последние годы всё большее значение приобретает международное
сотрудничество в сфере надлежащего поддердания качерства окружающей среды.
Послелствия некоторых форм воздействия на окружающую среду, как, например,
отдельные виды загрязнения атмосферы и международных рек, загрязнение
Мирового океана, носят глобальный характер и затрагивают интересы и
здоровье каждого человека, гда бы он не проживал.
Нужно сказать, что всемирные организации придают огромное значение
охране здоровья, так как забота о здоровье работников оказывает влияние и
на нолитико-экономическую жизнь всего общества.
2.4. Право на социальное обеспечение.
Важной гарантией укрепления соцмального положения индивида и
реализации основных прав и свобод выступает право каждого человека на
социальное обеспечение.
Право на социальное обеспечение закреплено в ст.9 Пакта об
экономических, социальных и культурных правах и сводится преимущественно к
обеспечению за счёт общества тех, кто нуждается в материальной помощи и
различного рода бесплатных услугах. Осуществление этого права является
необходимым условием для реализации других прав, сформированных в Пакте, а
именно: права на удовлетворительный жизненный уровень, права на охрану и
помощь семье, матерям и детям, права на наивысший достижимый уровень
физического и психического здоровья.
Во Всеобщей декларации прав человека весь этот комплекс прав
перечислен, по сути дела, в одной статье: «Каждый человек, - гласит статья
25 Декларации, - имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу,
одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который
необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи,
и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности,
вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к
существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
Схематично изложенное в ст.9 Пакта право на социальное обеспечение,
включая социальное страхование, является предметом целого ряда
международных конвенций и рекомендаций, принятых МОТ.
Эти международные документы регулируют вопросы медицинского
обслуживания, денежных пособий по болезни, беременности и родам,
инвалидности, старости, в случае потери кормильца, получения
производственной травмы, по безработице, семейных пособий. К таким
документам всестороннего характера, охватывающим все эти виды пособий,
относится Конвенция №102 1952 года о минимальных нормах социального
обеспечения и Конвенция №118 1962 года о равноправии в области социального
обеспечения. В Конвенции №102 предусматривается, что в случае её
ратификации государства должны обеспечить по крайней мере три из
перечисленных в ней девяти видов пособий[26].
Конвенция №118 предусматривает представление равных прав на социальное
обеспечение иностранцам и лицам без гражданства в полном объёме. Однако при
ратификации Конвенции государства могут оговорить распространение её только
на один или несколько видов социального обеспечения.
В большинстве стран мира Конституционное законодательство в области
социального обеспечения носит, как правило, общий характер и не
перечисляются все отдельные компоненты права на социальное обеспечение.
Размеры выплат различного рода пособий и пенсий колеблются от страны к
стране.
2.5. Право на достаточный уровень жизни.
Согласно ст.2 Пакта, любому человеку должны быть обеспечены
достаточное питание, одежда, жилище и его условия жизни должни непрерывно
улучшаться. Пакт, признавая «основное право каждого человека на свободц от
голода», обязывает государства индивидуально и в порядке международного
сотрудничества принять необходимые меры для наиболее эффективного освоения
и использования природных ресурсов и обеспечить справедливое распределение
мировых запасов продовольствия.
Обеспечение достаточного уровня жизни и постоянное улучшение являются
целью большинства международных соглашений, включая конвенции МОТ, которые
уже упоминались в связи с рассмотрением других экономических и социальных
прав.
В Конвенции МОТ №117 1962 года об основных целях и нормах социальной
политики указывается, что «при установлении прожиточного минимума
принимаются во внимание такие основные потребности семей работников, как
продукты питания, жилище, одежда, медицинское обслуживание и
образование»[27].
Эти же количественные характеристики следует принять во внимание и при
определении концепции достаточного уровня жизни. Однако, как уже
отмечалось, одни количественные данные без учёта таких факторов, как
реальная стоимость жизни, уровень социальных услуг и их распределения,
характер общественных отношений в обществе, не могут выявить действительный
уровень жизни в той или иной строне.
