общественные объединения и организации для реализации своих общественных,
социальных и политических интересов. Конституция Российской Федерации и
Закон "Об общественных объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской
Федерации закрепляют за гражданами право на общественные объединения,
общественные движения, партии, профсоюзов, предпринимательских объединений,
обществ и ассоциаций.
Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих
видов публичных мероприятий:
- собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном
месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения
каких-либо вопросов;
- митинга - формы организованного выражения общественного мнения,
массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан,
проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;
- демонстрации - формы организованного выражения коллективного и
индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной
жизни;
- шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан
по заранее определенному маршруту ;
- пикетирования - формы публичного выражения коллективного или
индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем
размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов,
транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ
о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций
и пикетирования от 25 мая 1992 года. При проведении данных мероприятий, их
участники обязаны соблюдать общественный порядок. Государство гарантирует
право на проведение публичных мероприятий. Государственные и должностные
лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение
возможно лишь только в строго определенных случаях
25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О порядке организации и
проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем
установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения
этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод
человека и гражданина , принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан
собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные
мероприятия при условии предварительного уведомления властей.
Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не
допускалось использование его для насильственного изменения
конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной
ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского
закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в
части, не противоречащей указанной Декларации.
Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в
первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы
реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав
граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут
реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение
традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки"
манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер,
исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов
и областей поспешили принять временные правила организации и проведения
собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить
образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили
разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, возникло
противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов.
Понятие «общественного объединения» закреплено в статье 5 Закона "Об
общественных объединениях" от 14 апреля 1995г., который также
предусматривает перечень возможных организационно – правовых форм
общественных объединений.
Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных
организаций» от 28.06.95г. устанавливает понятие, права и обязанности
молодежных и детских общественных объединений.
Закон РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от
12.01.96г. также включает в себя понятие и пределы деятельности
профессиональных союзов.
Для создания и функционирования объединений определена к настоящему
времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в
текущее законодательство. В Конституции РФ две статьи непосредственно
относятся к данному вопросу : в статье 30 закреплено право граждан на
объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения :
идеологическое и политическое многообразие , многопартийность, равенство
объединений перед законом.
Законодательством РФ введены некоторые ограничения.
В случае введения чрезвычайного положения по основаниям,
указанным в законодательстве, дополнительно могут вводиться следующие
меры:
приостановление, после соответствующего предупреждения,
деятельности политических партий, общественных организаций и массовых
движений, препятствующих нормализации обстановки;
Конституция также устанавливает нормы об условиях образований
общественных объединений и предъявляемых к ним требованиям.
В части первой статьи 13 запрещается создание и деятельность
объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение
основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации,
подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований,
разжигание национальной и религиозной розни.
Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях"
устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам
нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной
форме и может быть обжалован в суде и не является препятствием для
повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших
отказ.
Законодательством устанавливается также ограничение права на
объединение для судей, работников правоохранительных органов и
военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статусе судей в
Российской Федерации", судьи не принадлежат к политическим партиям и
движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4),
предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и
деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не
допустима и в органах МВД[16]. В соответствии с Законом Российской
Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не
допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений,
преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в
общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют
право участвовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей
военной службы.[17]
§3. Защита и гарантии права на свободу собраний и ассоциаций
Эффективная защита прав и свобод граждан в сферах деятельности
исполнительной власти, учитывая многообразие правовых отношений субъектов,
требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и
корреспондирующих этих правом обязанностей соответствующих государственных
органов.
Анализ законодательства РФ показывает, что пробелы в нем достаточно
обширны. Специалисты указывают на три основные направления нормативного
регулирования защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти:
- законодательное закрепление обязанностей органов исполнительной власти
по отношению к гражданам;
- использование эффективных способов контроля и надзора за работой
должностных лиц;
- установление ответственности государственных служащих и органов
государства за нарушение прав и свобод человека.
На первом месте находится вопрос о гарантиях прав граждан при защите
своих законных интересов и формах ответственности должностных лиц:
дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.
Хотя международные конвенции и соглашения в области прав человека
признают право каждого человека «на эффективное восстановление в правах
компетентными национальными судами»[18], право человека на «справедливое
судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным
судом, созданным на основе Закона»[19], - в Российской Федерации эти нормы
на практике реализуются, как известно, с большими затруднениями. [20]
Двумя статьями Конституции[21] защищается свобода объединений и
собраний. Делать какие-либо комментарии к тексту данных статей не
представляется необходимым. На мой взгляд они надежно защищают от произвола
государственных властей, а требование «собираться мирно, без оружия»
преследует цель защиты прав и свобод других личностей, составляющих
общество, в частности их право на жизнь.
Международно-правовые гарантии права на объединение заключаются в том,
что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской
Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод,
если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого
права.[22]
Что же касается действий, которые могут быть обжалованы в суд, то их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14