Рефераты. Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО)






регулирования экономических отношений между государствами.

В настоящее время 111 государств являются полноправными членами ГАТТ, и

более 150 государств участвуют в Соглашении в различных формах. В 1986 году

Советский Союз впервые высказал намерение вступить в ГАТТ и с мая 1990 года

участвует в качестве наблюдателя.

Хотя Россия еще не стала полноправным членом ГАТТ, принцип наибольшего

благоприятствования и следовательно все льготы, преимущества и привилегии,

которые предоставляют друг другу члены Соглашения, распространяются на

участников торгово-экономических соглашений России с другими странами, в

которых зафиксирован принцип наибольшего благоприятствования.

Многосторонние договоры, основанные на принципе наибольшего

благоприятствования, имеют некоторые преимущества перед двусторонними, в

том числе о точки зрения юридической техники, поскольку она освобождает от

необходимости заключения многочисленных двусторонних договоров о наибольшем

благоприятствовании. К.Хайдер, высоко оценивая идею многосторонней

оговорки, пишет: "Генеральное соглашение по тарифам и торговле является

вехой в усилиях придать общий характер оговорке о наиболее

благоприятствуемой нации в области международной торговли".

Однако в связи о действием принципа наибольшего благоприятствования в

многосторонних соглашениях возникает вопрос о положении третьих государств,

не являющихся членами такого соглашения: могут ли они претендовать на

предоставление им режима, действующего в рамках многостороннего соглашения,

со стороны его членов в соответствии с двусторонними клаузулами о наиболее

благоприятствуемой нации?

Общепризнанной является точка зрения, что "многосторонняя оговорка

отнюдь не означает, что только государства-участники данного

многостороннего договора вправе претендовать на особые льготы,

предоставляемые одним из его участников другим договаривающимся сторонам".[

5, c. 175] На такие льготы претендует также государство, не участвующее в

указанном многостороннем договоре, но связанное с государством-участником

двусторонней оговоркой о наибольшем благоприятствовании.

В целях урегулирования подобных вопросов Комиссией международного права

в Проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации была

включена статья 17 ("Несущественность факта распространения режима на

третье государство в силу двустороннего или многостороннего соглашения"):

"Приобретение государством-бенефициарием прав в силу клаузулы о наиболее

благоприятствуемой нации не затрагивается исключительно тем фактом, что

бенефициирующее государство распространило режим на третье государство в

силу международного соглашения, будь то многостороннего или двустороннего

характера."

В комментарии к этой статье приводятся слова Д.Джексона, который

рассматривает данный вопрос на примере ГАТТ:

"Любые привилегии, предоставленные договаривающейся стороной ГАТТ любой

другой стране, должны быть предоставлены всем договаривающимся сторонам.

Таким образом, привилегии, предоставляемые договаривающейся стороной

государству-нечлену ГАТТ, должны быть также предоставлены всем

договаривающимся сторонам. Тем самым, если А и В являются членами ГАТТ, а Х

не является его членом, и А заключает двустороннее торговое соглашение с X,

то привилегии, предоставленные Х в рамках этого соглашения, должны быть так

же предоставлены В.

И, наоборот, если в рамках договора А-Х принята клаузула о наиболее

благоприятствуемой нации, Х получает все привилегии, которые А

предоставляет членам ГАТТ в силу комплексного соглашения. Таким образом,

воздействие, оказываемое ГАТТ, распространяется далеко за рамки его

членского состава.

В некоторых случаях это приводит к тому, что страна утрачивает стимул

для вступления в ГАТТ, ибо если она заключит двусторонние договоры о режиме

наибольшего благоприятствования с ее основными торговыми партнерами и, и

эти партнеры являются членами ГАТТ, то она получит большинство привилегий

ГАТТ, не предоставляя ничего взамен тем членам ГАТТ, с которыми она не

имеет торгового соглашения".

На совещаниях в Женеве в 1947 году было предложено предоставить

привилегии только членам ГАТТ, но эта идея была отвергнута. В 1955 году

вопрос о распространении договаривающимися сторонами на страны, не

являющиеся таковыми, преимуществ Соглашения посредством заключения

двусторонних договоров рассмотрела Рабочая группа ГАТТ по организационным и

функциональным вопросам. В ходе обсуждения указывалось, что страны, не

являющиеся договаривающимися, часто пользуются всеми преимуществами

Соглашения не принимая соответствующих обязательств. Несмотря на известную

неудовлетворенность таким положением, большинство стая согласилось с тем,

что вопрос о позиции, которую договаривающаяся сторона желает занять в этом

отношении, является делом договаривающейся стороны.

