преимущественно с помощью таможенных тарифов. Таможенный тариф, а не
количественные ограничения, признается основным инструментом
внешнеторговой политики, защиты национальных рынков и промышленности.
3. Взаимное предоставление национального режима товарам иностранного
происхождения.
4. Обязательства стран-участниц ВТО в отказе от использования
количественных ограничений (лицензии, квоты) в торговле за исключением
отдельных оговоренных случаев, например в целях обеспечения равновесия
платежного баланса.
5. Гласности торговой политики, включая открытую публикацию и
предоставление в ГАТТ законов и правил, регулирующих внешнеторговую
деятельность.
6. Право государств-участников создавать таможенные союзы и зоны
свободной торговли.
Соглашения ВТО содержат важные положения в отношении стран,
осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, к которым,
естественно, относится и Россия. Этим странам разрешается применять меры и
программы с использованием субсидий для проведения необходимых
преобразований в течение семи лет с даты вступления в силу Соглашения о
ВТО.
Важным итогом Уругвайского раунда является принятие мер по упорядочению
международной торговли услугами, объем которой сейчас превышает 1,3 трлн.
долл.
Одним из направлений укрепления многосторонней торговой системы
является продолжение либерализации торговли в регулируемых ВТО областях.
Это означает:
во-первых, дальнейшее снижение тарифов. Несмотря на то, что средние
тарифные ставки развитых стран низки, остаётся ещё значительное количество
тарифных пиков на отдельные товары. Перед развивающимися странами, где
средние ставки выше, чем у развитых, также стоит задача снижения тарифной
защиты;
во-вторых, все количественные ограничения, которые используются для
уклонения от тарифной либерализации, должны быть отменены к 2000 г. При
этом не должно вводиться новых форм количественных ограничений;
в-третьих, сложными вопросами, требующими решения, продолжают
оставаться два секторальных исключения из принципа недискриминации (HP) и
из РНБ соответственно в области сельского хозяйства и текстиля. В области
прав интеллектуальной собственности ВТО придётся обратить самое серьёзное
внимание на некоторые аспекты общего характера. Среди них: минимальные
стандарты защиты прав интеллектуальной собственности, которые должны
обеспечиваться национальным законодательством, правоприменительная
практика, разрешение споров в этой области.
Появление феномена информационной революции, который привёл к снижению
затрат в области связи и компьютерного обеспечения, может в значительной
степени повлиять на ситуацию в мировой экономике. Наличие этого фактора не
только подчёркивает значение соглашений ВТО по телекоммуникациям,
финансовым услугам, информационным технологиям и соглашения ТРИПС, но и
ставит новые вопросы.
Сегодня ВТО также выполняет и функции многостороннего торгового
договора для участвующих в ней стран, и заменяет собой систему из
нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений, что дает немалые
преимущества своим членам. Кроме того, она является тем форумом, где
формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных
обсуждений, переговоров и примирения разногласий.
В наши дни происходит размывание границ между международными и
внутренними правилами товарообмена, что приводит к более тесной стыковки
национальных экономических систем в той части, в которой они воздействуют
на внешнеторговую деятельность. А это означает важный шаг в направлении
создания единого правового и административного пространства, сфера которого
охватывает многие страны и многие формы международных торговых отношений.
Тем самым облегчаются международные торговые связи членов ВТО, но
усложняется внешнеэкономическая деятельность государств не участвующих в
деятельности этой организации.
1.2 Отношения России и ВТО на современном этапе
В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в
ГАТТ, когда формально унаследовала данный статус в этой международной
организации от бывшего СССР (статус наблюдателя в ГАТТ Советскому Союзу
предоставили в 1990 году). Основу для сближения России с ГАТТ положило
постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.92 г. №328 "О
развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным Соглашением по
тарифам и торговле".
В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил
А.Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное
заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве
полноправного участника (распоряжение Президента Российской Федерации от
3.06.93 г. №411-рп). Однако, с преобразованием в 1994 году ГАТТ в ВТО,
Россия подала новое заявление для вступления в ВТО. В связи с этим при
Секретариате ВТО (Женева) была образована Рабочая группа по присоединению
России к ВТО, участниками которой является более 50 стран. Председателем
Рабочей группы является посол Швейцарии У.Росье. Представление в
Секретариат ГАТТ в феврале 1994 года, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.02.94 г. №144 Меморандума о
внешнеторговом режиме, стало практическим началом процесса присоединения
России к ГАТТ. а затем и ВТО.
В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО Россия
начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по
оформлению членства в этой влиятельной международной организации. Это
предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних
переговоров, в ходе которых будут определены условия присоединения России к
К настоящему времени, завершив в целом первый, так называемый
информационный этап процесса присоединения, и представив в 1998г.
первоначальные тарифные предложения (предложения Российской Федерации по
максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок
ввозных таможенных пошлин) и первоначальные предложения в области сельского
хозяйства (обязательства Российской Федерации по уровню внутренней
поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и
продовольствия), российская сторона приступила к двусторонним переговорам
по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами ВТО.
Основные обязательства, которые предстоит принять России, сводятся к -
следующим крупным областям:
1.России предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на
промышленные товары — то есть установить их максимальные пределы по каждой
отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до
определенной величины. Указанные пределы являются предметом переговоров.
Задача на этих переговорах - выйти на разумный уровень обязательств,
предполагающий постепенное открытие рынка без ущерба для эффективного
отечественного производства.
Двусторонние тарифные переговоры ведутся с февраля 1998 г. В ходе этих
переговоров в начале 1999г. российская сторона приступила к углубленному
обсуждению с партнерами отдельных глав ТН ВЭД и конкретных товарных позиций
на основе первоначальных тарифных предложений Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в настоящее время таможенный тариф в России,
кроме своей основной функции - регулирования конкуренции между иностранными
и отечественными товарами - выполняет еще и фискальную функцию и является
одним из основных источников пополнения доходной части федерального
бюджета; а также то, что первоначальные тарифные предложения представляют
собой перечень максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО
значений ставок ввозных таможенных пошлин.
В настоящее время Россия представила первоначальные предложения России
по «связыванию» начального и конечного уровня ставок импортного тарифа по
всей товарной номенклатуре с указанием продолжительности переходного
периода. Трудность тарифных переговоров в основном состоит в том, что
уровень «связывания» в российском оффере зафиксирован значительно выше ныне
действующих ставок импортных пошлин, поскольку Россия заинтересована в
сохранении в перспективе достаточно высокого уровня защиты внутреннего
рынка особенно в части сельскохозяйственных товаров.
2. Обязательства по доступу на рынок услуг основываются на специальной
методологии, которая допускает сохранение ограничений в соответствующих
секторах услуг по масштабам присутствия иностранного капитала и физических
лиц, а также применение дополнительных требований к иностранным поставщикам
услуг по сравнению с отечественными. Это также будет решаться в ходе
переговоров.
После представления в октябре 1999 г. первоначальных предложений России
в области торговли услугами (включающие перечень обязательств Российской
Федерации по торговле услугами и список изъятий из РНБ), российская сторона
готова к продвижению на очередной этап двухсторонних переговоров - по
доступу на российский рынок услуг.
3. Обязательства в области сельского хозяйства. Россия должна будет
установить максимально допустимый уровень по таможенным пошлинам
(аналогично промышленным товарам). Кроме того, принимаются обязательства по
уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и
региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы,
льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и
материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15