Рефераты. Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты






общественные объединения и организации для реализации своих общественных,

социальных и политических интересов. Конституция Российской Федерации и

Закон "Об общественных объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской

Федерации закрепляют за гражданами право на общественные объединения,

общественные движения, партии, профсоюзов, предпринимательских объединений,

обществ и ассоциаций.

Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих

видов публичных мероприятий:

- собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном

месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения

каких-либо вопросов;

- митинга - формы организованного выражения общественного мнения,

массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан,

проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;

- демонстрации - формы организованного выражения коллективного и

индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной

жизни;

- шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан

по заранее определенному маршруту ;

- пикетирования - формы публичного выражения коллективного или

индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем

размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов,

транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ

о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций

и пикетирования от 25 мая 1992 года. При проведении данных мероприятий, их

участники обязаны соблюдать общественный порядок. Государство гарантирует

право на проведение публичных мероприятий. Государственные и должностные

лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение

возможно лишь только в строго определенных случаях

25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О порядке организации и

проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем

установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения

этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод

человека и гражданина , принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан

собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные

мероприятия при условии предварительного уведомления властей.

Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не

допускалось использование его для насильственного изменения

конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной

ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского

закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в

части, не противоречащей указанной Декларации.

Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в

первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы

реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав

граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут

реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение

традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки"

манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер,

исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов

и областей поспешили принять временные правила организации и проведения

собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить

образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили

разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, возникло

противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов.

Понятие «общественного объединения» закреплено в статье 5 Закона "Об

общественных объединениях" от 14 апреля 1995г., который также

предусматривает перечень возможных организационно – правовых форм

общественных объединений.

Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных

организаций» от 28.06.95г. устанавливает понятие, права и обязанности

молодежных и детских общественных объединений.

Закон РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от

12.01.96г. также включает в себя понятие и пределы деятельности

профессиональных союзов.

Для создания и функционирования объединений определена к настоящему

времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в

текущее законодательство. В Конституции РФ две статьи непосредственно

относятся к данному вопросу : в статье 30 закреплено право граждан на

объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения :

идеологическое и политическое многообразие , многопартийность, равенство

объединений перед законом.

Законодательством РФ введены некоторые ограничения.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям,

указанным в законодательстве, дополнительно могут вводиться следующие

меры:

приостановление, после соответствующего предупреждения,

деятельности политических партий, общественных организаций и массовых

движений, препятствующих нормализации обстановки;

Конституция также устанавливает нормы об условиях образований

общественных объединений и предъявляемых к ним требованиям.

В части первой статьи 13 запрещается создание и деятельность

объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение

основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации,

подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований,

разжигание национальной и религиозной розни.

Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях"

устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам

нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной

форме и может быть обжалован в суде и не является препятствием для

повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших

отказ.

Законодательством устанавливается также ограничение права на

объединение для судей, работников правоохранительных органов и

военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статусе судей в

Российской Федерации", судьи не принадлежат к политическим партиям и

движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4),

предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и

деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не

допустима и в органах МВД[16]. В соответствии с Законом Российской

Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не

допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений,

преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в

общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют

право участвовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей

военной службы.[17]

§3. Защита и гарантии права на свободу собраний и ассоциаций

Эффективная защита прав и свобод граждан в сферах деятельности

исполнительной власти, учитывая многообразие правовых отношений субъектов,

требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и

корреспондирующих этих правом обязанностей соответствующих государственных

органов.

Анализ законодательства РФ показывает, что пробелы в нем достаточно

обширны. Специалисты указывают на три основные направления нормативного

регулирования защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти:

- законодательное закрепление обязанностей органов исполнительной власти

по отношению к гражданам;

- использование эффективных способов контроля и надзора за работой

должностных лиц;

- установление ответственности государственных служащих и органов

государства за нарушение прав и свобод человека.

На первом месте находится вопрос о гарантиях прав граждан при защите

своих законных интересов и формах ответственности должностных лиц:

дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.

Хотя международные конвенции и соглашения в области прав человека

признают право каждого человека «на эффективное восстановление в правах

компетентными национальными судами»[18], право человека на «справедливое

судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным

судом, созданным на основе Закона»[19], - в Российской Федерации эти нормы

на практике реализуются, как известно, с большими затруднениями. [20]

Двумя статьями Конституции[21] защищается свобода объединений и

собраний. Делать какие-либо комментарии к тексту данных статей не

представляется необходимым. На мой взгляд они надежно защищают от произвола

государственных властей, а требование «собираться мирно, без оружия»

преследует цель защиты прав и свобод других личностей, составляющих

общество, в частности их право на жизнь.

Международно-правовые гарантии права на объединение заключаются в том,

что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской

Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод,

если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого

права.[22]

Что же касается действий, которые могут быть обжалованы в суд, то их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.