План работы.
Стр.
Введение 3
Глава 1. Конституционные основы права на свободу собраний и ассоциаций в
Российской Федерации 7
§1. Понятие права на свободу собраний и ассоциаций. 7
§2. Законодательное закрепление права на свободу собраний и ассоциаций.
23
§3. Защита и гарантии права на свободу собраний и ассоциаций 26
Глава 2. Право на свободу собраний и ассоциаций: предписания Конвенции и
прецедентное право Европейского Суда по правам человека 33
§1. Европейские нормы и стандарты в области права на свободу собраний и
ассоциаций. 34
§2. Механизм международного контроля 41
§3. Прецедентное право Европейского Суда по правам человека. 47
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Введение
Российская Федерация —демократическое правовое государство... а
человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность
государства[1]. Пока еще не все так хорошо и замечательно, как
провозглашено в Конституции РФ. Конституция в условиях «меняющегося
сегодня» требует внесения ряда поправок. Однако это не умаляет того факта,
что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет
шанс стать правовым и демократическим государством.
Россия вступила в Совет Европы. Приведение норм Конституции в
соответствие с нормами важнейших международных документов и нормами
Европейского суда имеет в данный момент важнейшее значение. Если
сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах человека и
гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в этой сфере, то
сразу же можно отметить не только совпадение общих подходов, но и сходство
многих конкретных норм. И это не случайно. Принципы, определяющие
конституционный статус личности, отражают общемировой уровень, закрепленный
в важнейших международно-правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей
декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и
политических правах и в Международном пакте об экономических, социальных и
культурных правах.
Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает
Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию «О защите прав
человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, Устав ООН, Международные
пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и
культурных правах, участвует в договоренностях в рамках ОБСЕ, многих
международных конвенциях.
Россия сегодня стремится построить государство. Права и свободы
человека еще не стали высшей ценностью. Формирование правового государства
и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно
в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как
наследия прошлого, так и просчетов, допущенных в последние годы.
Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план
современного миропонимания – свидетельство огромных преобразований духовной
культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека
осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное
закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия
Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее
время положение кардинальным образом изменилось: права человека
регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более
возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё
более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм,
регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться
государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за
выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.
Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе
ООН говорится о решимости государств-членов этой универсальной организации
«… утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность
человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных
целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и
развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без
различия расы, пола, языка и религии»[2].
Этими положениями была заложена основа для развития принципа защиты
прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных
принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на
подлинно гуманистических и демократических ценностях, всё более чётко
выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с
реальным участием человека в решении политических, экономических и
социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном
мировом масштабе. См.: Международное право в документах. М., 1982. С. 3.
Составляя приоритет демократического государственного и правового
порядка, политические права и свободы человека не только определяют
содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают
превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех
событий и действий, происходящих в мире.
Одной из основных форм сотрудничества в области защиты права на свободу
собраний и ассоциаций между СЕ и Россией является разработка международных
соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового
статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных
стандартов в рамках внутреннего правопорядка.
В отечественной науке конституционного и международного права сделано
немало для разработки содержания права на свободу собраний и ассоциаций. В
процессе выполнения работы были использованы издания следующих авторов:
Браво Л.Ф.; Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.; Беляева С.А.; Глотова С. А.;
ДайсиА.В.; Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э.; Дмитриева Ю.А.; Кашкина С.Ю.;
Колосова Н. Ю.; Топорнина Б.Н.; Энтина М. Л.[3]
Освещение и анализ норм, содержащихся в Конституционном праве РФ и
праве Совета Европы, по поводу права человека на свободу собраний и
ассоциаций, а также структуры и компетенции международных органов,
занимающихся контролем за его соблюдением, являются главной целью дипломной
работы.
В этой связи не трудно сформулировать задачи:
- проанализировать право на свободу собраний и ассоциаций и его
закрепление в конституционном праве РФ;
- проанализировать предписания Конвенции и практику Европейского Суда
по правам человека в области права на свободу собраний и ассоциаций;
- сделать основные выводы по поводу взаимодействия России и Совета
Европы в данной области.
Российской Федерации
Характерно, что в Конституции 1993 года права и свободы человека
закрепляются в полном объеме. Ни переходный характер современного этапа
развития российского общества, ни связанные с этим политические,
экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и
беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия
их и ограничения в их применении. Россия демонстрирует всему миру, что она
не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем
главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их
последовательно осуществлять на практике.
§1. Понятие права на свободу собраний и ассоциаций.
Прежде, чем рассматривать право на свободу собраний и ассоциаций,
необходимо соотнести между собой категории «человек», «личность»,
«гражданин» и права человека в общем[4].
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны – «как
индивида с физиологическими свойствами, как представителя животного
мира».[5]
Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, который
осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним.
«Гражданин» – характеризует человека с юридической стороны: он
находится в устойчивой правовой связи с государством.
Права человека – универсальная категория, представляющая собой
вытекающие из самой природы человека, возможности пользоваться
элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного
существования личности в обществе. В современный период права человека
понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные,
общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
«Права человека – это отражаемая законом мера возможного поведения,
направленная на удовлетворение интересов человека».[6]
Понятие “право” - юридическая возможность (разрешено), т.е. признанная
государством возможность лица совершать определенные действия в своих
интересах, требовать совершения действий от других лиц, добиваться защиты
своих интересов в случае их нарушения.
Правам человека присущи следующие признаки:
1. они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности
человека с учетом постоянно меняющихся условий жизни общества.
2. складываются объективно и независимо от государственного признания.
3. принадлежат индивиду от рождения.
4. имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14