Рефераты. Международно-правовые способы разрешения международных споров






международных споров следует понимать строгое соблюдение взаимно

согласованных сроков урегулирования. Эти сроки налагают на спорящие стороны

обязанность не ограничиваться каким-либо одним средством или процедурой

мирного разрешения спора, а использовать и другие средства, если спор не

удалось уладить первоначальным средством урегулирования.

На государства возлагается обязанность воздержаться от действий,

которые могут привести к обострению спора. Под такими действиями

понимаются действия сторон, последствия которых могут привести к нарушению

международного мира и безопасности, а также могут изменить сложившееся

положение в пользу одной из сторон, при этом нарушив интересы другой.

Государства обязаны урегулировать свои международные споры на основе

права и справедливости. Это предполагает применение норм и принципов

международного права, а также норм договорного и обычного права. Применение

норм международного права подразумевает применение:

> Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих

правила, определённо признанные спорящими государствами.

> Международных обычаев, как доказательства всеобщей практики,

признанной в качестве правовой нормы.

> Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями

> Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по

публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства

для определения правовых норм. (ст.38 Статута Международного Суда

ООН).

Эта статья не ограничивает принятие решений Международным Судом только

международным правом, а разрешает принимать решения ex aequo et bono – по

справедливости и доброй совести – если стороны с этим согласны.

Большое значение для правильного понимания принципа мирного решения

споров имеют определение понятия «международный спор» и «спорная ситуация».

Разница между ними довольно существенна и должна учитываться. Постоянная

палата международного правосудия определила, что спор есть разногласие по

поводу какой-либо нормы права или факта между определёнными субъектами

(государствами), когда один из них предъявляет претензии к другому, а

другой – отвергает эти требования или принимает их частично. В тех случаях,

когда столкновение интересов государств не приводить к предъявлению

претензий друг к другу, хотя и порождают определённые трения и

напряжённость в их отношениях, имеет место ситуация. Например, спорная

ситуация может возникнуть вследствие пограничных инцидентов, концентрации

войск одного государства на границах другого. Территориальные споры, споры

о границах – одна из категорий споров, существующих во взаимоотношениях

между государствами. Такие споры представляют большую опасность для

международного мира и безопасности. Поэтому большое значение имеет их

мирное урегулирование, т.к. большинство международных конфликтов и войн

начинались именно с территориальных споров.

Каждый спор является определённой спорной ситуацией, но не каждая ситуация

перерастает в спор. Т.о. понятие спорной ситуацией шире понятие спора ещё и

потому, ситуация может появиться ещё до возникновения спора и существовать

после его урегулирования.

Как уже говорилось выше, международные споры и ситуации бывают двух

видов: те, которые угрожают международному миру и безопасности и те,

которые такой угрозы не несут. Только после второй мировой войны произошло

более 450 споров и ситуаций разных видов. Наиболее опасным является первый

вид, т.к. они могут перерасти в вооружённый конфликт, хотя и второй вид

имеет такую возможность. Поэтому важно вовремя предупреждать возникновение

споров и ситуаций и не допускать перерастания в международный конфликт.

Различие между спором и ситуацией имеет и юридическое значение в ООН.

При рассмотрении спора в Совете Безопасности государство, участвующее в

споре, должно воздержаться от голосования. Здесь действует принцип: никто

не может быть судьёй в своём собственном деле. При рассмотрении спорной

ситуации такого воздержания не требуется.

Различаются споры юридические и политические. Это различие

относительное, часто его трудно провести. Устав ООН употребляет термин

«споры юридического характера», которые, по общему правилу, должны

передаваться спорящими государствами в Международный суд ООН. Согласно

ст.36 его Статута, к «правовым спорам» относятся прежде всего споры,

которые касаются толкованию международных договоров, любого другого вопроса

международного права, наличия факта нарушения международных обязательств,

возмещения, причитающего за нарушения таких обязательств.

