Рефераты. Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО)






ГАТТ, а теперь ВТО. В последнее десятилетие в эту группу исключений все

более настойчиво включается достаточно широкие по характеру действия

экологические соображения.

2.6 Соотношение принципа наибольшего благоприятствования с другими

принципами международного права

2.6.1 Связь принципа наибольшего благоприятствования с

принципом равноправия государств.

В процессе реализации принципа наибольшего благоприятствования часто

возникают проблемы, представляющие собой тесное переплетение теоретических

и практических вопросов. Решению этих вопросов во многом помогает выявление

соотношения между принципом наибольшего благоприятствования и некоторыми

другими принципами международного права; равноправия, невмешательства во

внутренние деда, экономической недискриминации, взаимности.

Для определения уровня фактической реализуемости того или иного

принципа недостаточно рассматривать отдельные нормы, а необходимо

исследовать их взаимосвязь. Только соблюдение всех принципов международного

права в их взаимодействии обеспечивает реальное применение каждого из них

(в том числе и принципа наибольшего благоприятствования) в отдельности.

Таким образом, принцип наибольшего благоприятствования "необходимо

рассматривать в двустороннем единстве: с одной стороны, фактическая

реализация этого принципа, практика его осуществления ставит задачу

выявления и решения проблем его функционирования в системе международно-

правового регулирования экономических отношений, где наибольшее

благоприятствование играет роль "механизма", призванного автоматически

обеспечивать в постоянно изменяющихся обстоятельствах равноправное

пользование государствами в согласованных вопросах соответствующим режимом;

с другой стороны, требуют внимания отдельные теоретические аспекты

наибольшего благоприятствования в системе принципов международного права".

[ 16, c. 42]

Хотя принцип наибольшего благоприятствования касается в основном

торгово-экономических отношений, он имеет в то же время важное политическое

значение, так как затрагивает одно из главных условий международных

отношений вообще - равноправие сторон. Наибольшее благоприятствование

представляет собой один иа особых случаев проявления принципа равноправия;

в юридическом аспекте право наиболее благоприятствуемой нации по своему

содержанию является специфическим и наиболее эффективным методом проведения

в жизнь принципа равноправия государств применительно к международным

торговым и иным экономическим отношениям.

Особый характер равноправия, вытекающий из этого принципа, заключается

в том, что он, "сравнивая в правах государства, пользующиеся режимом

наибольшего благоприятствования при постепенном расширении их круга

(благодаря заключению все новых . договоров) со временем превращает

льготный режим в общий, то есть режим для всех, а значит в

недискриминационный режим".[ 15, c. 230]

2.6.2 Принцип наибольшего благоприятствования и принцип недискриминации

Из принципа равноправия государств вытекает принцип недискриминации,

который не нуждается в каком-либо договорном признании и является

общепризнанной, обязательной нормой международного права, имеющей обычно-

правовой характер, чем и отличается от принципа наибольшего

благоприятствования, являющегося результатом конкретного соглашения между

государствами.

Связь же этих принципов. проявляется в том, что ставя соответствующие

государства в равное положение, наибольшее благоприятствование тем самым

устраняет дискриминацию. Однако смешивать и отождествлять эти два принципа

нельзя, так как их основные начала имеют разное содержание.[ 14, c.20]

Суть принципа недискриминации состоит в праве требовать условий таких,

какими пользуются вcе, т.е. условий общих, одинаковых для всех.

Принцип же наибольшего благоприятствования предполагает право требовать

наиболее благоприятных, льготных, привилегированных условий,

предоставляемых любому третьему государству.

Следовательно, нарушение принципа недискриминации есть вместе с тем и

отрицание принципа наибольшего благоприятствования. Последний предполагает

недискриминационный режим, но не сводится к нему.

В сравнительно недавнем прошлом количество стран-контрагентов,

пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации, было небольшим.

Основная часть стран, как правило, пользовалась сама и предоставляла другим

недискриминационный режим, который и был необходимым минимумом для развития

нормальных внешнеэкономических связей.

Такое положение не сужало в целом возможности равноправного

сотрудничества, и предоставление или отказ в предоставлении режима

наибольшего благоприятствования не затрагивали принципа недискриминации.[

12, c. 47]

Однако, по мере расширения практики предоставления режима наибольшего

благоприятствования положение могло и измениться. В условиях, когда

большинство государств предоставляет и получает взамен безусловный и

безвозмездный режим, принцип наибольшего благоприятствования становится,

как когда-то принцип недискриминации, новым минимумом для развития

нормальных внешнеэкономических связей.

