богатств, признаваемых общечеловеческим достоянием, - открытого моря,
Антарктики, космоса. Их ресурсы используются, как отмечается в договорах, в
интересах всего сообщества с учетом интересов и прав государств, пока не
имеющих достаточных технических возможностей.
Одна из сторон рассматриваемого принципа заключается в том, что
государства равноправны и независимы при осуществлении своей внешней
функции. Они свободно, по своему желанию, без давления извне вступают в
дипломатические или консульские отношения, обмениваются посольствами или
миссиями, поручают выполнение своих функций третьему государству; они сами
решают проблему признания новых государств и правительств, вступления в
международные организации и выхода из них. Кстати, именно наличие этого
важнейшего и подкрепляемого принципом права не дает оснований говорить о
наличии в международном сообществе наднациональных организаций, ибо
признаками таковых являются следующие: невозможность выхода по собственному
желанию, требование подчинения меньшинства большинству при принятии решений
такой организацией и наличие исключительной компетенции организации в
осуществляемом ею виде сотрудничества.
В этой связи возможна постановка вопроса о существовании в обычно-
правовой форме самостоятельного принципа, защищающего независимость
государства при осуществлении его внешней функции по аналогии с принципом
невмешательства во внутренние дела государств.
Особая группа прав, защищаемых принципом, связана с участием
государств в универсальных договорах, кодифицирующих нормы международного
права или регулирующих отношения, по использованию обще человеческого
достояния или решению глобальных проблем. Каждое государство имеет право на
защиту и выгоды, обусловленные его участием в таких договорах, имеет право
требовать, чтобы его права на участие были реализованы. В связи с этим
следует упомянуть дискриминационную формулу ООН об участии в договорах, в
соответствии с которой государства - нечлены ООН не могли стать участниками
договоров, заключенных в рамках или под эгидой ООН, хотя объект договоров
касался всех государств. (Она была включена в Конвенции по морскому праву
1958 г., Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г. и др. В
настоящее время ограничения такого рода не встречаются.)
Обязанности государств состоят во взаимном признании юридического
равенства, в заключении сбалансированных договоров, где объем прав
соответствует объему возлагаемых на субъектов обязанностей, в уважении
международной право субъектности друг друга, в частности, в недискриминации
при осуществлении государствами своей внешней функции - установлении
дипломатических и консульских отношений, признании государств, вступлении и
выходе из международных организаций.
Одновременно не является обязанностью государства заключение
дипломатических или консульских соглашений, участие в договорах без явно
выраженного согласия. Не являются нарушением данного принципа ограничения,
налагаемые на государства в качестве санкций за серьезные нарушения
международного правопорядка, например, упомянутые в ст. 5 и 6 Устава ООН
приостановление членства в ООН или исключение из ООН.
В случае нарушения принципа, например, при заключении неравноправных
договоров, дискриминации при реализации внешней функции, возможно
применение санкций в виде ответных мер, адекватных нарушению, например,
мирных репрессалий.
Принцип невмешательства во внутренние дела государств тесно связан с
наличием у них качества суверенитета и основывается на одном из его
элементов - независимости государства при осуществлении его внутренней
функции. Устав ООН, положивший начало формулированию принципа в писаной
форме, подтвердил существование практики невмешательства государства в
дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, хотя и
ограничил круг субъектов вмешательства только органами ООН. В полной
формулировке принцип существует в обычно-правовой форме, но о его понимании
и представлениях о правовом содержании и практике применения можно судить
по согласованным государствами резолюциям и декларациям Генеральной
Ассамблеи ООН, например, по тексту Декларации о недопустимости интервенции
и вмешательства во внутренние дела государств (1982 г.) и др.
Принцип призван защищать внутреннюю функцию государства, что
представляет собой один из аспектов полной и суверенной власти государства,
осуществляемой им на своей территории, в пределах своих границ.
