Рефераты. Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты






Парламентской Ассамблеи Совета Европы в январе 1999 году.

§3. Прецедентное право Европейского Суда по правам человека.

«Лаконичные формулировки Конвенции и протоколов к ней практически

заново "переписаны" Европейским Судом по правам человека и Комиссий по

правам человека, расположенных в г. Страсбурге (Франция). В своей

совокупности решения Европейского Суда образуют так называемое прецедентное

право Совета Европы. При разборе конкретных дел Комиссия и суд использовали

темологическое толкование прав человека, т.е. исходили не из первоначальных

намерений государств в период подготовки Конвенции, а из тех задач, которые

те или иные права могут и должны решать в современном обществе. Поэтому

важно обратить внимание на "Путеводитель по Европейской Конвенции о защите

прав человека", который подготовила Д. Гомиен - известнейший специалист

Европейской Конвенции, где рассматривается практика Европейского Суда. В

рамках темы настоящего пособия важно толкование, прежде всего ст. 6, 13

Европейской Конвенции, где определены демократические требования к праву

граждан на судебную защиту, которое формирует основу демократического

общества. Понимание ст. 6,13 Европейской Конвенции является узловым

моментом в контекстах между национальными судами и Европейским Судом[33].

Что касается ее пункта первого, то основные требования к судебному

решению (публичность) и к суду (быть независимым от исполнительной власти и

сторон, беспристрастность и соблюдение судебной процедуры) не создают

особых трудностей в деятельности Европейского Суда. Тревогу вызывает

проблема сроков рассмотрения, что особенно актуально для России, где

судебные процессы тянутся годами. Чрезмерно длительные процессы таят в себе

серьезную угрозу подорвать доверие общественности к судам, что совершенно

недопустимо с позиций ст. 6 Европейской Конвенции, где говорится о

"разумных сроках" рассмотрения дел.

Отметим, что один из конкретно упоминаемых видов ассоциации —

профсоюзы. Применяя данную статью, Европейский суд прежде всего исследовал

смысл права «образовывать профсоюзы и вступать в них».

В нескольких делах рассматривались утверждения о том, что статья 11

обязывает правительства вести переговоры с профсоюзами и воздерживаться от

действий, способных наказать людей за членство в профсоюзе или за участие в

профсоюзной деятельности. Европейский суд не склонен к столь широкому

толкованию права на ассоциацию. В деле National Union of Belgian Police v.

Belgium[34] заявитель — профсоюз полицейских, не признанный правительством,

— утверждал, что статья 11 подразумевает право профсоюза на признание

правительством. Суд установил, что, хотя статья 11 действительно закрепляет

право вступать в профсоюзы и создавать их, она не предоставляет им права на

конкретное обращение со стороны правительства. Дело Schmit and Dahlstrom v.

Sweden[35] касалось отказа правительства вести переговоры с профсоюзом или

признавать его независимо от более крупной профсоюзной федерации.

Впоследствии этот самостоятельный профсоюз объявил забастовку, а

правительство — локаут из-за спора с профсоюзной федерацией по вопросу о

коллективном договоре. Когда договор был согласован с федерацией, он

отказал в льготах, которые имели бы обратную силу, членам этого

бастовавшего профсоюза, даже заявителям, не участвовавшим в забастовке. Суд

не установил факта нарушения свободы заявителей вступать в профсоюзы.

Правительство не намеревалось не допустить членства работников в профсоюзе-

заявителе. Даже не бастовавшие члены профсоюза в силу своего статуса

оказывали забастовке финансовую и моральную поддержку.

Эти дела непосредственно не затрагивали вопроса о том, включает ли

право «образовывать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов»

право на забастовку. В ответ на такое утверждение в деле Schmidt and

Dahlstrom Суд лишь отметил, что если такое право существует согласно

национальному праву, оно может ограничиваться, не нарушая статью II. Суд

постановил, что право образовывать профсоюзы и вступать в них включает в

себя право «иметь возможность в условиях, не противоречащих статье II,

добиваться с помощью своих организаций защиты своих профессиональных

интересов». Право на забастовку, отметил Суд, — это одно из средств

достижения этой цели, но не единственное.

