регулирования экономических отношений между государствами.
В настоящее время 111 государств являются полноправными членами ГАТТ, и
более 150 государств участвуют в Соглашении в различных формах. В 1986 году
Советский Союз впервые высказал намерение вступить в ГАТТ и с мая 1990 года
участвует в качестве наблюдателя.
Хотя Россия еще не стала полноправным членом ГАТТ, принцип наибольшего
благоприятствования и следовательно все льготы, преимущества и привилегии,
которые предоставляют друг другу члены Соглашения, распространяются на
участников торгово-экономических соглашений России с другими странами, в
которых зафиксирован принцип наибольшего благоприятствования.
Многосторонние договоры, основанные на принципе наибольшего
благоприятствования, имеют некоторые преимущества перед двусторонними, в
том числе о точки зрения юридической техники, поскольку она освобождает от
необходимости заключения многочисленных двусторонних договоров о наибольшем
благоприятствовании. К.Хайдер, высоко оценивая идею многосторонней
оговорки, пишет: "Генеральное соглашение по тарифам и торговле является
вехой в усилиях придать общий характер оговорке о наиболее
благоприятствуемой нации в области международной торговли".
Однако в связи о действием принципа наибольшего благоприятствования в
многосторонних соглашениях возникает вопрос о положении третьих государств,
не являющихся членами такого соглашения: могут ли они претендовать на
предоставление им режима, действующего в рамках многостороннего соглашения,
со стороны его членов в соответствии с двусторонними клаузулами о наиболее
благоприятствуемой нации?
Общепризнанной является точка зрения, что "многосторонняя оговорка
отнюдь не означает, что только государства-участники данного
многостороннего договора вправе претендовать на особые льготы,
предоставляемые одним из его участников другим договаривающимся сторонам".[
5, c. 175] На такие льготы претендует также государство, не участвующее в
указанном многостороннем договоре, но связанное с государством-участником
двусторонней оговоркой о наибольшем благоприятствовании.
В целях урегулирования подобных вопросов Комиссией международного права
в Проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации была
включена статья 17 ("Несущественность факта распространения режима на
третье государство в силу двустороннего или многостороннего соглашения"):
"Приобретение государством-бенефициарием прав в силу клаузулы о наиболее
благоприятствуемой нации не затрагивается исключительно тем фактом, что
бенефициирующее государство распространило режим на третье государство в
силу международного соглашения, будь то многостороннего или двустороннего
характера."
В комментарии к этой статье приводятся слова Д.Джексона, который
рассматривает данный вопрос на примере ГАТТ:
"Любые привилегии, предоставленные договаривающейся стороной ГАТТ любой
другой стране, должны быть предоставлены всем договаривающимся сторонам.
Таким образом, привилегии, предоставляемые договаривающейся стороной
государству-нечлену ГАТТ, должны быть также предоставлены всем
договаривающимся сторонам. Тем самым, если А и В являются членами ГАТТ, а Х
не является его членом, и А заключает двустороннее торговое соглашение с X,
то привилегии, предоставленные Х в рамках этого соглашения, должны быть так
же предоставлены В.
И, наоборот, если в рамках договора А-Х принята клаузула о наиболее
благоприятствуемой нации, Х получает все привилегии, которые А
предоставляет членам ГАТТ в силу комплексного соглашения. Таким образом,
воздействие, оказываемое ГАТТ, распространяется далеко за рамки его
членского состава.
В некоторых случаях это приводит к тому, что страна утрачивает стимул
для вступления в ГАТТ, ибо если она заключит двусторонние договоры о режиме
наибольшего благоприятствования с ее основными торговыми партнерами и, и
эти партнеры являются членами ГАТТ, то она получит большинство привилегий
ГАТТ, не предоставляя ничего взамен тем членам ГАТТ, с которыми она не
имеет торгового соглашения".
На совещаниях в Женеве в 1947 году было предложено предоставить
привилегии только членам ГАТТ, но эта идея была отвергнута. В 1955 году
вопрос о распространении договаривающимися сторонами на страны, не
являющиеся таковыми, преимуществ Соглашения посредством заключения
двусторонних договоров рассмотрела Рабочая группа ГАТТ по организационным и
функциональным вопросам. В ходе обсуждения указывалось, что страны, не
являющиеся договаривающимися, часто пользуются всеми преимуществами
Соглашения не принимая соответствующих обязательств. Несмотря на известную
неудовлетворенность таким положением, большинство стая согласилось с тем,
что вопрос о позиции, которую договаривающаяся сторона желает занять в этом
отношении, является делом договаривающейся стороны.
