Рефераты. Роль скаутского движения в социализации личности






Скаутинг является одним из многих факторов, способствующих развитию молодежи, и сам по себе не может заменить семью, школу, религиозные и другие социальные институты, его следует воспринимать как движение, дополняющее воспитательное воздействие этих институтов.

Концепция воспитания ответственных граждан является одним из основных направлений скаутинга и должна пониматься в широком контексте.

Личность является, прежде всего, индивидуумом и он интегрирован в сообщество индивидуумов на своем уровне, которое выступает частью более широких политических структур (район, область, штат, кантон и т. п.), всего, что составляет суверенное государство или страну, которое, в свою очередь, является членом международного сообщества. Ответственный гражданин должен сознавать свои права и обязанности по отношению к различным сообществам, к которым он принадлежит.

Принципы скаутского движения - это основополагающие законы и убеждения, которым необходимо следовать при достижении цели. Они представляют кодекс поведения.

Скаутинг основывается на трех принципах, которые представляют его основополагающие законы и убеждения: «Долг перед Богом», «Долг перед другими» и «Долг по отношению к себе».

Первый принцип определяет отношение личности к духовным ценностям жизни, второй - отношение личности к обществу в самом широком смысле слова, третий - к обязанностям личности перед собой.

Долг перед богом определяется как «приверженность духовным принципам, верности религии, которая выражает их, принятие вытекающих из этого обязанностей».

Следует отметить, что в отличие от названия сам текст не содержит слова «Бог». Это сделано с целью показать, что данное положение относится также к религиям, которые являются немонотеистическими, как, например, индуизм или другие религии, не имеющие персонализированного Бога, как буддизм.

Баден-Пауэлл, когда его спрашивали, каким образом религия входит в скаутинг и гайдинг, отвечал: «Она и не входила. Она уже находится там. Она является фундаментальным фактором, поддерживающим скаутинг и гайдинг»

Концепция божественной силы является базовой в скаутинге. Весь воспитательный подход движения заключается в том, чтобы помочь молодым людям и детям, осознавая материальный мир, осуществлять писк духовных ценностей жизни.

Долг перед другими определяется как «Верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество на местном, национальном и международном уровнях. Участие в развитии общества с признанием и уважением достоинства соотечественников и целостности природного мира».

Это ряд основополагающих позиций движения, относящихся к ответственности личности перед обществом в различных аспектах.

Первое положение приводимой цитаты обращено к двум фундаментальным концепциям скаутского движения: верность своей стране и международной дружбе и взаимопониманию.

Данный подход верно отражает философию Баден-Пауэлла, когда он писал, что «Мы должны позаботиться о том, чтобы, воспитывая чувства патриотизма у наших мальчиков и девочек, этот патриотизм был шире чувства, которое обычно ограничивается собственной страной и обусловливает появление чувств ревности и враждебности в отношении людей из других стран. Наш патриотизм должен быть шире, благороднее: он должен признавать справедливость и разумность позиций людей из других стран, именно такой патриотизм приведет нашу страну к дружбе с другими нациями мира. Первым шагом в этом направлении должно быть развитие мира и доброй воли внутри наших собственных границ, обучая наших молодых людей обоего пола этому так, чтобы мир и добрая воля стали привычкой их жизни; только тогда, когда ревностные отношения одного города против другого города, класса против класса и секты против секты перестанут существовать, именно тогда расширятся добрые чувства за пределами наших границ к нашим соседям».

Со времени своего зарождения скаутинг придает важность содействию развития чувств братства и взаимопонимания среди молодежи всех наций. Многочисленные международные встречи молодежи являются основным внешним проявлением результатов использования средств для достижения этой цели, которая достигается, прежде всего, каждодневными мероприятиями по скаутской программе.

Второе положение - «участие в развитии общества» отражает основополагающий принцип службы другим, изложенный легкодоступным языком. Во-первых, в соответствии с философией основателя, служба воспринимается в более широком смысле, чем вклад в развитие общества. Во-вторых, это развитие не может достигаться любой ценой, оно должно основываться на уважении достоинства человека и целостности природы.

Концепция уважения достоинства человека является основополагающим принципом международного сообщества, и она отражена во Всемирной Декларации прав человека. Упрощая, можно сделать заключение, что каждое действие, предпринимаемое в рамках скаутинга, должно основываться на уважении человеческого существа.

