Рефераты. Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО)






исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и

были мотивированы Секретариатом ЮНКТАД следующим образом:

"Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается

для установления равенства режимов на территории одного государства для

всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире

существует неравенство экономических структур и уровней развития;

предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает

равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности,

равносильно практическому неравенству".

В силу принятия Женевской Конференцией рекомендательных исключений

допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем

в пользу развивающихся стран.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что принцип равноправия строго

выдерживается также и в формальном смысле для взаимоотношений между самими

развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В

содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся

странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними

дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего

благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.

Третьим новым дополнением к изъятиям из принципа наибольшего

благоприятствования является следующая норма, содержащаяся в том же Общем

принципе восьмом: "Развивающиеся страны не должны распространять на

развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между

ними".

Все эти три нормы представляют собой по существу рекомендуемое

отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима

наибольшего благоприятствования между, с одной стороны, развивающимися и, с

другой стороны, развитыми государствами.

Применение принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам

безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но

по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее

развитым странам.

Именно поэтому во взаимоотношениях между развивающимися и развитыми

странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям,

что выразилось в создании общей системы преференций, правовая основа

которой заложена в Принципах международных торговых отношений и торговой

политики, способствующих развитию. Декларации об установлении нового

международного экономического порядка. Хартии экономических прав и

обязанностей государств, а также в специальных положениях об оказании

помощи развивающимся странам в различных областях экономики, науки и

техники.

Смысл этой системы заключается в том, что развитые страны предоставляют

товарам из развивающихся стран преференциальный режим, с тем, чтобы они

смогли утвердиться на высококонкурентных рынках стран о развитой

экономикой, причем такие предпочтительные условия действуют лишь в течении

определенного периода, пока развивающиеся страны не будут признаны

конкурентоспособными на мировом рынке.

Помимо общих изъятий из принципа наибольшего благоприятствования

существуют специальные (относящиеся к определенной сфере регулируемых

договором отношений) изъятия.

В договорах, например, часто указывается, что в области мореплавания

режим наибольшего благоприятствования не распространяется на каботажное

судоходство, портовую и спасательную службы и некоторые другие вопросы.

Около семидесяти дет назад международная практика стала допускать в

отдельных случаях включение в торговые договоры, устанавливающие режим

наиболее благоприятствуемой нации, специального положения об изъятии из

действия этого режима льгот для стран, входящих в зоны преференциальных

таможенных тарифов. В качестве одного из первых примеров такого изъятия

приводятся имперские, или "оттавские" преференции 1932 года между странами

бывшей Британской империи. [ 3, c. 50]

В дальнейшем исключение в пользу таможенных союзов стало довольно часто

включаться в торговые договоры.

Государства, входящие в таможенный союз, образуют единую таможенную

территорию, устанавливают единый таможенный тариф и проводят единую

таможенную политику. То есть в области международных экономических

отношений таможенный союз выступает как единое целое, являясь субъектом

этих отношений. Те права, которые участники этого союза предоставляют друг

другу, не распространяются на третьи государства, с которыми государства-

участники таможенного союза заключили соглашение о режиме наибольшего

благоприятствования.

Вопрос об исключении в пользу таможенных союзов и других подобных

ассоциаций государств вызвал большое количество споров в ходе разработки

Проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации в Комиссии

международного права ООН.

Во-первых, представляет затруднение четко выделить для каких именно

объединений государств применимо данное исключение. По определению КМП к

подобным таможенным союзам ассоциациям государств относятся:

1) зоны свободной торговли;

2) любой временный режим, ведущий к созданию таможенного союза или зоны

свободной торговли;

3) любая другая ассоциация или группа государств, основанная на

таможенном союзе, зоне свободной торговли или временном режиме, ведущем

или. имеющем своей целью привести к образованию таможенного союза или зоны

свободной торговли.

Именно такие объединения обычно перечисляются в соответствующих случаях

в договорах. Например, в статье 29 Договора о торговле, поселении и

мореплавании между Великобританией и Японией 1962 года говорится:

"Положения договора, касающиеся применения режима наибольшего

благоприятствования не обязывают государства в случае: а) образования

таможенного союза или зоны свободной торговли; ... в) принятия соглашения,

направленного на образование такого союза или такой зоны в течении

разумного периода времени".

Во-вторых, вызывает замечания тот факт, что в случае принятия данного

исключения государства, не входящие в таможенный союз оказываются в худшем

положении по сравнению с членами этого союза.

Таможенные объединения не должны вести к уклонению от других

обязательств и исключения в пользу таких объединений возможны только при

явно выраженном согласии государств с ограничением своих прав, вытекающих

из режима наибольшего благоприятствования.

В ходе обсуждения Проекта КМП была предложена статья 23 "Клаузула о

наиболее благоприятствуемой нации в ее взаимоотношениях с режимом,

предоставляемым одним членом таможенного союза другим членам": "Государство-

бенефициарий, не являющееся членом таможенного союза, не приобретает на

основании клаузулы права на режим, предоставляемый бенефициирующим

государством - членом таможенного союза третьему государству, которое также

является членом этого союза".

Оба специальных докладчика КМП высказались против кодификации этого

исключения. Представители ЕС напротив настаивали на внесение в Проект

соответствующего положения. Статья 234 Договора о создании ЕС, подписанного

в Риме 25 марта 1957 года подразумевает такое исключение, что находит

подтверждение и в договорной практике. Так, например. Торговое соглашение

между ЕС и КНР устанавливает, что режим наибольшего благоприятствования не

применяется, когда речь идет о: "выгодах, предоставляемых договаривающейся

стороной государству, которое является членом таможенного союза".

Комиссия решила не включать статью об исключениях, касающихся

таможенных союзов в Проект. При этом понималось, что отсутствие такого

положения не может быть истолковано как косвенное признание существования

или несуществования такого правила, однако практика настоящего времени

говорит о фактическом признании правомерности этого исключения. В ГАТТ

содержится ряд изъятий из режима наибольшего благоприятствования.

Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны свободной торговли и

таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих

образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это

разрешение развивающимся странам использовать на постоянной основе, в виде

исключения из принципа наибольшего благоприятствования, четыре категории

торговых льгот /тарифные преференции по общей системе преференций, тарифные

преференции, действующие в отношении между развивающимися странами, более

льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений

ВТО, специальный режим в отношении наименее развитых стран/. Исключения

существуют и по более широким и общим направлениям использования РНБ.

Первоначально они были сформулированы в статье XX ГАТТ /Общие исключения/ и

в статье XXI /Исключения по соображениям безопасности/.

Затем эти положения в различных формах и формулах нашли применение в

других соглашениях и правовых документах ВТО.

В частности, статья XX ГАТТ позволяет странам-членам ВТО отклоняться от

принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защита

отечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений,

охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных

сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей.

Формулировки, содержащиеся в статье XX ГАТТ носят достаточно общий характер

и не всегда поддаются достаточно четкой кодификации. Тем не менее эта

группа вопросов:, общественный порядок, общественная мораль,

здравоохранение нашла достаточно широкое применение в практике стран-членов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.