Австрия после своего присоединения к ГАТТ не распространила немедленно
ставки таможенных пошлин ГАТТ на СССР, несмотря на то, что в договоре между
этими двумя странами был предусмотрен режим наибольшего
благоприятствования. Распространение этих ставок имело место лишь после
специального требования со стороны СССР. Другие страны, вступившие в ГАТТ и
имеющие договоры о режиме наибольшего благоприятствования с СССР
автоматически распространили льготы ГАТТ на советские товары.
Относительно ответственности за нарушения принципа наибольшего
благоприятствования применительно к многосторонним соглашениям существуют
разные точки зрения. По мнению одних авторов такая "ответственность
государства-правонарушителя возникает не в отношении всех остальных
участников многостороннего договора, а лишь в отношении потерпевших
государств, которые подверглись дискриминации".
Другие, напротив, считают, что "нарушение многосторонней оговорки о
наибольшем благоприятствовании рождает ответственность по отношению ко
многим, а не к одному государству, что способствует повышению эффективности
действия оговорки".
Пункт 1 статьи I Генерального соглашения по тарифам и торговле
определяет область применения принципа наибольшего благоприятствования "В
отношении таможенных пошлин и сборов любого рода, налагаемых на импорт или
экспорт или в связи с ними, в отношении способа взимания таких пошлин и
сборов, в отношении международных платежных переводов по импорту или
экспорту и в отношении всех правил и формальностей в связи с импортом и
экспортом". /В области внутреннего налогообложения и в отношении
постановлений, регулирующих внутреннюю торговлю и перевозки, пункт 4 статьи
3 ГАТТ предусматривает национальный режим./
Далее в ст.1 говорится, что "любое преимущество, льгота, привилегия или
иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся стороной в отношении
любых товаров, произведенных или предназначенных для любой другой страны,
предоставляются немедленно и безусловно в отношении подобных товаров,
произведенных на территории всех других Договаривающихся сторон или
предназначенных для отправки в эти территории".[ 6, c.9]
В пункте 1а следующей (II) статьи ГАТТ содержится следующее положение:
"Каждая договаривающаяся сторона предоставляет торговле других
договаривающихся сторон режим, не менее благоприятный, чем режим,
предусмотренный в соответствующей части соответствующего списка,
приложенного к настоящему Соглашению".
Положение этого пункта представляет собой совершенно новое явление в
международном торговом законодательстве и является немаловажным добавлением
к клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации. "Список" представляют собой
сводный перечень всех уступок, сделанных всеми договаривающимися сторонами
в их переговорах со своими торговыми партнерами, и максимальных тарифных
ставок. Новое, что вносит это добавление в клаузулу о наиболее
благоприятствуемой нации, - это обеспечиваемая им защита от повышения
тарифов на товары, включенные в список. Традиционная клаузула, хотя она и
обеспечивает необусловленный режим наибольшего благоприятствования,
предусматривает лишь равенство режима в отношении тарифных изменений.
ГАТТ в этом отношении выходит за рамки принципа наибольшего
благоприятствования. Каждое государство-член, предоставляющее уступки
какому-либо государству, прямо обязывается предоставить такие же уступки
отдельно воем другим членам; эта ситуация отличается от той, когда
последние вынуждены полагаться на продолжение действия соглашения между
стороной, предоставляющей уступки, и стороной, получающей их.
Уже предоставленные уступки могут быть отменены лишь посредством
сложной процедуры консультаций с договаривающимися сторонами в соответствии
со статьей XXVIII ГАТТ.
Существует точка зрения, что статья II (1а) имеет даже большее
значение, чем сама клаузула о наиболее благоприятствуемой нации.
Таким образом, действие принципа наибольшего благоприятствования в ГАТТ
отличается в этом отношении от его действия в двусторонних договорах и
представляет собой исключение из общего правила применения данного
принципа.
Статьи XI, XII, XIII, XIV, XV, XX, Генерального соглашения посвящены
исключениям из действия принципа наибольшего благоприятствования, которые
допускаются в целях обеспечения равновесия платежного баланса; содействия
пограничной торговле; если импорт того или иного товара причиняет или
угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям; если это
нужно для исполнения обязательств по межправительственным соглашениям; если
это диктуется интересами безопасности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15