В соответствии с этим принципом государство имеет право самостоятельно
устанавливать свою политическую и экономическую системы, распоряжаться
естественными ресурсами, разрабатывая их самостоятельно или концессионно,
вводить тот или иной режим пребывания иностранных граждан на своей
территории, вводить налоги и сборы, таможенные правила, т.е. суверенно, без
вмешательства извне и какого-либо давления разрешать проблемы внутренней
жизни физических лиц на своей территории.
Обязанности государства в рамках принципа состоят в невмешательстве во
внутренние дела другого государства, такие, как, например, установление
формы правления, проведение плебисцитов и референдумов, принятие законов,
проведение выборов, расходование займов и пр. Государства обязаны
воздерживаться от действий, которые могут рассматриваться как неправомерное
давление на государство с целью получения особых прав и преимуществ. Это
может быть финансовое давление, обещание дать привилегии при условии
кредитов, кредитование, но под условием покупки продукции государства-
кредитора, уступки территории. Вмешательством во внутренние дела
государства считается также вещание на его территорию без его на это
согласия.
Любое действие, предпринятое с целью неправомерного, в нарушение
принципа, давления на государство, дает последнему или сообществу право на
ответные действия, предпринимаемые индивидуально или через международные
механизмы ООН и региональных организаций.
Государство само определяет пределы своей компетенции и само может
пойти на ее ограничение в интересах международного сотрудничества - для
защиты окружающей среды, защиты прав и основных свобод человека, общей
безопасности, решения глобальных проблем. Подобные самоограничения
необходимы также при реализации взятых на себя международных обязательств,
особенно в упомянутых областях сотрудничества. Так, например, в 1989 г.
СССР, а ныне Российская Федерация как его правопреемник, признал
обязательную юрисдикцию Международного суда ООН по спорам, связанным с
соблюдением на территории России важнейших актов по правам человека. Тем
самым Россия сознательно ограничила свои права по наказанию виновных
физических лиц, а также признала правомерными такие действия, как сбор
сведений о соблюдении прав человека на ее территории, получение и оценка
этой информации другими членами сообщества, ее передача и др. В то же время
Россия могла и не совершать подобной акции, так как признание или
непризнание юрисдикции международных судов или арбитражей относится к ее
собственной компетенции.
Принцип сотрудничества государств, как и принципы мирного разрешения
международных споров, суверенного равенства государств, является
функциональным принципом международного права. Сотрудничество -
единственный способ реализации государствами своих интересов, так как ни
одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической,
политической изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества является одним
из видов самых суровых санкций в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6,
40,41).
Принцип сотрудничества является формой практической реализации всех
остальных принципов международного права. Он представляет собой не столько
право, сколько обязанность всех государств сотрудничать друг с другом.
Устав ООН в преамбуле и п. 3 ст. 1 обязывает членов ООН "осуществлять
международное сотрудничество в разрешении международных проблем
экономического, социального, культурного и гуманитарного характера". Сам
принцип пронизывает все положения Устава ООН, универсальных и других
правомерных договоров.
Конкретизация принципа сотрудничества дана в морально-политических
нормах Декларации 1970 г., Декларации Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
Первая уделяет внимание наиболее широкому кругу отношений, последняя -
процедуре и методам сотрудничества.
В соответствии с императивами принципа сотрудничества государства
имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на отказ от
сотрудничества, если это совместимо с международным правом, а также если
этого требуют интересы безопасности. В случаях, предусмотренных договорами,
они могут иметь право на льготные режимы сотрудничества.
Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов между
народного права, т.е. равноправно, справедливо, без давления и попыток
вмешательства во внутреннюю или внешнюю функцию государства; вы года от
сотрудничества не просто должна быть взаимной, но, как указывается в Уставе
ООН, Декларациях ООН, других документах, должна служить благу всех
государств, человечества в целом.
Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию,
укреплению добрососедских отношений и международного мира.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств является
функциональным принципом международного права, одним из базовых принципов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9