В целом оценка личного интереса и актуальности в оценках и контрольной и экспериментальной групп совпадают. Практически неизменными остаются основные лидирующие по оценкам респондентов виды деятельности. В основном это те виды деятельности, которые имеют непосредственное отношение к молодым людям. Такие виды добровольческой деятельности как «медицинские службы милосердия», «возрождение традиционных ремесел», «трудовые и реставрационные виды деятельности», «краеведческая работа» не называются в качестве приоритетов.
Для подростков больше значение имеют виды деятельности, в которых они непосредственно могут принимать участие - спорт, туризм, досуг, экологические виды деятельности.
Далее респондентам было предложено описать те общественные поручения, которые они выполняли и свой реальный опыт общественной деятельности. В основном были названы учебные поручения - староста, дежурство, оформление стенгазеты и прочее. Менее пяти процентов участников всей выборки признали участие в предложенных видах социальной деятельности. В целом реальный опыт социальной деятельность можно признать как незначительный.
Вопрос: «Какие общественные поручения вы выполняли?» (общая выборка):
Организация и участие в творческих и досуговых мероприятиях …… 20
Дежурство ……………………………………………………………….... 19
Участник спортивных соревнований ……………………………………. 7
Оформление стенгазеты ………………………………………………….. 5
Участие в конкурсах, олимпиадах ………………………………………. 4
Посадка деревьев …………………………………………………………. 4
Мытье полов ……………………………………………………………..... 3
Поливал цветы …………………………………………………………….. 2
Контроль дисциплины ……………………………………………………. 2
Староста …………………………………………………………………… 2
Физорг ……………………………………………………………………... 1
Разносил письма ……………………………………………………....…… 1
Помощь соседке …………………………………………………………… 1
Стройотряд ………………………………………………………………… 1
Далее перед респондентами были поставлены вопросы для оценки их готовности к участию в социальной деятельности (см. Приложение 4). Под готовностью понимались личный интерес и возможности. При общем вопросе «Оцените ваше желание участвовать в общественной деятельности» в среднем была получена оценка 5,4 балла из 9, что соответствует ответу «скорее да чем, нет». Но при ответе на уточняющий вопрос: «Я бы хотел принимать участие в общественной деятельности и социальной работе, даже если это потребует преодоления определенных трудностей (нехватка времени, опыта, средств к существованию)» был дан средний ответ 4,0 из 9 что соответствует ответу «скорее нет, чем да».
Подростки реально оценивают свои возможности и существующие условия организации социальной работы на местном уровне. Да они готовы участвовать в такой работе, но при условии, что будут учтены их трудности и будут созданы условия, не препятствующие к их участию в такой деятельности.
На вопрос «Сколько времени в неделю вы можете тратить на добровольческую работу в неделю», были получены ответы от 3,5 до 9,5 часов в неделю. Ответы свидетельствую о значительном потенциале свободного времени у школьной молодежи. Основная проблема состоит в том, что на местном уровне создаются недостаточные условия для вовлечения молодежи в социальную деятельность. Нет реальных социальных сил, способных аккумулировать существующую у подростков энергию, потенциал служения обществу и близким, помощи сверстникам и людям, которые в ней нуждаются.
Для сравнительного анализа способностей к саморазвитию и самоопределению у подростков в экспериментальной и контрольной группах через год - в марте 2006 года был проведён повторный опрос тех же самых респондентов. В течение года подростки из экспериментальной группы принимали активное участие в деятельности организации (см.Приложения 5-6).
Респондентам было снова предложено оценить актуальность каждого из названных видов деятельности в связи с современными потребностями общества и в связи с личным интересом.
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Таблица 4
Потребности общества
№ п./п.
Вид деятельности
Оценка от 1 до 9
Эксперимент. группа
Контрольная группа
1.
досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
8,7
6,2
2.
социально-психологическая поддержка (детские и молодежные психологические службы)
7,7
5,6
3.
профилактика здорового и безопасного образа жизни
8,3
6,6
4.
педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
7,2
6,0
5.
социальное патронирование детских домов
7,5
6.
экологическая защита
6,4
7.
интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
6,8
5,9
8.
творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
6,9
9.
информационного обеспечения
5,7
5,8
10.
медицинской помощи (службы милосердия в больницах)
11.
спортивной, туристической и военной подготовки
12.
социального патронирования пожилых людей
Продолжение таблицы 4
13.
реставрационные (помощь в реставрационных работах)
8,2
5,1
14.
экскурсионно-паломнические (организация экскурсий)
8,5
15.
трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады)
16.
ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел)
4,8
17.
краеведения
Таблица 5
Личные интересы
1. спортивной, туристической и военной подготовки
9,0
2. медицинской помощи (службы милосердия в больницах)
3. творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
8,6
4. информационного обеспечения
7,0
5. досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
Продолжение таблицы 5
6. экологической защиты
7. профилактики здорового и безопасного образа жизни
7,4
8. интеллектуального развития (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
6,5
9. педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
10. социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы)
4,9
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13