Рефераты. Основные принципы международного публичного права






границ, всеобщего и полного разоружения под эффективным международным

контролем, обеспечивая сотрудничество государств по поддержанию мира и

безопасности; принципы третьей группы включают собственно принципы

сотрудничества государств, суверенного равенства, невмешательства во

внутренние дела государств, мирного разрешения международных споров,

добросовестного выполнения международных обязательств.

Перечисленные классификации не исключают друг друга; каждая из них

свидетельствует о многогранности такого явления, как основные принципы

международного права, и о необходимости учета всех его сторон в процессе

нормотворчества - кодификации и прогрессивного развития принципов.1

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой имеет давнюю

историю становления. На многостороннем уровне и в виде юридической нормы

идея отказа от применения вооруженной силы была реализована в договорах

Версальской системы, Статуте Лиги Наций, Пакте Бриана - Келлога "Об отказе

от войн в качестве орудия национальной политики" 1928 г.

В настоящее время запрет на применение силы или угрозы силой за

креплен в Уставе ООН - универсальном договоре, что свидетельствует о

превращении нормы многосторонней в норму универсальную. Устав ООН содержит

также систему норм, призванных гарантировать соблюдение требований принципа

(см. гл. VII Устава). Некоторые элементы принципа, связанные с

ответственностью, содержатся в Уставах между народных военных трибуналов в

Нюрнберге и Токио.

Содержание принципа существенно дополняется и развивается в морально-

политических нормах совместных заявлений государств, резолюциях и

декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, в проектах разрабатываемых

универсальных договоров. Так, Декларация "О принципах международного права,

касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом ООН"

1970 г., Декларация "Об усилении эффективности принципа отказа от угрозы

силой или ее применения в международных отношениях" 1987 г. уточняют

обязанности государства-агрессора, с одной стороны, и права сообщества

государств - с другой. Важнейшая резолюция Генеральной Ассамблеи "Об

определении агрессии" 1974 г. содержит согласованный перечень составов

деяний, рассматриваемых как агрессия. Подготавливаемый Комиссией

международного права Генеральной Ассамблеи ООН проект Кодекса преступлений

против мира и безопасности человечества содержит, кроме состава агрессии,

положения о наказании агрессора и его пособников.

Не являясь источниками принципа, указанные акты свидетельствуют о

необходимости совершенствования его содержания, определяют на правления его

развития, способствуют становлению обычая, подтверждая косвенным образом

наличие единых позиций государств.

Объектом защиты принципа запрещения применения силы или угрозы силой

являются общественные отношения, связанные с ненарушением мира, с

соблюдением

1 Международное публичное право: учебник. – 2-е изд., М43 перераб. и доп.\

Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2003. – 58

с.

права сообщества, отдельного индивида на жизнь в ненасильственном мире, с

запретом решать спорные вопросы с применением силы.

Круг субъектов принципа идентичен кругу субъектов международного права

в целом, но относительно объекта и совершаемых в нарушение принципа деяний

он распадается на две группы - жертва агрессии и сообщество государств, а

также виновное государство и его пособники. Ими считаются согласно

сложившейся практике государства, оказавшие агрессору финансовую помощь,

предоставившие свою территорию для формирования банд наемников, размещения

военных баз, транзита в военных целях и др.

В соответствии с принципом государства берут на себя обязательства не

применять друг против друга первыми вооруженные силы в нарушение Устава

ООН, независимо от того, выражается ли это во вторжении на территорию

государства, или ее оккупации, или бомбардировке, или нападении

вооруженными силами на военные сухопутные, морские или воздушные силы вне

пределов государства, в формировании и засылке вооруженных банд и др.

Все члены сообщества обязаны участвовать в санкциях против агрессора

по решению компетентных международных органов (например, Совета

Безопасности ООН) или в силу договоров, а также не оказывать материальной и

моральной поддержки агрессору.

