Рефераты. Основные принципы международного публичного права






системы всего международного права, обеспечивая стабильность международного

правопорядка. Его основа -древнейшая обычно-правовая норма, имевшая

отношение скорее к писаным, фиксированным нормам. Устав ООН (п. 5 ст. 2),

на который ссылаются как на источник принципа, содержит только часть его

содержания - предписывает государствам соблюдать обязательства, вытекающие

из членства в ООН, а для государств-нечленов - только обязательства,

вытекающие из принципов Устава ООН.

Наиболее полное выражение данный принцип получил в Венской конвенции о

праве международных договоров 1969 г. и в ст. 38 Статута Международного

суда ООН, где говорится о применении наряду с писаными также и обычно-

правовых норм.

Практика государств, ее согласованное толкование в декларациях,

резолюциях Генеральной Ассамблеи свидетельствует о том, что обязательства,

вытекающие из писаных или обычных норм, равнозначны по своим последствиям и

охраняются идентичными механизмами, связанными не с формой существования

нормы, а с ее местом в системе международного права: принцип, существующий

в обычно-правовой форме, будет защищаться более жесткими мерами, чем,

например, региональная писаная норма, и т.д.

Таким образом, объектом защиты принципа добросовестного соблюдения

международных обязательств являются отношения государств, других субъектов

международного права в связи с созданием, действием, прекращением действия

международных договоров и обычаев.

Обязанности государств, обусловленные принципом, заключаются во

взаимном уважении правосубъектности друг друга в области международного

нормотворчества; в признании приоритета обязательств по международному

праву по отношению к национальным нормам, а также в приведении

национального законодательства в соответствие с взятыми на себя

международными обязательствами; в разрешении споров, возникающих в процессе

создания и применения договоров и обычаев, только мирными средствами.

Государства, другие субъекты международного права имеют право

требовать соблюдения правомерных договоров и обычаев; получать вы годы,

вытекающие из участия в них; получать защиту, необходимую для реализации

заложенных в них предписаний; оказывать помощь государствам, права которых

нарушены. В некоторых случаях, обусловленных международным правом,

государства могут в одностороннем порядке прекратить или изменить

обязательства, вытекающие из договора или обычая.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

защищается такими международными механизмами, как институционные и

третейские суды, взаимные консультации и др. Он особенно важен для всего

сообщества, т.е. обеспечивает единый стабильный миропорядок через

единообразное применение договоров и обычаев.

'Принцип равноправия и самоопределения народов и наций регулирует

сотрудничество государств в одной из важнейших сфер развития цивилизации в

целом. Нация, народ является первоосновой, с которой связывается

суверенитет государства и сам факт его существования. Не случайно Устав ООН

первоначально апеллирует к воле народов, а затем государств, сама же ООН в

своем названии содержит ссылку на нации. Тем не менее утверждение нормы,

защищающей права нации, относится только к середине XX в., хотя сама

правовая идея защиты нации относится к концу XVIII в.

Принцип в краткой форме, тезисно сформулирован в Уставе ООН, затем - в

универсальном кодифицирующем договоре - Пактах о правах человека 1966 г.

Статья, содержащая перечень прав нации как самоопределяющейся единицы,

выделена в особую часть. В период перед принятием Пактов содержание

принципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Часть

принципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам и

народам, в своем развитии опиралась на морально-политические нормы,

содержащиеся в Декларации о предоставлении независимости колониальным

странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г., и

Декларации о принципах 1970 г.

Существующий, таким образом, сравнительно недолго принцип имеет

весомые результаты - за время его действия практически решена поставленная

Уставом ООН задача деколонизации планеты, получили независимость около ста

государств, к 2000 г., по материалам ООН, в колониальной зависимости не

должно остаться ни одной территории, ни одного народа или нации.

В связи с таким положением принцип претерпевает некоторые сущностные

изменения - если раньше на первый план выдвигалась задача борьбы с

колониализмом, ущемляющим политические, экономические, национально-

культурные права неоформленной государственной общности, то ныне в

соответствии с принципом право на самоопределение имеют каждые нация или

народ, решившие изменить свой политический, экономический статус - выйти из

состава государства, влиться в другое государство, образовать конфедерацию.