Я думаю, весьма широким понятием является право на непрерывное
улучшение условий жизни. Это право обеспечивается прежде всего отсутствием
безработицы и инфляции, ростом производства и реальной заработной платы,
улучшение социального обеспечения и т.д. Улучшение условий жизни зависит
главным образом от проведения государством соответствующей экономической
политики.
2.6. Право на охрану и помощь семье, матери и детям.
Право на охрану и помощь семье, матери и детям носит комплексный
характер и предусматривает разнообразные формы социальной поддержки семьи,
защиты материнства и детства, обеспечение семейных прав. В соответствии со
ст.10 Социального Пакта сюда включается представление охраны и помощи
семьям; специальные меры защиты материнства в течение разумного периода до
и после родов; особая охрана и помощь детям и подросткам; запрет применения
тетского труда, в случае, если это может повредить физическому или
нравственному здоровью ребёнка или его развитию. На государства возлагается
обязанность установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным
детским трудом запрещается и карается законом.
Отдельные аспекты принципа защиты сатеринства и детства, охраны прав
подростков конкретизируются в ряде конвенций МОТ. Конвенция МОТ №103 1962
года об охране материнства предусматривает предоставление женщинам в период
беременности отпуска не менее 12 недель, из которых по крайней мере 6
недель должно приходиться на послеродовой период. Запрещается увольнять
женщин в период отпуска по беременности и родам. Данная конвенция
распространяется на женщин, занятых в промышленности, на промышленных
работах, а также работающих в сельском хозяйстве[28].
В Конвенции № 117 1962 года об основных целях и нормах социальной
политики, а также в ряде других конвенций МОТ установлен минимальный
возраст для приёма на работу. За исключением сельского хозяйства, в котором
минимальный возраст приёма на работу равен 14 годам, общий такой срок
установлен в 15 лет. Конвенция МОТ №90 1948 года о ночном труде подростков
в промышленности запрещает использовать на ночных работах лиц моложе 18
лет. В 1973 году Международной Организацией Труда была принята новая
конвенция №138 о минимальном возрсте для приёма на работу. Общий такой
возраст установлен в 15 лет (для развивающихся стран – 14 лет). В ряде
отраслей производства минимальный возраст для приёма на работу,
установленный этой конвенцией, - 18 лет. Ряд конвенций МОТ специально
посвящены вопросам медицинского наблюдения за здоровьем молодёжи на местах
работы.
В Декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20
ноября 1959 года, специально предусмотрено, что «ребёнку законом и другими
правовыми средствами должна быть обеспечена специальная защита и
предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему
развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном
отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства.
При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее
обеспечение иньересов ребёнка»[29].
В 1989 году на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята
Конвенция о правах ребёнка. В этой крнвенции закреплены практически все
права детей, как экономические, так и политические. Государства-участники
признают право ребёнка на пользование услушами системы здравоохранения;
право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного,
духовного, нравственного и социального развития ребёнка; право пользования
благами социального обеспечения, включая социальное страхование; право на
образование; право ребёнка на отдых и досуг; право на защиту от
экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может
представлять опасность для его здоровья или служить препядствием в
получении им образования, и другие права.
Конституции многих стран мира возлагают функции охраны семьи на
государство. Важной формой помощи семье, матери и детям являются семейные
пособия, введённые после второй мировой войны и вводимые в нашей стране в
настоящее время.
2.7. Права относящиеся к профсоюзам.
Признание профсоюзных прав в международном масштабе произошло
значительно позже, чем на национальном уровне. Оно осуществлялось в ходе
формирования общей системы международного правового регулирования труда.
Основы этой системы были заложены в начале XX века.
Именно профсоюзные объединения в конце первой мировой войны явились
инициаторами постановки вопроса о международном признании и урегулировании
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12