международных споров следует понимать строгое соблюдение взаимно
согласованных сроков урегулирования. Эти сроки налагают на спорящие стороны
обязанность не ограничиваться каким-либо одним средством или процедурой
мирного разрешения спора, а использовать и другие средства, если спор не
удалось уладить первоначальным средством урегулирования.
На государства возлагается обязанность воздержаться от действий,
которые могут привести к обострению спора. Под такими действиями
понимаются действия сторон, последствия которых могут привести к нарушению
международного мира и безопасности, а также могут изменить сложившееся
положение в пользу одной из сторон, при этом нарушив интересы другой.
Государства обязаны урегулировать свои международные споры на основе
права и справедливости. Это предполагает применение норм и принципов
международного права, а также норм договорного и обычного права. Применение
норм международного права подразумевает применение:
> Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих
правила, определённо признанные спорящими государствами.
> Международных обычаев, как доказательства всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы.
> Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями
> Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по
публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства
для определения правовых норм. (ст.38 Статута Международного Суда
ООН).
Эта статья не ограничивает принятие решений Международным Судом только
международным правом, а разрешает принимать решения ex aequo et bono – по
справедливости и доброй совести – если стороны с этим согласны.
Большое значение для правильного понимания принципа мирного решения
споров имеют определение понятия «международный спор» и «спорная ситуация».
Разница между ними довольно существенна и должна учитываться. Постоянная
палата международного правосудия определила, что спор есть разногласие по
поводу какой-либо нормы права или факта между определёнными субъектами
(государствами), когда один из них предъявляет претензии к другому, а
другой – отвергает эти требования или принимает их частично. В тех случаях,
когда столкновение интересов государств не приводить к предъявлению
претензий друг к другу, хотя и порождают определённые трения и
напряжённость в их отношениях, имеет место ситуация. Например, спорная
ситуация может возникнуть вследствие пограничных инцидентов, концентрации
войск одного государства на границах другого. Территориальные споры, споры
о границах – одна из категорий споров, существующих во взаимоотношениях
между государствами. Такие споры представляют большую опасность для
международного мира и безопасности. Поэтому большое значение имеет их
мирное урегулирование, т.к. большинство международных конфликтов и войн
начинались именно с территориальных споров.
Каждый спор является определённой спорной ситуацией, но не каждая ситуация
перерастает в спор. Т.о. понятие спорной ситуацией шире понятие спора ещё и
потому, ситуация может появиться ещё до возникновения спора и существовать
после его урегулирования.
Как уже говорилось выше, международные споры и ситуации бывают двух
видов: те, которые угрожают международному миру и безопасности и те,
которые такой угрозы не несут. Только после второй мировой войны произошло
более 450 споров и ситуаций разных видов. Наиболее опасным является первый
вид, т.к. они могут перерасти в вооружённый конфликт, хотя и второй вид
имеет такую возможность. Поэтому важно вовремя предупреждать возникновение
споров и ситуаций и не допускать перерастания в международный конфликт.
Различие между спором и ситуацией имеет и юридическое значение в ООН.
При рассмотрении спора в Совете Безопасности государство, участвующее в
споре, должно воздержаться от голосования. Здесь действует принцип: никто
не может быть судьёй в своём собственном деле. При рассмотрении спорной
ситуации такого воздержания не требуется.
Различаются споры юридические и политические. Это различие
относительное, часто его трудно провести. Устав ООН употребляет термин
«споры юридического характера», которые, по общему правилу, должны
передаваться спорящими государствами в Международный суд ООН. Согласно
ст.36 его Статута, к «правовым спорам» относятся прежде всего споры,
которые касаются толкованию международных договоров, любого другого вопроса
международного права, наличия факта нарушения международных обязательств,
возмещения, причитающего за нарушения таких обязательств.
К политическим спорам относятся территориальные споры, в отношении
государственной границ. Они обычно являются и наиболее опасными спорами, и
решаться они должны также мирными средствами.
