исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и
были мотивированы Секретариатом ЮНКТАД следующим образом:
"Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается
для установления равенства режимов на территории одного государства для
всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире
существует неравенство экономических структур и уровней развития;
предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает
равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности,
равносильно практическому неравенству".
В силу принятия Женевской Конференцией рекомендательных исключений
допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем
в пользу развивающихся стран.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что принцип равноправия строго
выдерживается также и в формальном смысле для взаимоотношений между самими
развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В
содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся
странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними
дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего
благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.
Третьим новым дополнением к изъятиям из принципа наибольшего
благоприятствования является следующая норма, содержащаяся в том же Общем
принципе восьмом: "Развивающиеся страны не должны распространять на
развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между
ними".
Все эти три нормы представляют собой по существу рекомендуемое
отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима
наибольшего благоприятствования между, с одной стороны, развивающимися и, с
другой стороны, развитыми государствами.
Применение принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам
безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но
по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее
развитым странам.
Именно поэтому во взаимоотношениях между развивающимися и развитыми
странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям,
что выразилось в создании общей системы преференций, правовая основа
которой заложена в Принципах международных торговых отношений и торговой
политики, способствующих развитию. Декларации об установлении нового
международного экономического порядка. Хартии экономических прав и
обязанностей государств, а также в специальных положениях об оказании
помощи развивающимся странам в различных областях экономики, науки и
техники.
Смысл этой системы заключается в том, что развитые страны предоставляют
товарам из развивающихся стран преференциальный режим, с тем, чтобы они
смогли утвердиться на высококонкурентных рынках стран о развитой
экономикой, причем такие предпочтительные условия действуют лишь в течении
определенного периода, пока развивающиеся страны не будут признаны
конкурентоспособными на мировом рынке.
Помимо общих изъятий из принципа наибольшего благоприятствования
существуют специальные (относящиеся к определенной сфере регулируемых
договором отношений) изъятия.
В договорах, например, часто указывается, что в области мореплавания
режим наибольшего благоприятствования не распространяется на каботажное
судоходство, портовую и спасательную службы и некоторые другие вопросы.
Около семидесяти дет назад международная практика стала допускать в
отдельных случаях включение в торговые договоры, устанавливающие режим
наиболее благоприятствуемой нации, специального положения об изъятии из
действия этого режима льгот для стран, входящих в зоны преференциальных
таможенных тарифов. В качестве одного из первых примеров такого изъятия
приводятся имперские, или "оттавские" преференции 1932 года между странами
бывшей Британской империи. [ 3, c. 50]
В дальнейшем исключение в пользу таможенных союзов стало довольно часто
включаться в торговые договоры.
Государства, входящие в таможенный союз, образуют единую таможенную
территорию, устанавливают единый таможенный тариф и проводят единую
таможенную политику. То есть в области международных экономических
отношений таможенный союз выступает как единое целое, являясь субъектом
этих отношений. Те права, которые участники этого союза предоставляют друг
другу, не распространяются на третьи государства, с которыми государства-
участники таможенного союза заключили соглашение о режиме наибольшего
благоприятствования.
Вопрос об исключении в пользу таможенных союзов и других подобных
ассоциаций государств вызвал большое количество споров в ходе разработки
Проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации в Комиссии
международного права ООН.
Во-первых, представляет затруднение четко выделить для каких именно
объединений государств применимо данное исключение. По определению КМП к
подобным таможенным союзам ассоциациям государств относятся:
1) зоны свободной торговли;
2) любой временный режим, ведущий к созданию таможенного союза или зоны
свободной торговли;
3) любая другая ассоциация или группа государств, основанная на
таможенном союзе, зоне свободной торговли или временном режиме, ведущем
или. имеющем своей целью привести к образованию таможенного союза или зоны
свободной торговли.
Именно такие объединения обычно перечисляются в соответствующих случаях
в договорах. Например, в статье 29 Договора о торговле, поселении и
мореплавании между Великобританией и Японией 1962 года говорится:
"Положения договора, касающиеся применения режима наибольшего
благоприятствования не обязывают государства в случае: а) образования
таможенного союза или зоны свободной торговли; ... в) принятия соглашения,
направленного на образование такого союза или такой зоны в течении
разумного периода времени".
Во-вторых, вызывает замечания тот факт, что в случае принятия данного
исключения государства, не входящие в таможенный союз оказываются в худшем
положении по сравнению с членами этого союза.
Таможенные объединения не должны вести к уклонению от других
обязательств и исключения в пользу таких объединений возможны только при
явно выраженном согласии государств с ограничением своих прав, вытекающих
из режима наибольшего благоприятствования.
В ходе обсуждения Проекта КМП была предложена статья 23 "Клаузула о
наиболее благоприятствуемой нации в ее взаимоотношениях с режимом,
предоставляемым одним членом таможенного союза другим членам": "Государство-
бенефициарий, не являющееся членом таможенного союза, не приобретает на
основании клаузулы права на режим, предоставляемый бенефициирующим
государством - членом таможенного союза третьему государству, которое также
является членом этого союза".
Оба специальных докладчика КМП высказались против кодификации этого
исключения. Представители ЕС напротив настаивали на внесение в Проект
соответствующего положения. Статья 234 Договора о создании ЕС, подписанного
в Риме 25 марта 1957 года подразумевает такое исключение, что находит
подтверждение и в договорной практике. Так, например. Торговое соглашение
между ЕС и КНР устанавливает, что режим наибольшего благоприятствования не
применяется, когда речь идет о: "выгодах, предоставляемых договаривающейся
стороной государству, которое является членом таможенного союза".
Комиссия решила не включать статью об исключениях, касающихся
таможенных союзов в Проект. При этом понималось, что отсутствие такого
положения не может быть истолковано как косвенное признание существования
или несуществования такого правила, однако практика настоящего времени
говорит о фактическом признании правомерности этого исключения. В ГАТТ
содержится ряд изъятий из режима наибольшего благоприятствования.
Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны свободной торговли и
таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих
образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это
разрешение развивающимся странам использовать на постоянной основе, в виде
исключения из принципа наибольшего благоприятствования, четыре категории
торговых льгот /тарифные преференции по общей системе преференций, тарифные
преференции, действующие в отношении между развивающимися странами, более
льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений
ВТО, специальный режим в отношении наименее развитых стран/. Исключения
существуют и по более широким и общим направлениям использования РНБ.
Первоначально они были сформулированы в статье XX ГАТТ /Общие исключения/ и
в статье XXI /Исключения по соображениям безопасности/.
Затем эти положения в различных формах и формулах нашли применение в
других соглашениях и правовых документах ВТО.
В частности, статья XX ГАТТ позволяет странам-членам ВТО отклоняться от
принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защита
отечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений,
охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных
сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей.
Формулировки, содержащиеся в статье XX ГАТТ носят достаточно общий характер
и не всегда поддаются достаточно четкой кодификации. Тем не менее эта
группа вопросов:, общественный порядок, общественная мораль,
здравоохранение нашла достаточно широкое применение в практике стран-членов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15