На первом этапе развития принципа упор делался на регламентацию

статуса колонизуемого и колонизатора, определялись их взаимные права и

обязанности, наиболее существенным, ключевым было право колонизуемого

применить против колонизатора военную силу, что запрещалось международным

правом, если речь шла о межгосударственных отношениях (см. раздел о

принципе запрещения применения силы и угрозы силой). При этом, однако,

требовалось, чтобы народ или нация имели орган, возглавляющий такую борьбу,

поддержку со стороны большей части населения, способный эффективно

контролировать значительную часть национальной территории. При достижении

собственной государственности народ и нация должны были подчиниться всем

без исключения принципам международного права.

Активная деколонизация привела к появлению нового субъекта

международного права - народа и нации, находящихся в стадии борьбы за свое

самоопределение.

Под влиянием принципа сформировался новый состав международного

преступления - неоколониализм, понимаемый как применение иных, кроме

политических и военных, методов удержания в подчинении быв шей колониальной

территории.

Права народа и нации состоят в самостоятельном принятии ими решения о

самоопределении, в праве на самостоятельный политический статус, праве на

свободное экономическое развитие, национальную и культурную самобытность;

они свободны в распоряжении своими естественными ресурсами, которые

обеспечивает им их территория или их доля в общечеловеческом достоянии.

Они имеют право требовать, чтобы их права осуществлялись мирно и без

незаконного противодействия, в соответствии с международным правом, по воле

большинства народа, без фальсификации его позиции.

Государства обязаны мирно, на основе свободного переговорного процесса

определить все этапы и условия предоставления таких прав, на которые

законно претендуют данные народ, нация, не ущемляя прав других народов,

наций, составляющих население государства.

Сообщество государств, отдельные государства обязаны оказывать

моральную, политическую, материальную помощь самоопределяющемуся субъекту.

Существенным моментом в рассмотрении правового содержания принципа

является то, что факт колонизации устанавливался во взаимоотношении

метрополии с колонией. Значительно труднее определить факт колонизации в

случае проживания народов, наций в составе одной государственной

территории, в течение достаточно длительного исторического периода. В таких

случаях необходимо определить, имеет ли место ограничение права такой

общности на участие в политической жизни, экономическое неравенство,

ущемление права на культурно-национальную реализацию.

Нарушения принципа устанавливаются в соответствии с международно-

правовыми механизмами - в органах ООН в первую очередь, а к нарушителям

применяются меры принуждения1.

Принцип уважения прав и основных свобод человека связывают с правовыми

идеями и конституционными актами Соединенных Штатов Америки, Франции и их

идеологом аббатом Грегуаром, автором Декларации прав человека 1789 г., а в

международно-правовом плане - с защитой жертв войны (XIX в.) и

деятельностью Международной организации труда (начало XX в.).

Сформировалось понимание того, что требование деколонизации не долж но

использоваться в целях сепаратизма и расчленения государственной территории

В виде универсальной императивной юридической нормы он был закреплен в

преамбуле, ст. 1 и 55 Устава ООН в 1945 г. Далее следовали его

конкретизация и уточнение содержания в морально-политических резолюциях и

декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, из которых важнейшей, этапной, была

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Ее содержание сегодня интересно

тем, что она показывает, каковы были в тот период представления о комплексе

прав, принадлежащих человеку. Одновременно с 1946 по 1966 г. шла работа в

Комиссии международного права Генеральной Ассамблеи ООН над проектом

обязательного документа - международного договора, защищающего права и

основные свободы человека.

Созданные в результате два документа - Пакты о правах человека 1966

г. - вступили в силу в 1973 г., став базовыми, кодифицирующими положения

принципа документами. Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об

экономических, социальных и культурных правах представляют собой, несмотря

на их обширность и проработанность, только минимум прав, которые должны

быть предоставлены государствами проживающему на их территории индивиду и

закреплены в национальном законодательстве. Позже они также были дополнены

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.