Респондентам давались устные комментарии в случае возникающих затруднений при понимании того или иного вида добровольческой работы. Затем предлагалось оценить по бальной системе оценками от 1 до 9 различные аспекты, связанные с предложенными видами деятельности (Приложение 3).
Респондентам было предложено оценить актуальность каждого из названных видов деятельности в связи с современными потребностями общества.
Подростки поставили следующие оценки, напротив ответа указывается средний бал, здесь и в дальнейшем (см. табл. 1).
Таблица 1
Оценка актуальности
№ п./п.
Вид деятельности
Оценка от 1 до 9
Эксперимент. группа
Контрольная группа
1.
досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
6,7
6,6
2.
социально-психологическая поддержка (детские и молодежные психологические службы)
5,7
5,6
3.
профилактика здорового и безопасного образа жизни
7,3
6,4
4.
педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
6,3
5,4
5.
социальное патронирования детских домов
5,8
6,0
6.
экологическая защита
6,1
7.
интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
5,9
8.
творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
9.
информационного обеспечения
10.
медицинской помощи (службы милосердия в больницах)
Продолжение таблицы 1
11.
спортивной, туристической и военной подготовки
12.
социального патронирования пожилых людей
5,0
13.
реставрационные (помощь в реставрационных работах)
5,3
5,1
14.
экскурсионно-паломнические (организация экскурсий)
15.
трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады)
16.
ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел)
4,6
4,8
17.
краеведения
5,2
В обеих выборках определились лидирующие, по своей актуальности, в представлении молодых людей виды деятельности:
1. досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
2. профилактики здорового и безопасного образа жизни
3. экологической защиты
4. педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
5. творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
6. спортивной, туристической и военной подготовки
7. социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы)
8. социального патронирования детских домов
9. информационного обеспечения
10. медицинской помощи (службы милосердия в больницах)
На наш взгляд в данном случае на оценку актуальности во многом повлияли представления, полученные из средств массовой информации, где организация досуга молодежи и профилактика здорового и безопасного образа жизни называются в числе основных приоритетов молодежной политики. Характерно также, что ответы указывают на ориентацию подростков не вообще на существующие социальные проблемы в обществе, а, прежде всего на традиционные проблемы подростков.
Однако, анализируя ответы подростков в целом, можно сказать, что возможность для их участия в социальной деятельности существует.
Следующим этапом было исследование интереса подростков к различным формам социальной деятельности
Респондентам было предложено оценить перечисленные виды деятельности в связи с личным интересом. Вопрос звучал следующим образом «Оцени твой личный интерес к участию в предложенных видах деятельности, причем не обязательно как организатора, но и как участника этой деятельности организованной другими» (вопрос уточнялся в устной инструкции).
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Таблица 2
Оценка личного интереса к участию в предложенных видах деятельности
1. спортивной, туристической и военной подготовки
7,0
7,1
2. медицинской помощи (службы милосердия в больницах)
Продолжение таблицы 2
3. творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
4. информационного обеспечения
6,2
5. досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
6. экологической защиты
7. профилактики здорового и безопасного образа жизни
8. интеллектуального развития (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
5,5
9. педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
10. социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы)
Также для оценки личного интереса респондентам был задан вопрос «Выберите три вида деятельности, в которых Вы готовы участвовать, если Вам это будет предложено». В таблице 3 указано число участников эксперимента, назвавших ту или иную деятельность.
Таблица 3
№
8
7
экологической защиты
4
3
2
творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
5
социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы)
1
0
интеллектуального развития (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
профилактики здорового и безопасного образа жизни
социального патронирования детских домов
10
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13