Рефераты. Международно-правовые способы разрешения международных споров






ядерного оружия в трех средах. Он оказал непосредственное влияние на

становление некоторых узловых положений международного морского права в их

современном понимании, нашедшем отражение в Конвенции ООН по морскому праву

1982 года. Ему принадлежит заслуга в формировании основ международного

права делимитации континентального шельфа и разграничении морских границ.

Теперь хотелось бы остановиться на проблеме взаимосвязи деятельности

Международного суда и национальных судов. Пока доктрина не уделяет сколько-

нибудь значительного внимания этому вопросу. И такое положение не случайно.

Оно отражает реальное положение вещей. Пока эта взаимосвязь слабо развита.

Причины такого положения многообразны. Во многих случаях вопрос об

осуществлении решений Международного Суда вообще не возникает, поскольку

его задача сводиться к определению правового положения, например,

подтверждению законности той или иной фактической ситуации, установлению

юридического положения сторон. Далее, передача дела на рассмотрение Суда по

соглашению сторон в значительной мере снимает проблему принуждения

осуществления решений. Все это, на мой взгляд, не исключает необходимости

участия национальных судов в исключительных случаях имплементации решений

Международного Суда. В международной практике можно считать широко

принятыми два правила. Первое заключается в признании национальными судами

обязательной для себя юридической силы за решениями международных судов по

таким вопросам, как статус государства или территории, правопреемство,

юрисдикция, установление фактов и т.д. В пример хотелось бы привести

решение Верховного Суда Норвегии по делу Король против Купера от 24 октября

1953 года. Оно основывалось на решении Международного Суда ООН, который

незадолго до этого подтвердил правомерность границы Норвегии.

Второе правило включало в себя признание национальным судом толкования

международных договорных и обычных норм, содержащихся в решениях

международных судов. Таким образом, у нас есть все основания для вывода о

том, что решения Международного Суда не могут игнорироваться судами

государств при решении дел, связанных с международным правом.

Следовательно, решения Международного Суда должны иметь прямое значение для

национальных судов в следующих случаях:

1) решения и консультативные решения Международного Суда используются

при установлении и использовании норм международного права в качестве

вспомогательных средств. Если Международный Суд использует решения

национальных судов в качестве вспомогательного средства для определения

правовых норм, то тем более это уместно в отношении актов такого

авторитетного органа, как Международный Суд;

2) решение обязывает государство суда и, следовательно, все

государственные органы, включая судебные, должны руководствоваться им;

3) решения определяют объективный режим, например, линию прохождения

государственной границы. В таком случае не только суды участвовавших в

деле государств, но и третьих стран обязаны исходить из такого решения.

Необходимость повышения роли Международного Суда

На протяжении всей истории существования Международного Суда

дебатировался вопрос об усилении его роли и влияния. Потенциал

Международного Суда оставался существенно недоиспользованным. Позитивный

вклад Международного Суда в урегулирование международных споров и

урегулирование международного правопорядка мог бы быть большим, на это, в

частности, указывается в докладе Генерального Секретаря ООН «Повестка дня

для мира - превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира». В

нем говориться: «Реестр дел, передаваемых в Международный Суд,

увеличивается, однако Суд по-прежнему является таким ресурсом мирного

урегулирования споров с помощью судебного разбирательства, который

используется не в полной мере. Более широкое использование Суда стало бы

важным вкладом в миротворческую деятельность ООН». В ходе обсуждения

вопроса о повышении роли Международного Суда предлагались различные

варианты реформы Статута Суда. Объявление 90-ых годов десятилетием

международного права и обсуждение идей заключения к 1999 году обновленной

конвенции о мирном разрешении международных споров, приуроченной к 100-

летнему юбилею первой Гаагской конференции мира, делают возможным и

желательным возобновление дискуссии об усилении роли и влияния

Международного Суда ООН, оптимизации международной судебной процедуры, как

на консультативном уровне, так и в практическом плане.

В начале 70-ых годов, когда на повестке дня Генеральной Ассамблее

стоял вопрос о повышении роли Международного Суда, всесторонне обсуждались

перспективы создания сети региональных международных судебных органов под

эгидой главного судебного органа ООН.