Австрия после своего присоединения к ГАТТ не распространила немедленно

ставки таможенных пошлин ГАТТ на СССР, несмотря на то, что в договоре между

этими двумя странами был предусмотрен режим наибольшего

благоприятствования. Распространение этих ставок имело место лишь после

специального требования со стороны СССР. Другие страны, вступившие в ГАТТ и

имеющие договоры о режиме наибольшего благоприятствования с СССР

автоматически распространили льготы ГАТТ на советские товары.

Относительно ответственности за нарушения принципа наибольшего

благоприятствования применительно к многосторонним соглашениям существуют

разные точки зрения. По мнению одних авторов такая "ответственность

государства-правонарушителя возникает не в отношении всех остальных

участников многостороннего договора, а лишь в отношении потерпевших

государств, которые подверглись дискриминации".

Другие, напротив, считают, что "нарушение многосторонней оговорки о

наибольшем благоприятствовании рождает ответственность по отношению ко

многим, а не к одному государству, что способствует повышению эффективности

действия оговорки".

Пункт 1 статьи I Генерального соглашения по тарифам и торговле

определяет область применения принципа наибольшего благоприятствования "В

отношении таможенных пошлин и сборов любого рода, налагаемых на импорт или

экспорт или в связи с ними, в отношении способа взимания таких пошлин и

сборов, в отношении международных платежных переводов по импорту или

экспорту и в отношении всех правил и формальностей в связи с импортом и

экспортом". /В области внутреннего налогообложения и в отношении

постановлений, регулирующих внутреннюю торговлю и перевозки, пункт 4 статьи

3 ГАТТ предусматривает национальный режим./

Далее в ст.1 говорится, что "любое преимущество, льгота, привилегия или

иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся стороной в отношении

любых товаров, произведенных или предназначенных для любой другой страны,

предоставляются немедленно и безусловно в отношении подобных товаров,

произведенных на территории всех других Договаривающихся сторон или

предназначенных для отправки в эти территории".[ 6, c.9]

В пункте 1а следующей (II) статьи ГАТТ содержится следующее положение:

"Каждая договаривающаяся сторона предоставляет торговле других

договаривающихся сторон режим, не менее благоприятный, чем режим,

предусмотренный в соответствующей части соответствующего списка,

приложенного к настоящему Соглашению".

Положение этого пункта представляет собой совершенно новое явление в

международном торговом законодательстве и является немаловажным добавлением

к клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации. "Список" представляют собой

сводный перечень всех уступок, сделанных всеми договаривающимися сторонами

в их переговорах со своими торговыми партнерами, и максимальных тарифных

ставок. Новое, что вносит это добавление в клаузулу о наиболее

благоприятствуемой нации, - это обеспечиваемая им защита от повышения

тарифов на товары, включенные в список. Традиционная клаузула, хотя она и

обеспечивает необусловленный режим наибольшего благоприятствования,

предусматривает лишь равенство режима в отношении тарифных изменений.

ГАТТ в этом отношении выходит за рамки принципа наибольшего

благоприятствования. Каждое государство-член, предоставляющее уступки

какому-либо государству, прямо обязывается предоставить такие же уступки

отдельно воем другим членам; эта ситуация отличается от той, когда

последние вынуждены полагаться на продолжение действия соглашения между

стороной, предоставляющей уступки, и стороной, получающей их.

Уже предоставленные уступки могут быть отменены лишь посредством

сложной процедуры консультаций с договаривающимися сторонами в соответствии

со статьей XXVIII ГАТТ.

Существует точка зрения, что статья II (1а) имеет даже большее

значение, чем сама клаузула о наиболее благоприятствуемой нации.

Таким образом, действие принципа наибольшего благоприятствования в ГАТТ

отличается в этом отношении от его действия в двусторонних договорах и

представляет собой исключение из общего правила применения данного

принципа.

Статьи XI, XII, XIII, XIV, XV, XX, Генерального соглашения посвящены

исключениям из действия принципа наибольшего благоприятствования, которые

допускаются в целях обеспечения равновесия платежного баланса; содействия

пограничной торговле; если импорт того или иного товара причиняет или

угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям; если это

нужно для исполнения обязательств по межправительственным соглашениям; если

это диктуется интересами безопасности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.