Рефераты. Основные принципы международного публичного права






богатств, признаваемых общечеловеческим достоянием, - открытого моря,

Антарктики, космоса. Их ресурсы используются, как отмечается в договорах, в

интересах всего сообщества с учетом интересов и прав государств, пока не

имеющих достаточных технических возможностей.

Одна из сторон рассматриваемого принципа заключается в том, что

государства равноправны и независимы при осуществлении своей внешней

функции. Они свободно, по своему желанию, без давления извне вступают в

дипломатические или консульские отношения, обмениваются посольствами или

миссиями, поручают выполнение своих функций третьему государству; они сами

решают проблему признания новых государств и правительств, вступления в

международные организации и выхода из них. Кстати, именно наличие этого

важнейшего и подкрепляемого принципом права не дает оснований говорить о

наличии в международном сообществе наднациональных организаций, ибо

признаками таковых являются следующие: невозможность выхода по собственному

желанию, требование подчинения меньшинства большинству при принятии решений

такой организацией и наличие исключительной компетенции организации в

осуществляемом ею виде сотрудничества.

В этой связи возможна постановка вопроса о существовании в обычно-

правовой форме самостоятельного принципа, защищающего независимость

государства при осуществлении его внешней функции по аналогии с принципом

невмешательства во внутренние дела государств.

Особая группа прав, защищаемых принципом, связана с участием

государств в универсальных договорах, кодифицирующих нормы международного

права или регулирующих отношения, по использованию обще человеческого

достояния или решению глобальных проблем. Каждое государство имеет право на

защиту и выгоды, обусловленные его участием в таких договорах, имеет право

требовать, чтобы его права на участие были реализованы. В связи с этим

следует упомянуть дискриминационную формулу ООН об участии в договорах, в

соответствии с которой государства - нечлены ООН не могли стать участниками

договоров, заключенных в рамках или под эгидой ООН, хотя объект договоров

касался всех государств. (Она была включена в Конвенции по морскому праву

1958 г., Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г. и др. В

настоящее время ограничения такого рода не встречаются.)

Обязанности государств состоят во взаимном признании юридического

равенства, в заключении сбалансированных договоров, где объем прав

соответствует объему возлагаемых на субъектов обязанностей, в уважении

международной право субъектности друг друга, в частности, в недискриминации

при осуществлении государствами своей внешней функции - установлении

дипломатических и консульских отношений, признании государств, вступлении и

выходе из международных организаций.

Одновременно не является обязанностью государства заключение

дипломатических или консульских соглашений, участие в договорах без явно

выраженного согласия. Не являются нарушением данного принципа ограничения,

налагаемые на государства в качестве санкций за серьезные нарушения

международного правопорядка, например, упомянутые в ст. 5 и 6 Устава ООН

приостановление членства в ООН или исключение из ООН.

В случае нарушения принципа, например, при заключении неравноправных

договоров, дискриминации при реализации внешней функции, возможно

применение санкций в виде ответных мер, адекватных нарушению, например,

мирных репрессалий.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств тесно связан с

наличием у них качества суверенитета и основывается на одном из его

элементов - независимости государства при осуществлении его внутренней

функции. Устав ООН, положивший начало формулированию принципа в писаной

форме, подтвердил существование практики невмешательства государства в

дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, хотя и

ограничил круг субъектов вмешательства только органами ООН. В полной

формулировке принцип существует в обычно-правовой форме, но о его понимании

и представлениях о правовом содержании и практике применения можно судить

по согласованным государствами резолюциям и декларациям Генеральной

Ассамблеи ООН, например, по тексту Декларации о недопустимости интервенции

и вмешательства во внутренние дела государств (1982 г.) и др.

Принцип призван защищать внутреннюю функцию государства, что

представляет собой один из аспектов полной и суверенной власти государства,

осуществляемой им на своей территории, в пределах своих границ.