2.6.3 Соотношение принципа наибольшего благоприятствования с принципом

взаимности и взаимной выгоды

Принцип наибольшего благоприятствования тесно связан с принципом

взаимности. Взаимность является составной частью всякого равноправного

сотрудничества.

При соблюдении юридической взаимности существенным в правоотношении

является наличие обратной адекватной связи (а не объем предоставляемого в

ответ конкретного права, обязательства, уступки и т. п.), которая

устанавливается государствами с учетом других принципов и норм - равенства,

взаимной выгоды, недискриминации и др.

Такая взаимность является основным признаком клаузулы о наибольшем

благоприятствовании. При установлении основанных на этом принципе

отношений, речь должна идти о том, что государства будут пользоваться в

согласованных вопросах режимом наибольшего благоприятствования,

установленным страной-контрагентом для всех третьих стран, а не о том, что

взаимопредоставляемые двумя странами условия, уступки должны быть равными

или равноценными. В последнем случае речь шла бы о требовании материальной

взаимности, или условии о возмещении.

Институт безусловного и безвозмездного наибольшего благоприятствования

построен на принципе взаимности в том смысле, что каждая страна, получившая

режим наибольшего благоприятствования, приобретает комплекс определенных

выгод и "платит" за это не по принципу "льгота за льготу", не каждый раз

отдельно, а ответным предоставлением режима, установленного на ее

территории в соответствующей сфере для всех государств.

Принцип наибольшего благоприятствования органически связан с принципом

взаимной выгоды, которая в отношениях между государствами не всегда

наглядна, хотя фактически присутствует, и ,наоборот, не всегда имеет место

по существу, когда формально соблюдается.[ 16, c. 46]Взаимная выгода может

заключаться не только в обмене тождественными материальными ценностями или

предоставлении одинаковых прав, не только содержать в себе взаимность,

обеспечивающую эквивалентность выгод и обязательств, но и состоять в

получении партнерами друг от друга гораздо более сложных комплексных и

других преимуществ.[ 11, c.24]

Принцип взаимной выгоды "следует понимать не как формальное "узко

коммерческое" правило, применяемое к каждому изолированному случаю

сотрудничества, а как принцип, широко освещающий последствия конкретного

правоотношения в общем комплексе сотрудничества между странами".[2, c.222]

Полное и эффективное осуществление принципа взаимной выгоды во многом

зависит от установления режима наибольшего благоприятствования в торгово-

экономических отношениях государств.

Глава 3. Роль и место принципа наибольшего благоприятствования во Всемирной

Торговой Организации

3.1 РНБ и регионализм в международной торговле

Развитие интеграционных процессов привело к появлению экономических

группировок государств, в частности, соглашений о создании

межгосударственных зон свободной торговли и межгосударственных таможенных

союзов, в рамках которых взаимная торговля осуществляется свободно.

Крупнейшей экономической группировкой является Евросоюз, доля которого в

международной торговле составляет около 40%, причем свыше 60% внешней

торговли стран ЕС приходится на внутри групповой обмен. Далее следует

Североамериканская зона свободной торговли /НАФТА/ и, наконец,

многочисленные группировки развивающихся стран.

Процесс регионализации международной торговли будет продолжаться и

дальше. Уже известны планы расширения Евросоюза. В декабре 1994 года 34

страны Латинской Америки, Канада и Соединенные Штаты приняли решение о

создании зоны свободной торговли Северной и Южной Америки /ЗСТСЮА/ к 2005

году. Это соглашение помимо либерализации барьеров, затрагивающих взаимную

торговлю товарами и услугами будет охватывать взаимное движение капитала;

политику в сфере энергетики, науки, техники, инфраструктуры; права

интеллектуальной собственности. Другими словами, в Северной и Южной Америке

НАФТА может превратиться в некоторое подобие Евросоюза. 34 страны,

являющиеся потенциальными участниками ЗСТСЮА обеспечивали в середине 90-х

годов совокупный ВНП в размере 8,3 млрд. долларов , а более половины их

внешней торговли уже является внутригрупповой.

Аналогичное положение может сложиться в азиатско-тихоокеанском регионе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.