Наиболее правильным будет относить к категории спор самый широкий круг
неурегулированных вопросов. Это будет обязывать государства обращаться к
исключительно мирным способам урегулирования противоречий между ними. Ст.33
и 34 Устава ООН обязывают государства к мирному урегулированию не только
международных споров, но и ситуаций. Речь идёт, прежде всего о тех спорах и
ситуациях, которые могут привести к нарушению международного мира и
безопасности.
Можно сделать вывод о том, что Устав различает споры и ситуации,
которые могут привести к нарушению международного мира и безопасности и
такие, которые такой угрозы не составляют. ООН обязывает государства
урегулировать мирным путём даже самые незначительные споры, которые могут
нести угрозу миру, хотя и без необходимости немедленного их разрешения.
Мирные способы урегулирования международных споров.
Современное международное право включает в себя как обычные, так и
договорные нормы, которые определяют средства, способы и процедуру мирного
урегулирования международных споров.
Эти средства возникли и утвердились не одновременно. В ходе развития
международного права они претерпевали значительных изменений,
совершенствовались и приобретали настоящий демократический характер.
Средства и способы мирного урегулирования международных споров
существовали до утверждения принципа мирного урегулирования споров между
государствами. К таким способам, прежде всего, относятся «добрые услуги»,
посредничество, переговоры, арбитраж, но эти средства не имели эффективного
воздействия на спорящие стороны, т.к. обращения к ним зависело от доброй
воли государств-участников спора, а не составляло их обязанность с точки
зрения международного права. Все эти способы не имело должного значения и
потому, что существовало признание правомерности войны, как способа
разрешения международных споров. Конвенции 1899 и 1907гг. хотя и установили
процедуру мирного урегулирования споров, но обращение к ней государств
имело факультативный характер. Гаагские конвенции не запрещали войну, как
средство решения международных споров. И только после второй мировой войны
принцип мирного урегулирования международных споров нашёл отображение в
Уставе ООН и приобрёл официальный статус.
И.П. Блищенко так определяет такую категорию как мирные средства
урегулирования международных споров – это международно-правовые способы и
средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в
соответствии с основными принципами современного международного права, без
применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочнения
мира, развития мирных отношений.
К мирным средствам урегулирования международных споров п.1 ст.33
Устава ООН относит переговоры, обследования, посредничество, примирение,
арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или
соглашениям. Устав также оставляет за сторонами-участницами спора право
выбрать любой другой мирный способ разрешения спора. Мирные средства
урегулирования международных споров, перечисленные в ст.33 Устава, не
являются исчерпывающими.
Особое значение в деле мирного урегулирования международных споров
имеют переговоры, т.к. без них вообще нельзя обойтись при мирном
урегулировании.
Под непосредственными переговорами понимают двустороннее обсуждение
спорных проблем, многосторонние встречи именуются конференциями и
совещаниями.
Непосредственные переговоры – это не только средство урегулирования
международных споров. Они могут проводиться не только по спорным вопросам,
но и для обмена мнениями по какой-либо проблеме, для обмена информацией и
т.п.
То, что непосредственные переговоры стоят на первом месте в ст.33
Устава не случайно. Их первоочерёдность признана во многих международно-
правовых актах (Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, Декларации о
принципах международного права ООН 1970г., в Заключительном акте Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.). Переговоры являются
главным средством решения международных споров. Фактически, все средства
мирного урегулирования имеют непосредственную связь с переговорами:
двусторонние и многосторонние переговоры применяются на международных
конференциях, при участие третей стороны («добрые услуги», посредничество).
Использование консультационных органов (согласительных и следственных
комиссий), судебное разбирательство – Международный и третейский суд –
также невозможно без непосредственных переговоров.
Государствам гораздо легче урегулировать свой спор путём переговоров
между собой, чем прибегать к другим средствам решения спора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13