Рефераты. Международно-правовые способы разрешения международных споров






обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений,

возникающих в ходе вооружённых конфликтов, в целях его максимально

возможной гуманизации. Эти отношения регулирует соответствующая группа норм

международного права – нормы права вооружённых конфликтов. В неё входят ряд

договорных и обычно-правовых норм, они устанавливают взаимные права и

обязанности участников конфликта относительно применения средств и методов

ведения военных действий, регулируют отношения между воюющими и невоюющими

государства, определяют ответственность за нарушение соответствующих норм и

принципов.

Эти нормы и принципы были выделены в отдельную отрасль международного

права. Основу этой отрасли составляют основополагающие принципы

международного права. Данные принципы сложились в результате длительного

процесса кодификации и развития международного права. Этими принципами

должны пользоваться участники конфликта при любых обстоятельствах. Они

сгруппированы в четыре основные группы:

1. Принципы, ограничивающие участников конфликта в выборе средств и

методов ведения боевых действий.

2. Принципы защиты прав комбатантов и некомбатантов.

3. Принципы защиты прав гражданского населения, а также

определяющих правовой режим гражданских объектов.

4. Принципы нейтралитета и отношений между воюющими и нейтральными

государствами.

К числу источников права войны следует отнести Петербургскую

декларацию об отмене взрывчатых и зажигательных пуль (1868г.), Гаагские

конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими

силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в

случае сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в

случае морской войны (1899 и 1907гг.) – всего в Гааге было принято 13

конвенций, которые касались вопросов о праве войны.

Недостатком этих конвенций было то, что они содержали clausula si

omnes (оговорку всеобщности). Т.е. они были обязательными лишь для тех

государств, которые их подписали и только в случае военных действий между

собой их участников.

Положения Гаагский конвенций получили дальнейшие развитие в четырёх

Женевских конвенциях о защите жертв войны (1949г.). они распространяли

действие правил ведения войны на «вооружённые конфликты не носящие

международного характера», признали за партизанами статус комбатантов,

запретили не обусловленное военной необходимостью уничтожение частного и

государственного имущества, был сделан важный шаг в установлении статуса

гражданского населения во время вооружённых конфликтов.

Однако после их принятия стало ясно, что они скорее применимы к

последствиям военных действий, нежели к их ведению. С целью устранения

данного пробела были приняты два Дополнительных протокола к Женевским

конвенциям, касающихся защиты жертв международных военных конфликтов.

Дополнительный протокол №1 значительно расширил сферу применения правил

ведения войны (если положения Женевских конвенций касалось только

необъявленной войны, то положения Протокола распространяются также войны,

которые ведут народы, борющиеся за свою независимость, против иностранной

оккупации). Он также обязал воюющие стороны проводить различие между

гражданским населением и комбатантами, между гражданскими и военными

объектами. Дополнительный протокол №2 определил, что правила ведения войны

применяются ко всем военным конфликтам.

Кроме того в международном праве имеется ряд документов, что касаются

уголовной ответственности отдельных лиц за агрессию и серьёзные нарушения в

ходе войны: Уставы Международных военных трибуналов (Нюрнберг и Токио

1945г.), Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям

и преступлениям против человечества (1968г.), резолюции ГА ООН о выдаче и

наказании военных преступников (1946г.) и др.

Международный вооруженный конфликт представляет собой вооружённое

столкновение между государствами или национально-освободительными

движениями и метрополией.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАЧАЛА ВОЙНЫ.

Согласно международному праву война должна объявляться заранее. Ш

Гаагская конференция об открытии военных действий 1907 года устанавливает,

что военные действия между государствами не должны начинаться без

предварительного и недвусмысленного предупреждения. Оно предусматривается

в двух формах: 1) мотивированное объявление войны или 2) ультиматум –

категорическое, которое не допускающее возражений требование, при условии

невыполнении которого будет начата война. Следует отметить, что эта норма

действует и в современных условиях. Сам факт объявления войны, не

являющимся актом самообороны, считается агрессией и невыполнение требований

международных норм еще больше отягощает это преступление. В соответствии с

определением агрессии Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, факт

объявления войны, которая не является актом самообороны согласно Уставу

ООН, не превращает войну противозаконную в войну законную, а представляет

собой акт агрессии, И сам факт объявления войны становится международным

преступлением. Соблюдение норм международного права вооруженных конфликтов

обязательно независимо от того, объявлена война или нет.

