какого-либо встречного эквивалентного преимущества. В этом смысле можно
говорить о безвозмездности режима безусловного наибольшего
благоприятствования. Например, в ст.2 советско-финляндского договора от 1
декабря 1947 года прямо указывается: "Договаривающиеся Стороны
предоставляют взаимно друг другу безусловный и неограниченный режим
наиболее благоприятствуемой нации". [ 13, c. 691]
В Проекте статей Комиссии Международного Права ООН (КМП) о формах
предоставления режима наибольшего благоприятствования говорится в статьях
11 - 13. Хотя Комиссия подчеркивает, что "можно смело утверждать, что в
настоящее время как в доктрине, так и в практике государств преобладает
презумпция о необусловленности клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации
", тем не менее государства по заключению КМП могут договориться о
включении в соглашение условий, которые бы ставили их право на получение
режима в зависимость от ответного предоставления государством согласованной
формы возмещения. В связи с этим КМП ввела понятие "материальной
взаимности", которое в окончательном варианте Проекта именуется "условием о
возмещении" (ст.2, п.1 "е").
При условном (эквивалентном) наибольшем благоприятствовании
преимущества, установленные для третьего государства, предоставляются
государству-контрагенту без соответствующей компенсации с его стороны лишь
в том случае, если третьему государству эти преимущества были предоставлены
также безвозмездно. Если же третье государство за предоставленные ему
льготы со своей стороны предоставило какой-либо эквивалент, то и
контрагирующее государство может воспользоваться этим преимуществом лишь в
том случае, если и оно предоставит эквивалентную компенсацию, установленную
между договаривающимися государствами.
Известны несколько разновидностей условной оговорки. Исторически
первой была так называемая американская форма возмездной оговорки, которая
в настоящее время практически не применяется. Позднее появилась оговорка на
условиях материальной взаимности.
Различие между этими формами состоит лишь в способе определения
компенсации. В первом случае точкой отсчета для установления ее размера
служит уступка третьего государства, а во втором - льгота бенефициирующего
государства.
В целом же условная форма оговорки, допуская возможность дискриминации
государства-бенефициария, неприемлема для торгово-экономических отношений,
где наибольшее благоприятствование предназначено не столько для достижения
равенства взаимно предоставляемых уступок, сколько для обеспечения равных
условий конкурирующим партнерам.
Принцип компенсации выгодно применять развитым странам в отношениях с
развивающимися, так как предоставившим очень широкие льготы на возмездной
основе они практически расширяют круг преимуществ только для самих себя, в
то время как развивающиеся страны не могут ими реально воспользоваться; и
поскольку наибольшее благоприятствование компенсационное, такое расширение
привилегий не опасно в отношениях развитых стран между собой.
2.3 Объем принципа наибольшего благоприятствования
Основным предметом клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации
является определение объема наибольшего благоприятствования применительно к
договаривающимся государствам.
Сфера действия принципа наибольшего благоприятствования в договорах
между одними государствами может быть значительно шире или наоборот уже,
чем в подобных соглашениях между другими, применяющими также этот принцип.
В зависимости от этого используются различные методы определения объема -
синтетический и аналитический.
Соответственно этим методам клаузулы о наибольшем благоприятствовании
можно условно разделить на "общие" (содержащие генеральную формулу) и
"специальные" (перечисляющие конкретные случаи). Термин "общая клаузула"
однако, не означает, что она охватывает всю совокупность отношений между
государствами, а подразумевает то, что принцип наибольшего
благоприятствования будет применяться ко всем отношениям в определенной
области (или областях), например: "во всех вопросах, связанных с торговлей,
судоходством и всеми другими формами экономических отношений" (договор
между ЧССР и ГДР 1959 г.).
Чаще всего синтетический и аналитический методы применяются
кумулятивно, т.е. наряду с генеральной формулой перечисляются частные
случаи применения режима наибольшего благоприятствования.
Принцип наибольшего благоприятствования широко применяется в различных
сферах международных экономических отношений.
Одна из традиционных областей его применения - таможенный режим. В
торговых договорах обычно указывается, что договаривающиеся стороны
предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всем, что
касается таможенных вопросов, в частности в отношении пошлин, налогов и
прочих сборов, налагаемых на импорт или экспорт, или в связи с импортом или
экспортом (включая метод взимания таких пошлин и сборов); складирования
товаров под таможенным контролем; правил и формальностей, применяемых при
таможенной обработке товаров.
