, и воспитуемого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.