Рефераты. Формирование региональной политико-административной элиты (на примере Краснодарского края)






2.2. Трансформация региональной элиты Краснодарского края в постсоветский период.


В течение последних 15 лет региональные политические элиты России непрерывно трансформируются, что неизбежно в силу преобразований всей общественной системы. Трансформации элит проявляются многоаспектно: меняются социальный состав, уровень и тип мобильности, каналы рекрутации, институциональное выражение власти, политические ориентации и формы политического участия. Нельзя осмыслить региональный политический процесс, если не установлены основные показатели состояния элиты – основного из ведущих субъектов процесса. Конечно, трансформация региональных элит не может быть объяснена только в замкнутом кругу факторов субнационального уровня проявления. Следует учитывать воздействия общероссийских процессов, взаимоотношений «центр-регионы», а также межрегиональных связей, отношений «регион-местные сообщества».

За основу рассмотрения трансформаций элит надо взять термин «политическая система». Как известно, политические системы представляют собой взаимодействие элементов (подсистем): институциональной, политико-культурной, нормативной, коммуникативной. Традиции российской системы элит продолжают воспроизводиться и действовать. Поэтому остаются в силе такие качества элит, как: преобладание административно-властных групп над негосударственными субэлитами; иерархическое строение; патрон-клиентарные отношения на основе личной лояльности лидеру управляющей «команды»; слабость партийных элит и элит общественных движений в общей системе элит.

Региональная власть своеобразна в виду своего пространственного объема. Она представляет собой подсистему общегосударственной власти, а значит, проводит в жизнь стратегию «центра», служит средством распространения инноваций. Но одновременно региональная власть выражает (пусть непоследовательно и корыстно) интересы своего сообщества, сглаживает централизаторские импульсы «сверху», поддерживает определенную автономию своего курса и строения. Региональная власть обеспечивает баланс политических интересов, учет требований сообщества в управленческих решениях. Тем самым обеспечивается двойная легитимность власти региона: перед лицом и населения, и власти общенациональной. Эффективное существование региональной власти означает, что она обеспечивает горизонтальную и вертикальную интеграцию элитных группировок. Причем политические элиты не сводятся к правящим слоям госслужащих, а означают всю совокупность высокостатусных страт сообщества, которые могут реально влиять на принятие политических решений и участвуют в распределении ресурсов власти. В России особенно велика роль неформальных обменов ресурсами, административного предпринимательства, «сетей» негласных отношений между госаппаратом и бизнес-слоями.[55]

Начнём позиционный анализ элиты Краснодарского края с институциональных структур её власти. Как и в ряде других регионов (Республике Коми, Астраханской и Ростовской областей), в Краснодарском крае проявлялось доминирование административно-политической элиты. Она обладала и продолжает обладать ресурсами влияния, на порядок превосходящими ресурсы элит оппозиционных партий и общественных движений, негосударственных средств массовой информации. Глава региона, служащие органов государственной власти на уровне региона и депутаты законодательных (представительных) органов стали основными группами в составе политической элиты. Именно они участвовали в принятии важнейших политических решений, обладали официально подтвержденным высоким статусом в региональном сообществе. Как и во всей постсоветской России в Краснодарском крае после короткого соперничества субэлит «ветвей» власти установился приоритет исполнительной власти. С 1994 г. ключевым властвующим субъектом в регионе окончательно становится губернатор (глава администрации края).

Реформы государственной власти начались в Краснодарском крае, как и во всей России, весной 1990г. Тогда состоялись первые альтернативные выборы участников Съезда народных депутатов РСФСР, а также краевого Совета народных депутатов. Впервые был выработан опыт гласного и подконтрольного обществу рекрутирования элит представительной власти. Запрещается совмещение партийных и государственных должностей. В 1990г. центр реальной власти в крае переместился из краевого комитета КПСС (первый секретарь крайкома А.В. Маслов) в крайсовет (председатель – Н.И. Кондратенко).

Политические институты региональной власти 1990-х гг. складывались в обстановке стремительного общественного кризиса, неопределенности целей реформ и слабости новых элит – инициаторов новшеств. Следует также учесть, что децентрализация власти привела к несовпадению реформ общенациональных и региональных структур власти.[56]

Поворотный момент в реформе институтов власти Краснодарского края – поражение Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), победа сторонников Президента РСФСР и демократического курса 22 августа 1991 г. Поскольку председатель Краснодарского крайсовета Н.И. Кондратенко и председатель краевого исполнительного комитета Советов Н.И. Горовой сочувствовали ГКЧП, они были освобождены от своих должностей. В отношении Кондратенко юридической основой отставки было постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 августа 1991 г. с формулировкой: «за поддержку ГКЧП, нарушение Конституции и законов РСФСР». Горовой был отстранен от должности по Указу Президента РСФСР от 21 августа 1991 г. одновременно с многими другими председателями край(обл)исполкомов.