Применяется принцип наибольшего благоприятствования также в отношении
внутренних налогов и сборов, падающих на производство, обработку, обращение
или потребление импортированных товаров страны-контрагента. Так, в с.т.2
Соглашения по общим вопросам торговли и мореплавания между СССР и ФРГ 1958
г. говорится: "Каждое из обоих договаривающихся государств будет
предоставлять товарам другого государства безусловный режим наибольшего
благоприятствования во всех вопросах, касающихся внутренних налогов и
сборов любого характера".
Следующей традиционной и обширной областью применения принципа
наибольшего благоприятствования является мореплавание. В договорах обычно
указывается, что стороны "предоставляют друг другу режим наибольшего
благоприятствования во всех вопросах ... судоходства" (статья 1 Договора о
торговле и мореплавании между СССР и Данией 1936 г.), а также оговариваются
важнейшие частные случаи его применения, как, например, в статье 5 того же
договора:
"Торговым судам каждой из Договаривающихся Сторон, их экипажам,
пассажирам и грузам будет предоставлен в портах другой Стороны режим
наибольшего благоприятствования в отношении входа, выхода и пребывания в
них; погрузки и выгрузки; сборов и налогов всякого рода; снабжения углем и
водой; ремонта; пользования кранами, весами, причалами, якорными стоянками,
сухими доками и складами; применения правил и формальностей, включая
санитарные и карантинные формальности, и вообще в отношении всего того, что
касается судоходства.
Всякие преимущества, облегчения, привилегии и льготы, которые
предоставлены в этом отношении одной из Договаривающихся Сторон какой-либо
третьей стране, будут немедленно и безвозмездно распространены на другую
Сторону.
Подобные статьи, как правило, содержатся во всех торговых договорах,
заключенных странами, между которыми возможно мореплавание или судоходство.
Кроме того, в таких договорах нередко предусматривается распространение
наибольшего благоприятствования на область применения портовых предписаний,
а в некоторых случаях также и на суда, терпящие бедствие или
кораблекрушение и на имеющиеся на них грузы (в большинстве случаев в этих
вопросах предусматривается национальный режим).
В некоторых договорах принцип наибольшего благоприятствования
применяется в отношении перевозок грузов, багажа и пассажиров по внутренним
путям сообщения, правил и формальностей при транзите товаров , правил для
иностранных средств транспорта (включая морские и речные суда, самолеты,
железнодорожный подвижной состав, автомобили и т. д.).
Нередко принцип наибольшего благоприятствования распространяется на
область запрещений и ограничений в торговле. Это значит, что если
государство устанавливает какие-либо запрещения и ограничения в своей
внешней торговле и при этом дает те или иные льготы определенной стране или
странам, то оно должно распространить эти льготы на все страны, в договорах
с которыми предусматривается распространение принципа наибольшего
благоприятствования на эту область.
Например, в ст.1 Временного торгового соглашения между СССР и
Великобританией 1934 г. указывается, что "каждая из сторон предоставляет
произведениям почвы и промышленности другой стороны все льготы, права и
преимущества, которые ныне предоставлены или будут предоставлены
произведениям почвы и промышленности любой другой страны во всем, что
касается запрещений и ограничений ввоза и вывоза".
В других договорах (например, в Договоре о торговле и судоходстве между
СССР и Австрией 1955 г.) используется иная /негативная/ формула: "ни одна
из сторон не вправе применять какие-либо ограничения в отношении ввоза на
территорию или вывоза с территории другой стороны, если таковые не
применяются по отношению ко всем другим государствам". Выражение "все
другие государства" в данной формуле по смыслу включает в себя и любое
третье государство, т.е. и государство, пользующееся режимом наибольшего
благоприятствования.[ 15, c. 241]
Эффективность применения принципа наибольшего благоприятствования
зависит от адекватности толкования клаузулы о наибольшем
благоприятствовании. Такое толкование основывается на правиле ejusdem
generis, согласно которому государство-бенефициарий вправе претендовать
лишь на те права, которые охватываются областью применения оговорки.
Этому вопросу посвящена статья 9 Проекта КМП ("Объем прав в
соответствии с клаузулой о наиболее благоприятствуемой нации"), которая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15