Концепция целостности природного мира отражает идею сохранения природы, которая всегда была главной для скаутинга. Она гласит, что жизненное пространство человечества на Земле и все живущие на ней организмы в совокупности представляют экологическое целое, взаимозависимую систему и что каждое вмешательство в любую из ее частей откликается во всей системе.

Эта концепция предполагает, что при достижении цели развития личность не должна использовать природные ресурсы таким образом, чтобы могла быть нарушена стабильность и гармония природного мира.

Долг по отношению к себе определяется как «ответственность за собственное развитие».

Скаутинг, таким образом, основывается не только на принципах «Долга перед Богом» и «Долга пред другими», но и также на принципе, который предполагает, что человек должен быть ответственным за развитие своих собственных способностей.

Это положение находится в полном соответствии с воспитательной целью скаутского движения, которое сориентировано на оказание помощи молодому человеку в развитии его потенциала - процесс, который можно назвать «раскрытие» личности,

В этом отношении роль Обещания и Закона является основополагающей.

Рассмотренные выше принципы духовного, общественного и личного аспектов составляют фундаментальные законы и убеждения, на которых основывается скаутинг.

В силу этого программа деятельности всех скаутских ассоциаций должна предоставлять максимальные возможности для развития молодежи и детей на основе этих принципов.

Со времени зарождения движения основным подходом для формирования в доступной и привлекательной форме данных принципов всегда были Обещание и Закон.

Скаутское обещание (клятва):

Клянусь моей честью, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы: выполнить мой долг перед Богом и монархом (или Богом и моей страной); помогать другим в любое время; подчиняться скаутскому закону:

1.Чести скаута следует доверять.

2.Скаут верен.

3.Долг скаута - быть полезным и помогать другим.

4.Скаут друг всем и брат любому другому скауту

5.Скаут вежлив.

6.Скаут друг животных.

7.Скаут беспрекословно подчиняется приказам своих родителей, руководителя патруля или скаутмастера.

8.Скаут улыбается и насвистывает при всех трудностях.

9.Скаут бережлив.

10.Скаут чист в мыслях, словах и делах.

В этом отношении исходный текст Обещание и Закон, сформулированный основателем, является источником, к которому полезно обращаться, так как он содержит основополагающие положения Движения.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что оригинальный текст обещания и закона был составлен для молодежи в Англии в начале ХХ века. Каждая национальная ассоциация должна позаботиться о том, чтобы ее обещание и закон были сформулированы современным языком, адаптированы к специфике культуры и общественного развития, сохраняя при этом свое полное соответствие фундаментальным принципам.

С целью обеспечения соответствия фундаментальным принципам при сохранении многообразия скаутинга в различных странах проект обещания и закона национальной ассоциации должен быть представлен для утверждения Всемирной организации.

Метод должен быть определен как система средств, действий, используемых для достижения. Всякий раз, когда метод является частью движения, как в случае скаутинга, он должен основываться на этих принципах.

Скаутский метод определяется как система прогрессивного воспитания через:

- Обещание и Закон;

- учебу через дело;

- членство в малых группах (например, патруль), включающее прогрессивное открытие и понятие ответственности и подготовки к самоконтролю пол руководством взрослых, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надежности и способности, как к сотрудничеству, так и к руководству (под руководством взрослых);

- прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников, включая игры, полезные навыки и службу обществу, которые развиваются преимущественно на открытом воздухе и в прямом контексте с природой.

Таким образом, скаутский метод - это система прогрессивного самовоспитания, которое достигается как результат действия комбинаций элементов, освещаемых ниже.

Перед тем как обратиться к анализу этих элементов, следует определить ключевой концептуальный подход к скаутскому методу. Речь идет о системе прогрессивного самовоспитания. Реальность заключается в том, что именно система предполагает функционирование групп взаимозависимых элементов, образующих единое и интегрированное целое. Именно поэтому термин «метод» применяется в единственном, а не во множественном числе. Хотя каждый из составляющих элементов может рассматриваться как метод сам по себе (они таковыми и являются, хотя бы потому, что таковыми их рассматривают другие движения). Мы можем говорить тогда и только тогда о скаутском методе, когда все эти элементы объединены в интегрированную воспитательную систему. Эта система основывается на идее прогрессивного самовоспитания.

Обещание и закон: - это первый элемент скаутского метода и они выступают в качестве исходных положений при формулировке принципов скаутского движения. Здесь внимание обращается не столько на этические принципы, содержащиеся в Обещании и законе, сколько на роль, которую играют эти принципы в воспитательном методе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.