В самом Уставе ООН, по сути дела, заложена необходимость создания сети

международных судебных органов, поскольку Международный Суд ООН называется

главным судебным органом Организации. Весьма перспективным представляется

наделение Международного Суда преюдициальной юрисдикцией. Оно подсказано

опытом строительства ЕС, успех которому принесли, в том числе единообразное

применение и толкование норм наднационального права, автономно являющегося

частью национальных правовых систем государств-членов. При любом развитии

событий место Верховного Суда должно сохраняться за Международным Судом

ООН. Множественность инструментария, который может быть использован для

подчинения международных споров обязательной юрисдикции, позволяет

сформулировать широкий круг предложения и пожеланий. Речь могла бы идти, в

частности, о закреплении за Международным Судом обязательной юрисдикции в

случае предоставления ему полноты второй инстанции по отношению к другим

международным судебным органам. Этот вопрос очень широко дискутировался и

дискутируется. Мнения разделились за и против. Те, кто выступает против

наделения Международного Суда обязательной юрисдикцией, аргументируют свою

позицию следующим образом. Они считают, что попытки навязать государствам

обязательную юрисдикцию Международного Суда противоречат принципу

суверенитета и нарушили бы свободу выбора государствами средств мирного

разрешения своих споров, что закреплено в статье 33 Устава ООН. Хотя в

соответствии с Уставом ООН государства обязаны разрешать мирными средствами

свои споры, однако они вправе свободно выбирать эти средства, в том числе

дипломатические переговоры, Международный Суд, посредничество, арбитраж и

любые иные мирные средства, которые они найдут наиболее подходящими. До

сих пор остаются практически без внимания призывы Генеральной Ассамблеи

ООН, неоднократно предлагавшей государствам-членам пересмотреть сдержанное

отношение к заявлениям общего характера о признании обязательной юрисдикции

Международного Суда или отозвать прилагавшиеся к ним ранее оговорки,

включить в проекты двусторонних и многосторонних международных соглашений

(в зависимости от предмета и характера документов) соответствующую

юрисдикционную клаузулу. Некоторые считают, что любые предложения такого

характера не могут быть признаны приемлемыми и реалистичными с точки зрения

существующей в настоящее время ситуации в мире, так как наделение

Международного Суда обязательной юрисдикцией с неизбежностью привело бы к

тому, что Суд превратился бы в надгосударственный орган, обладающий даже

большими полномочиями, чем Совет Безопасности.

Выдвигаются предложения, в которых обосновывается желательность того,

чтобы недавно принятые и/или принимаемые в ООН государства автоматически

соглашались с обязательной юрисдикцией. Сходные идеи выдвигаются в

отношении всех тех стран, которые обращались за получением международной

помощи или уже получивших ее по линии организаций семейства ООН.

Авторитет Суда за последние годы серьезно упрочился. География стран,

обращающихся к его помощи, расширилась. В вопросе о введении временных мер

в контексте вооруженного конфликта на территории бывшей Югославии

Международный Суд продемонстрировал, с какой оперативностью он может

действовать в случае необходимости. Несколько большей стала степень

процессуальной свободы, предоставляемой Судом тяжущимся сторонам. В этой

связи особенно характерен тот факт, что с середины 80-х годов преобладающей

формой судопроизводства в Международном Суде стало рассмотрение дел в

камерах ad hoc. Оценки этого явления варьируются весьма в широких пределах.

Так, многие считают подобную практику сползания к арбитражу, потаканием

тяжущимся государствам, проявлением недоверия к составу Международного

Суда. Однако, как мне кажется, практика обращения к камерам ad hoc может

сделать международную судебную процедуру несколько более притягательной для

государств и, следовательно, активизировать деятельность главного судебного

органа ООН.

Вместе с тем резервы оптимизации процессуальной правотворческой

деятельности Международного Суда не исчерпываются возможностью обращения к

камерам ad hoc или постоянным камерам по определенным категориям дел.

Имеющая под собой политическое основание конструкция судопроизводства, при

которой фактически весь состав Международного Суда выступает в качестве

судей-докладчиков по каждому конкретному делу, просто технически не

позволяет Суду одновременно рассматривать большое количество дел. Поэтому

выносятся предложения о реформе судопроизводства Суда. В этой связи

предлагают заимствовать процессуальные институты, полностью оправдавшие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.