В соответствии с этим принципом государство имеет право самостоятельно

устанавливать свою политическую и экономическую системы, распоряжаться

естественными ресурсами, разрабатывая их самостоятельно или концессионно,

вводить тот или иной режим пребывания иностранных граждан на своей

территории, вводить налоги и сборы, таможенные правила, т.е. суверенно, без

вмешательства извне и какого-либо давления разрешать проблемы внутренней

жизни физических лиц на своей территории.

Обязанности государства в рамках принципа состоят в невмешательстве во

внутренние дела другого государства, такие, как, например, установление

формы правления, проведение плебисцитов и референдумов, принятие законов,

проведение выборов, расходование займов и пр. Государства обязаны

воздерживаться от действий, которые могут рассматриваться как неправомерное

давление на государство с целью получения особых прав и преимуществ. Это

может быть финансовое давление, обещание дать привилегии при условии

кредитов, кредитование, но под условием покупки продукции государства-

кредитора, уступки территории. Вмешательством во внутренние дела

государства считается также вещание на его территорию без его на это

согласия.

Любое действие, предпринятое с целью неправомерного, в нарушение

принципа, давления на государство, дает последнему или сообществу право на

ответные действия, предпринимаемые индивидуально или через международные

механизмы ООН и региональных организаций.

Государство само определяет пределы своей компетенции и само может

пойти на ее ограничение в интересах международного сотрудничества - для

защиты окружающей среды, защиты прав и основных свобод человека, общей

безопасности, решения глобальных проблем. Подобные самоограничения

необходимы также при реализации взятых на себя международных обязательств,

особенно в упомянутых областях сотрудничества. Так, например, в 1989 г.

СССР, а ныне Российская Федерация как его правопреемник, признал

обязательную юрисдикцию Международного суда ООН по спорам, связанным с

соблюдением на территории России важнейших актов по правам человека. Тем

самым Россия сознательно ограничила свои права по наказанию виновных

физических лиц, а также признала правомерными такие действия, как сбор

сведений о соблюдении прав человека на ее территории, получение и оценка

этой информации другими членами сообщества, ее передача и др. В то же время

Россия могла и не совершать подобной акции, так как признание или

непризнание юрисдикции международных судов или арбитражей относится к ее

собственной компетенции.

Принцип сотрудничества государств, как и принципы мирного разрешения

международных споров, суверенного равенства государств, является

функциональным принципом международного права. Сотрудничество -

единственный способ реализации государствами своих интересов, так как ни

одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической,

политической изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества является одним

из видов самых суровых санкций в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6,

40,41).

Принцип сотрудничества является формой практической реализации всех

остальных принципов международного права. Он представляет собой не столько

право, сколько обязанность всех государств сотрудничать друг с другом.

Устав ООН в преамбуле и п. 3 ст. 1 обязывает членов ООН "осуществлять

международное сотрудничество в разрешении международных проблем

экономического, социального, культурного и гуманитарного характера". Сам

принцип пронизывает все положения Устава ООН, универсальных и других

правомерных договоров.

Конкретизация принципа сотрудничества дана в морально-политических

нормах Декларации 1970 г., Декларации Заключительного акта СБСЕ 1975 г.

Первая уделяет внимание наиболее широкому кругу отношений, последняя -

процедуре и методам сотрудничества.

В соответствии с императивами принципа сотрудничества государства

имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на отказ от

сотрудничества, если это совместимо с международным правом, а также если

этого требуют интересы безопасности. В случаях, предусмотренных договорами,

они могут иметь право на льготные режимы сотрудничества.

Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов между

народного права, т.е. равноправно, справедливо, без давления и попыток

вмешательства во внутреннюю или внешнюю функцию государства; вы года от

сотрудничества не просто должна быть взаимной, но, как указывается в Уставе

ООН, Декларациях ООН, других документах, должна служить благу всех

государств, человечества в целом.

Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию,

укреплению добрососедских отношений и международного мира.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств является

функциональным принципом международного права, одним из базовых принципов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.