Верховный суд Канады также рассматривал утверждения о том, что право на

забастовку является частью права на ассоциацию. Канадская хартия прав и

свобод, как и Европейская конвенция, содержит положение о защите «свободы

ассоциации» (раздел 2 (d)), но не дает определения этой свободы. В ней

конкретно не упоминается о профсоюзах. В деле Reference Re Public Service

Employee Relations Act (Aha.). Верховный суд Канады рассмотрел характер

этого права в связи с оспоренными провинциальными статутами, требовавшими,

чтобы некоторые условия найма государственных служащих, пожарных и

полицейских устанавливались через обязательный арбитраж, и запрещавшими

забастовки таких служащих. Профсоюзы утверждали что эти положения нарушают

свободу ассоциации. Суд четырьмя голосами против двух признал эти статуты

действительными. Трое судей из группы большинства утверждали, что право

профсоюза на ассоциацию не включает в себя право на ведение коллективных

переговоров п на забастовку. Судья Макинтайр согласился, что статут

является конституционным, утверждая только, что право на ассоциацию не

включает в себя право на забастовку. Его мнение, частично приведенное ниже,

представляет поучительные рассуждения о праве на ассоциацию:

Для определения свободы ассоциации, гарантируемой Конституцией,

выдвигались различные теории — от весьма ограничительных до практически не

устанавливающих ограничений. Прежде всего говорили, что свобода ассоциации

— не более чем право объединяться с другими для совместных действий или для

достижения определенных целей. Ни цели, ни действия группы не защищаются

свободой ассоциации.

Второй подход предусматривает, что свобода ассоциации гарантирует

коллективное осуществление конституционных прав — иными словами, свободу

коллективно заниматься теми видами деятельности, которые конституционно

защищаются применительно к каждому человеку. Эта теория принята в

Соединенных Штатах, где определяет сферу действия свободы ассоциации

согласно американской конституции.

Постулат третьей теории — в том, что свобода ассоциации представляет

собой принцип, согласно которому человек имеет право делать совместно с

другими то, что он может законно делать один, и, напротив, что лица и

организации не имеют право совместно делать то, что нельзя законно делать в

одиночку.

Четвертый подход предполагает конституционную защиту коллективной

деятельности, о которой можно сказать, что она имеет основополагающее

значение для нашей культуры и традиций и которая, по общему согласию,

заслуживает защиты.

Пятый подход опирается на посылку, в соответствии с которой свобода

ассоциации, согласно разд. 2(d) Хартии, предоставляет конституционную

защиту всем видам деятельности, необходимым для достижения законной цели

ассоциации. Этот подход был предложен в связи с делом Re Service Employ

ees'int'l Union, Loc. 204 and Broadway Manor Nursing Home (1983), (4 D.L.R.

(4th) 231, 44 O.R. (2d) 392, 10 C.R.R. 37] суда Отделения провинции

Онтарио. Суд постановил, что свобода ассоциации включает в себя свободу

ведения коллективных переговоров и свободу забастовок, поскольку, по его

мнению, эти виды деятельности необходимы для достижения целей профсоюзов и

без них ассоциация лишилась бы смысла.

Судья Макинтайр сделал вывод, что четвертый, пятый и шестой подходы не

дают приемлемого определения свободе ассоциации. Четвертый подход

неприемлем, так как сосредоточивает внимание на том, связан ли характер

деятельности со стремлением осуществить какое-либо основное право. Но с

точки зрения свободы ассоциации важно то, каким образом группа добивается

своих целей, а вовсе не те конкретные цели, которых она добивается. Пятый и

шестой подходы также неприемлемы, поскольку оба они предоставляют членам

группы более широкие конституционные права, чем отдельным лицам. Та или

иная деятельность не может получить конституционную защиту потому только,

что ее осуществляет группа. Главная цель свободы ассоциации — обеспечить,

чтобы деятельность, защищаемая, если ею занимается отдельное лицо,

защищалась также, если она осуществляется коллективно.

В отношении остальных подходов, безусловно, следует признать, что

понятие свободы ассоциации включает в себя как минимум право объединяться с

другими для законных общих действий и создавать и содержать организации и

ассоциации, как предусмотрено первым подходом. [...] Столь же ясно, по-

моему, что, согласно второму подходу, свобода ассоциации должна

гарантировать коллективное осуществление конституционных прав.

Индивидуальные права, защищаемые Конституцией, не теряют этой защиты, когда

их осуществляют совместно с другими людьми. Люди должны быть свободны

коллективно заниматься той деятельностью, которая конституционно защищена

применительно к каждому человеку.

Больше спорных моментов возникает при рассмотрении третьего подхода,

согласно которому свобода ассоциации обеспечивает, чтобы человек мог

осуществлять вместе с другими любую деятельность, которой может законно

заниматься как отдельное лицо. И, напротив, отдельные лица и организации не

имеют конституционного права коллективно делать то, что незаконно для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.