Государство - жертва агрессии имеет право на индивидуальную и

коллективную - по договорам или в рамках универсальных и региональных

политических организаций - самооборону, на применение материальных и

нематериальных санкций к агрессору, его пособникам, на привлечение к

уголовной ответственности индивидов, виновных в планировании,

финансировании, развязывании, ведении военных действий. Любое государство

имеет право обратить внимание сообщества на нарушение международного права,

выразившееся в перечисленных действиях.

Особую роль в реализации принципа играет Совет Безопасности ООН.

Определив, что применение силы государством является актом агрессии (ст. 39

Устава ООН), он заключает соглашения с государствами

- членами ООН о предоставлении в его распоряжение воинских

формирований, техники, средств обслуживания и пр. Ратифицированные в

соответствии с конституционной процедурой каждого государства, эти

соглашения приобретают характер источника международного права (ст. 43

Устава ООН).

Новым механизмом по соблюдению принципа является институт мер доверия,

впервые предложенный в 50-х годах президентом США Эйзенхауэром в виде

концепции "открытого неба" - инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД

над территориями друг друга по взаимной договоренности. Он получил

юридическое закрепление в Договоре по открытому небу 1992 г., участниками

которого являются 24 государства

- члена ОБСЕ, в том числе Российская Федерация. В виде моральных

норм он нашел отражение в Заключительном акте Совещания по безопасности и

сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Стокгольмской

конференции по мерам доверия, безопасности и разоружения в Европе 1986 г.

Государства-участники обязуются не проводить военных учений вблизи границ

друг друга, установить зоны безопасности вдоль границ, обмениваться

наблюдателями на военных учениях и при уничтожении запрещенных договорами

видов вооружений. Все эти меры уменьшают опасность внезапного применения

вооруженных сил и обеспечивают доверие государств в военной области.

Принцип территориальной целостности государств, защищающий право

государства на целостность и неприкосновенность его территории, является

важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Территория есть

основное условие существования государства, сфера действия его

суверенитета. Государственная территория защищается национальными и

международными средствами. Устав ООН (п. 4 ст. 2) запрещает применение силы

против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии,

оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это

не связано с применением международных санкций.

Принцип начал свое формирование параллельно с образованием

национальных государств на месте бывших феодальных княжеств, государств-

городов и пр. Однако еще в течение долгого времени территория оставалась

"призом", целью войн, в связи с чем трудно было говорить именно о наличии

принципа, т.е. императива, обязательного для всех государств. Допуская

применение силы, международное право тем самым допускало и законность

территориальных приобретений.

Становление принципа запрещения применения силы или угрозы силой

привело логически к признанию незаконности оккупации, аннексии, других

способов отторжения территории. Показательна в связи с этим судьба

мюнхенского соглашения 1938 г., позволившего Германии под угрозой вторжения

и уничтожения Праги присоединить к своей территории Судетскую область

Чехословакии. Договоры СССР - ФРГ, ПНР -ФРГ, СССР - ЧССР, заключенные в

период с 1970 по 1977 г., признали его ничтожным с самого начала и не

влекущим правовых последствий.

Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные

подтверждения его существования и действия находятся в двусторонних

договорах политического характера, в региональных документах, в частности,

уставных документах политических региональных организаций. Так, преамбула и

ст. 2 Хартии Организации африканского единства говорят о том, что целями

Организации является защита территориальной целостности, естественных

ресурсов государств Африки; ст. V Пакта Лиги арабских государств также

затрагивает проблему защиты территориальной целостности государств - членов

Лиги.

Морально-политические нормы резолюций и деклараций Генеральной

Ассамблеи ООН, резолюции и решения Совета Безопасности ООН так же содержат

ссылки на принцип и его согласованные на моральном уровне формулировки,

идентичность которых свидетельствует о едином представлении о содержании

принципа и практике его применения.

Декларация принципов, которыми государства-участники будут

руководствоваться во взаимных отношениях Заключительного акта Совещания по

безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., ст. IV которой,

озаглавленная "Территориальная целостность государств", гласит, что

"государства-участники будут уважать территориальную целостность друг

друга... Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.