Рефераты. Основные принципы международного публичного права






и конкретизированы договорами, защищающими отдельные права человека или

отдельные категории индивидов. К ним относятся такие, как Конвенция о

ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о

правах ребенка 1989 г.

Параллельно шло формулирование составов деяний, считающихся

преступлением против прав человека, в конвенциях о наказании за геноцид,

расовую дискриминацию, апартеид (1948, 1966 и 1973 гг. соответственно).

Для защиты своих прав индивид обращается к помощи национальных судов,

действующих в соответствии с конституциями государств, положения которых в

части, касающейся прав человека, должны соответствовать международно-

правовым стандартам - источникам принципа уважения прав и основных свобод

человека. В ряде случаев, например, по Конвенции о запрещении пыток и

любого другого обращения, унижающего достоинство человека, некоторым

региональным документам, индивид с согласия государства может обращаться и

в международные органы.

В случае систематического нарушения прав человека в органы

международной юстиции, в органы ООН могут обращаться любые члены сообщества

государств, так как при нарушении принципа страдающим, как указывалось

ранее, считается все сообщество.

Поскольку принцип обращен к государствам - субъектам международного

права, речь должна идти именно об их правах и обязанностях Они имеют право,

являясь, как было указано ранее, членами сообщества, требовать, чтобы все

государства соблюдали свои международные обязательства и не нарушали права

человека на своей территории; имеют право обратиться с иском о нарушении

прав человека в органы ООН - Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности,

Международный суд, региональные органы, органы, созданные конкретными

договорами для наблюдения за их выполнением. Например, комитеты и комиссии

по правам человека созданы в соответствии с Пактами о правах человека,

Конвенциями о запрещении расовой дискриминации и апартеида. Государства

имеют право требовать наказания лиц, виновных в грубых нарушениях прав

человека - международных преступлениях против человечности, и наказывать

их, если они оказались на их территории, в пределах их юрисдикции; для

этого они имеют право учреждать особые международные суды и трибуналы, как,

например, Нюрнбергский, Токийский трибуналы, международный трибунал по

Югославии, по Руанде. Государства имеют право на участие в договорах,

защищающих права человека, и на защиту таких договоров.

Обязанности государств состоят в неукоснительном соблюдении требований

принципа, как-то: в приведении в соответствие с международными

обязательствами национального законодательства по правам чело века, в

наказании лиц, виновных в нарушении прав человека, в разрешении споров,

связанных с нарушением прав человека, только мирными средствами.

Государства обязаны особо защищать отдельные категории физических лиц,

например, национальных меньшинств, инвалидов, коренных народов на своей

территории.

Наиболее регламентированы права и обязанности государств по соблюдению

принципа в документах СБСЕ-ОБСЕ, особенно в Итоговом документе Венской

встречи 1989 г. и Итоговом документе Копенгагенской встречи 1990 г. - так

называемой Копенгагенской конституции, а также Венской декларации и

Программе действий, принятых в 1993 г. на Всемирной конференции по правам

человека, организованной ООН.

Грубыми нарушениями принципа являются геноцид, нарушающий право

человека на жизнь в составе расовой, этнической, религиозной группы,

расовая дискриминация, нарушающая право человека на равенство в пользовании

всеми правами человека, апартеид, представляющий собой форму эксплуатации,

рабства и угнетения большинства меньшинством.

Ответственность за нарушение принципа несут как государства, так и

дополнительно отдельные категории физических лиц. В качестве санкций могут

быть применены самые жесткие меры, вплоть до ограничения суверенитета

государства.

Принцип международной защиты окружающей среды относится по времени

возникновения к новейшим, послеуставным принципам международного права.

В настоящее время можно говорить о наличии основного принципа

международного права, обязывающего государства сотрудничать по ох ране

окружающей среды. В рамках международного права имеется обширный

нормативный материал, регулирующий такое сотрудничество. Она представлена

почти 400 международными договорами, защищающими отдельные регионы Земли,

отдельные виды флоры и фауны, природные процессы, природные комплексы, а

также создающими отдельные органы сотрудничества.

Важнейшим подтверждением существования принципа можно считать

появление нового состава международного преступления против окружающей

среды - экоцида. Составы его содержатся в Конвенции о за прещении военного

или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г., в

Конвенции о запрещении обычного оружия не избирательного действия 1980 г.,

Протокол III.

В рамках ООН, других универсальных международных организаций -ИМО,

ИКАО, ЮНЕСКО - созданы специальные органы, занятые мониторингом окружающей

среды и обладающие правом принятия мер, обеспечивающих выполнение

международных договоренностей. Особую роль среди них занимает ЮНЕП -

Программа ООН по окружающей среде.

Сводя воедино перечисленные ранее правовые основания, а также учитывая

единообразие и длительность практики государств по защите окружающей среды

(создание нормативных актов, участие в международных организациях,

формулирование понятия преступления против окружающей среды), можно сделать

вывод о начале завершающего этапа становления принципа и о включении его в

дальнейшем в систему основных принципов современного международного права.

Принцип защиты окружающей среды, как и принцип уважения прав и

основных свобод человека, связан с общечеловеческими ценностями,

системообразующими факторами, обусловливающими существование самой

цивилизации.

Права государств применительно к принципу заключаются в возможности

вести мониторинг национальными и международными средствами, обращать

внимание сообщества на нарушение договоров о защите окружающей среды,

требовать наказания виновных, а в случае совершения экоцида привлекать к

дополнительной ответственности также и физических лиц - руководителей

государства, его ведомств и др. В необходимых случаях, в случаях

антропогенных катастроф государства могут просить о помощи со стороны

сообщества.2

Обязанности, обусловленные принципом, корреспондируют перечисленным

правам - государства обязаны сохранять окружающую среду внутри своих границ

и за их пределами, нести ответственность в случае нанесения ущерба

окружающей среде, добросовестно выполнять между народные договоры, иными

словами, как сказано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: "Нести

историческую ответственность за сохранение окружающей среды перед нынешним

и будущими поколениями".

2 Международное публичное право: учебник. – 2-е изд., М43 перераб. и доп.\

Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2003. 58-77

с.

7. Вопрос № 2 Дать определение понятиям: полномочия на заключение

договора, стадии заключения договора, оговорка в договоре,

депозитарий, дипломатический персонал, дипломатический корпус,

агреман, верительная грамота, дуаен, кумуляция.

Полномочия. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы

государств, главы правительств и министры иностранных дел могут

представлять свое государство без специальных полномочий. К такой категории

лиц относятся также главы дипломатических представительств, но только в

целях принятия текста договора; для подписания договора им нужны

специальные полномочия! Однако в подавляющем большинстве органы

государства, заключая международные договоры, действуют через специально на

то уполномоченных лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые

полномочиями. В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров,

принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие

способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны

выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его

внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров

и на подписание международных договоров Российской Федерации пре

доставляются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, -

Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской

Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, -

Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на

подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или

Правительства Министерством иностранных дел;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, -

Правительством Российской Федерации. Такие полномочия оформляются

Министерством иностранных дел;

в) в отношении договоров межведомственного характера - федеральным

министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций

регулируется внутренним правом каждой организации.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются

полномочиями, а при заключении многосторонних (на специальной конференции

или в рамках международной организации) полномочия сдаются в секретариат

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.