К политическим спорам относятся территориальные споры, в отношении

государственной границ. Они обычно являются и наиболее опасными спорами, и

решаться они должны также мирными средствами.

Наиболее правильным будет относить к категории спор самый широкий круг

неурегулированных вопросов. Это будет обязывать государства обращаться к

исключительно мирным способам урегулирования противоречий между ними. Ст.33

и 34 Устава ООН обязывают государства к мирному урегулированию не только

международных споров, но и ситуаций. Речь идёт, прежде всего о тех спорах и

ситуациях, которые могут привести к нарушению международного мира и

безопасности.

Можно сделать вывод о том, что Устав различает споры и ситуации,

которые могут привести к нарушению международного мира и безопасности и

такие, которые такой угрозы не составляют. ООН обязывает государства

урегулировать мирным путём даже самые незначительные споры, которые могут

нести угрозу миру, хотя и без необходимости немедленного их разрешения.

Мирные способы урегулирования международных споров.

Современное международное право включает в себя как обычные, так и

договорные нормы, которые определяют средства, способы и процедуру мирного

урегулирования международных споров.

Эти средства возникли и утвердились не одновременно. В ходе развития

международного права они претерпевали значительных изменений,

совершенствовались и приобретали настоящий демократический характер.

Средства и способы мирного урегулирования международных споров

существовали до утверждения принципа мирного урегулирования споров между

государствами. К таким способам, прежде всего, относятся «добрые услуги»,

посредничество, переговоры, арбитраж, но эти средства не имели эффективного

воздействия на спорящие стороны, т.к. обращения к ним зависело от доброй

воли государств-участников спора, а не составляло их обязанность с точки

зрения международного права. Все эти способы не имело должного значения и

потому, что существовало признание правомерности войны, как способа

разрешения международных споров. Конвенции 1899 и 1907гг. хотя и установили

процедуру мирного урегулирования споров, но обращение к ней государств

имело факультативный характер. Гаагские конвенции не запрещали войну, как

средство решения международных споров. И только после второй мировой войны

принцип мирного урегулирования международных споров нашёл отображение в

Уставе ООН и приобрёл официальный статус.

И.П. Блищенко так определяет такую категорию как мирные средства

урегулирования международных споров – это международно-правовые способы и

средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в

соответствии с основными принципами современного международного права, без

применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочнения

мира, развития мирных отношений.

К мирным средствам урегулирования международных споров п.1 ст.33

Устава ООН относит переговоры, обследования, посредничество, примирение,

арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или

соглашениям. Устав также оставляет за сторонами-участницами спора право

выбрать любой другой мирный способ разрешения спора. Мирные средства

урегулирования международных споров, перечисленные в ст.33 Устава, не

являются исчерпывающими.

Особое значение в деле мирного урегулирования международных споров

имеют переговоры, т.к. без них вообще нельзя обойтись при мирном

урегулировании.

Под непосредственными переговорами понимают двустороннее обсуждение

спорных проблем, многосторонние встречи именуются конференциями и

совещаниями.

Непосредственные переговоры – это не только средство урегулирования

международных споров. Они могут проводиться не только по спорным вопросам,

но и для обмена мнениями по какой-либо проблеме, для обмена информацией и

т.п.

То, что непосредственные переговоры стоят на первом месте в ст.33

Устава не случайно. Их первоочерёдность признана во многих международно-

правовых актах (Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, Декларации о

принципах международного права ООН 1970г., в Заключительном акте Совещания

по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.). Переговоры являются

главным средством решения международных споров. Фактически, все средства

мирного урегулирования имеют непосредственную связь с переговорами:

двусторонние и многосторонние переговоры применяются на международных

конференциях, при участие третей стороны («добрые услуги», посредничество).

Использование консультационных органов (согласительных и следственных

комиссий), судебное разбирательство – Международный и третейский суд –

также невозможно без непосредственных переговоров.

Государствам гораздо легче урегулировать свой спор путём переговоров

между собой, чем прибегать к другим средствам решения спора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.