и конкретизированы договорами, защищающими отдельные права человека или
отдельные категории индивидов. К ним относятся такие, как Конвенция о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о
правах ребенка 1989 г.
Параллельно шло формулирование составов деяний, считающихся
преступлением против прав человека, в конвенциях о наказании за геноцид,
расовую дискриминацию, апартеид (1948, 1966 и 1973 гг. соответственно).
Для защиты своих прав индивид обращается к помощи национальных судов,
действующих в соответствии с конституциями государств, положения которых в
части, касающейся прав человека, должны соответствовать международно-
правовым стандартам - источникам принципа уважения прав и основных свобод
человека. В ряде случаев, например, по Конвенции о запрещении пыток и
любого другого обращения, унижающего достоинство человека, некоторым
региональным документам, индивид с согласия государства может обращаться и
в международные органы.
В случае систематического нарушения прав человека в органы
международной юстиции, в органы ООН могут обращаться любые члены сообщества
государств, так как при нарушении принципа страдающим, как указывалось
ранее, считается все сообщество.
Поскольку принцип обращен к государствам - субъектам международного
права, речь должна идти именно об их правах и обязанностях Они имеют право,
являясь, как было указано ранее, членами сообщества, требовать, чтобы все
государства соблюдали свои международные обязательства и не нарушали права
человека на своей территории; имеют право обратиться с иском о нарушении
прав человека в органы ООН - Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности,
Международный суд, региональные органы, органы, созданные конкретными
договорами для наблюдения за их выполнением. Например, комитеты и комиссии
по правам человека созданы в соответствии с Пактами о правах человека,
Конвенциями о запрещении расовой дискриминации и апартеида. Государства
имеют право требовать наказания лиц, виновных в грубых нарушениях прав
человека - международных преступлениях против человечности, и наказывать
их, если они оказались на их территории, в пределах их юрисдикции; для
этого они имеют право учреждать особые международные суды и трибуналы, как,
например, Нюрнбергский, Токийский трибуналы, международный трибунал по
Югославии, по Руанде. Государства имеют право на участие в договорах,
защищающих права человека, и на защиту таких договоров.
Обязанности государств состоят в неукоснительном соблюдении требований
принципа, как-то: в приведении в соответствие с международными
обязательствами национального законодательства по правам чело века, в
наказании лиц, виновных в нарушении прав человека, в разрешении споров,
связанных с нарушением прав человека, только мирными средствами.
Государства обязаны особо защищать отдельные категории физических лиц,
например, национальных меньшинств, инвалидов, коренных народов на своей
территории.
Наиболее регламентированы права и обязанности государств по соблюдению
принципа в документах СБСЕ-ОБСЕ, особенно в Итоговом документе Венской
встречи 1989 г. и Итоговом документе Копенгагенской встречи 1990 г. - так
называемой Копенгагенской конституции, а также Венской декларации и
Программе действий, принятых в 1993 г. на Всемирной конференции по правам
человека, организованной ООН.
Грубыми нарушениями принципа являются геноцид, нарушающий право
человека на жизнь в составе расовой, этнической, религиозной группы,
расовая дискриминация, нарушающая право человека на равенство в пользовании
всеми правами человека, апартеид, представляющий собой форму эксплуатации,
рабства и угнетения большинства меньшинством.
Ответственность за нарушение принципа несут как государства, так и
дополнительно отдельные категории физических лиц. В качестве санкций могут
быть применены самые жесткие меры, вплоть до ограничения суверенитета
государства.
Принцип международной защиты окружающей среды относится по времени
возникновения к новейшим, послеуставным принципам международного права.
В настоящее время можно говорить о наличии основного принципа
международного права, обязывающего государства сотрудничать по ох ране
окружающей среды. В рамках международного права имеется обширный
нормативный материал, регулирующий такое сотрудничество. Она представлена
почти 400 международными договорами, защищающими отдельные регионы Земли,
отдельные виды флоры и фауны, природные процессы, природные комплексы, а
также создающими отдельные органы сотрудничества.
Важнейшим подтверждением существования принципа можно считать
появление нового состава международного преступления против окружающей
среды - экоцида. Составы его содержатся в Конвенции о за прещении военного
или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г., в
Конвенции о запрещении обычного оружия не избирательного действия 1980 г.,
Протокол III.
В рамках ООН, других универсальных международных организаций -ИМО,
ИКАО, ЮНЕСКО - созданы специальные органы, занятые мониторингом окружающей
среды и обладающие правом принятия мер, обеспечивающих выполнение
международных договоренностей. Особую роль среди них занимает ЮНЕП -
Программа ООН по окружающей среде.
Сводя воедино перечисленные ранее правовые основания, а также учитывая
единообразие и длительность практики государств по защите окружающей среды
(создание нормативных актов, участие в международных организациях,
формулирование понятия преступления против окружающей среды), можно сделать
вывод о начале завершающего этапа становления принципа и о включении его в
дальнейшем в систему основных принципов современного международного права.
Принцип защиты окружающей среды, как и принцип уважения прав и
основных свобод человека, связан с общечеловеческими ценностями,
системообразующими факторами, обусловливающими существование самой
цивилизации.
Права государств применительно к принципу заключаются в возможности
вести мониторинг национальными и международными средствами, обращать
внимание сообщества на нарушение договоров о защите окружающей среды,
требовать наказания виновных, а в случае совершения экоцида привлекать к
дополнительной ответственности также и физических лиц - руководителей
государства, его ведомств и др. В необходимых случаях, в случаях
антропогенных катастроф государства могут просить о помощи со стороны
сообщества.2
Обязанности, обусловленные принципом, корреспондируют перечисленным
правам - государства обязаны сохранять окружающую среду внутри своих границ
и за их пределами, нести ответственность в случае нанесения ущерба
окружающей среде, добросовестно выполнять между народные договоры, иными
словами, как сказано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: "Нести
историческую ответственность за сохранение окружающей среды перед нынешним
и будущими поколениями".
2 Международное публичное право: учебник. – 2-е изд., М43 перераб. и доп.\
Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2003. 58-77
с.
7. Вопрос № 2 Дать определение понятиям: полномочия на заключение
договора, стадии заключения договора, оговорка в договоре,
депозитарий, дипломатический персонал, дипломатический корпус,
агреман, верительная грамота, дуаен, кумуляция.
Полномочия. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы
государств, главы правительств и министры иностранных дел могут
представлять свое государство без специальных полномочий. К такой категории
лиц относятся также главы дипломатических представительств, но только в
целях принятия текста договора; для подписания договора им нужны
специальные полномочия! Однако в подавляющем большинстве органы
государства, заключая международные договоры, действуют через специально на
то уполномоченных лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые
полномочиями. В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров,
принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие
способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны
выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его
внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров
и на подписание международных договоров Российской Федерации пре
доставляются:
а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, -
Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской
Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, -
Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на
подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или
Правительства Министерством иностранных дел;
б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, -
Правительством Российской Федерации. Такие полномочия оформляются
Министерством иностранных дел;
в) в отношении договоров межведомственного характера - федеральным
министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.
Выдача полномочий должностным лицам международных организаций
регулируется внутренним правом каждой организации.
При заключении двусторонних договоров участники обмениваются
полномочиями, а при заключении многосторонних (на специальной конференции
или в рамках международной организации) полномочия сдаются в секретариат
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9