Реальная политическая власть в регионах перешла к главам администрации краев (областей). По постановлению Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1991 г. Президент России получил право назначать и смещать глав администраций в рамках своих дополнительных полномочий. Первым в стране был назначен именно глава администрации Краснодарского края – В.Н. Дьяконов (по Указу Президента РСФСР 24 августа 1991 г.). Состав Администрации края в основном формировался из состава Комитета по защите конституционного строя РСФСР, действовавшего в Краснодаре 19-21 августа 1991 г. в составе В.Н. Дьяконова и политических деятелей демократических взглядов. В конце августа Пятая сессия Краснодарского крайсовета народных депутатов приняла к исполнению Указ Президента РСФСР об отстранении Н.И. Кондратенко от должности, отправила в отставку Президиум крайсовета. Председателем Краснодарского крайсовета народных депутатов был избран А.М. Ждановский, доцент исторического факультета Кубанского государственного университета.[57]

В Краснодарском крае система органов исполнительной власти реформировалась с осени 1991 до лета 1992 г., когда структуру Администрации края утвердил губернатор. Сложилась четырехуровневая иерархия внутри исполнительной власти: глава администрации, его заместители (по отраслям управления), 13 департаментов, соподчиненные им комитеты и отделы. Глава администрации края непосредственно руководил правоохранительными органами, военкоматами, управлением юстиции, налоговой инспекцией края, антимонопольным комитетом и т.д. К концу 1992 г. глава администрации края завершил полную смену глав всех 48 районов и городов регионального подчинения Кубани. Такие полномочия способствовали авторитарному стилю управления первого губернатора В. Н. Дьяконова. Губернатор также назначал и смещал состав правительства края.

Законодательная (представительная) ветвь власти в крае принадлежала Краснодарскому Совету народных депутатов, избиравшемуся на 5 лет. Крайсовет возглавлял его председатель. Из состава своих 180 депутатов крайсовет выделил в октябре 1991 г. так называемый Малый Совет (28 чел.). Последний состоял из председателя крайсовета и его заместителя, председателей 9 постоянных комитетов и подкомитетов, представителей районных депутатских групп, председателей городских и районных Советов. Крайсовет принял также Государственный устав Краснодарского края (впоследствии коренным образом обновленный в 1997 г.). Но Устав оказался малодейственным актом из-за конфронтации между губернатором и крайсоветом, а вскоре система Советов была ликвидирована по Указам Президента России.

Деятельность территориальных структур федеральных ведомств в Краснодарском крае координировалась представителем Президента РСФСР. Однако на практике представители не имели ресурсов влияния, сопоставимых с губернаторскими. В итоге они занимали до 2000 г. третьестепенное место в системе региональной власти, что проявлялось в большинстве субъектов федерации.[58]

Сложившаяся в августе 1991 – сентябре 1993 гг. модель институтов власти означала определенный баланс законодательных и исполнительных органов. Но политический процесс развивался по пути установления президентской формы правления, что порождало институциональные и функциональные конфликты в неотлаженной постсоветской системе власти. Уже в январе 1992 г. члены правительства Краснодарского края подали в отставку, которая была принята губернатором. Администрация края и крайсовет обменивались хлёсткими обвинениями в непрофессионализме и номенклатурности. Бывший глава правительства края Н.Д. Егоров потребовал 8 июня 1992 г: отставки губернатора В.Н. Дьяконова, обвинив его в единовластии, подборе кадров по личной выгоде, в конфронтации с законодателями. 30 июня 1992 г. крайсовет выразил недоверие губернатору, на что имел законное право, и попросил Президента РСФСР освободить Дьяконова от должности. Но кризис власти затянулся в связи с противодействием губернатора. Только спустя 5 месяцев, 27 ноября 1992 г. Б.Н. Ельцин отстранил Дьяконова от должности. Еще 1 месяц потребовался для принятия президентского указа о назначении Н.Д. Егорова (по согласованию с крайсоветом) главой администрации края.

Внутрирегиональный функциональный конфликт между сегментами элит был к 1993 г. преодолен. Новый губернатор создавал вертикально-интегрированную модель власти, избавляясь от клиентелы Дьяконова и «случайных выдвиженцев» революционного периода.

В 1993 г. главную роль стал играть институциональный конфликт между законодательной и исполнительной властью, инициируемый федеральными структурами. Как известно, длительная конфронтация между Президентом и Правительством РФ (с одной стороны) и Съездом народных депутатов РФ (с другой) переросла в насильственный конфликт 21 сентября - 4 октября 1993 г. XIV чрезвычайная сессия Краснодарского крайсовета народных депутатов 22 сентября 1993 г. осудила Указ Президента РФ № 1400 как попытку «ликвидации законно избранных органов власти и установления в стране режима личной диктатуры», признала указ неконституционным и не подлежащим исполнению. Губернатор Кубани Н.Д Егоров занял диаметрально противоположную позицию поддержки Президента РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.