Объявление войны входит в компетенцию высших органов государст- венной

власти. Объявление войны (или состояние войны) влечет за собой ряд

международно-правовых последствий независимо от фактического начала военных

действий, даже если оно не сопровождается боевыми действиями. Боевых

действий может вообще не быть, но состояние войны с юридическими

последствиями будет сохраняться вплоть до его прекращения.

К важнейшим правовым последствиям состояния войны относятся:

прекращение мирных отношений между государствами, что влечет за собой

разрыв дипломатических и, как правило, консульских отношений, торговых и

других. Дипломатические и другие представительства закрываются, и персонал

их покидает территорию неприятельского государства. Иногда это связано с

большими трудностями, занимает много времени, особенно если боевые действия

начаты между соседними государствами. Согласно Венской конвенции 1961г. о

дипломатических сношениях государство пребывания обязано оказать

содействие, необходимое для скорейшего выезда пользующихся привилегиями и

иммунитетами лиц, предоставить в их распоряжение средства передвижения.

Защита прав и интересов граждан воюющих государств поручается

третьему, обычно нейтральному, государству (с его согласия), которое

поддерживает дипломатические отношения с обоими воюющими государствами.

Например, во время второй мировой войны германские интересы в СССР

представляла Швеция, и она же представляла интересы СССР в Германии.

Начало войны приводит к тому, что политические, экономические и другие

договоры прекращают свое действие. Запрещаются торговые сделки с

юридическими лицами неприятельского государства. Имущество, принадлежащее

неприятельскому государству, конфискуется (за исключением имущества

дипломатического и консульского представительств). Однако собственное

имущество неприятельских граждан является, в принципе, неприкосновенным.

Сами граждане подвергаются различным ограничениям. Они могут быть

принуждены к проживанию на период войны в отдельных районах

(интернированы).

Территория, на которой развёртываются военные действия, называется

театром войны. Она может включать в себя сухопутную, морскую и воздушную

территории, а также открытое море и воздушное пространство над воюющими

государствами. Не может использоваться в качестве театра военных действий

территория нейтральных государств. В международном праве выделяют

нейтрализованные территории. К ним относятся Магеланов пролив, Суэцкий и

Панамский каналы, Аландские острова, Антарктика и др. Согласно Договору по

космосу 1967г. в театр военных действий нельзя включать Луну и другие

небесные тела. Современное международное право исключает также из театра

военных действий открытые города и центры сосредоточения больших культурных

ценностей (Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае

военного конфликта 1954г., Дополнительный протокол №1 1977г. к Женевским

конвенциям 1949г.).

УЧАСТНИКИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

В международных конфликтах участниками являются, прежде всего,

вооружённые силы. Ведение тотальной войны, где не проводится различия между

гражданскими и военными участниками запрещено международным правом и

считается преступным. Понятие «вооружённые силы» так определяется

Дополнительным протоколом №1 к Женевским конвенциям: они «состоят из всех

организованных вооружённых сил, групп и подразделений, находящихся под

командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих

подчинённых, даже если эта сторона представлена правительством или властью,

не признанными противной стороной. Такие вооружённые силы подчиняются

внутренней дисциплинарной системе, которая обеспечивает соблюдение норм

международного права, применяемых в период вооружённых конфликтов» (п.1

ст.43). Но вооружённые силы с точки зрения применения против них оружия

неоднородны: среди них различают комбатантов и некомбатантов.

Дополнительный протокол №1 определяет комбатантов как лиц, входящих в

состав вооружённых сил, которые принимают непосредственное участие в

военных действиях. Как уже было сказано выше, они непосредственно принимают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.