Рефераты. Международная защита социально-экономических и культурных прав и свобод человека






последние годы всё большее значение приобретает международное

сотрудничество в сфере надлежащего поддердания качерства окружающей среды.

Послелствия некоторых форм воздействия на окружающую среду, как, например,

отдельные виды загрязнения атмосферы и международных рек, загрязнение

Мирового океана, носят глобальный характер и затрагивают интересы и

здоровье каждого человека, гда бы он не проживал.

Нужно сказать, что всемирные организации придают огромное значение

охране здоровья, так как забота о здоровье работников оказывает влияние и

на нолитико-экономическую жизнь всего общества.

2.4. Право на социальное обеспечение.

Важной гарантией укрепления соцмального положения индивида и

реализации основных прав и свобод выступает право каждого человека на

социальное обеспечение.

Право на социальное обеспечение закреплено в ст.9 Пакта об

экономических, социальных и культурных правах и сводится преимущественно к

обеспечению за счёт общества тех, кто нуждается в материальной помощи и

различного рода бесплатных услугах. Осуществление этого права является

необходимым условием для реализации других прав, сформированных в Пакте, а

именно: права на удовлетворительный жизненный уровень, права на охрану и

помощь семье, матерям и детям, права на наивысший достижимый уровень

физического и психического здоровья.

Во Всеобщей декларации прав человека весь этот комплекс прав

перечислен, по сути дела, в одной статье: «Каждый человек, - гласит статья

25 Декларации, - имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу,

одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который

необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи,

и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности,

вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к

существованию по не зависящим от него обстоятельствам».

Схематично изложенное в ст.9 Пакта право на социальное обеспечение,

включая социальное страхование, является предметом целого ряда

международных конвенций и рекомендаций, принятых МОТ.

Эти международные документы регулируют вопросы медицинского

обслуживания, денежных пособий по болезни, беременности и родам,

инвалидности, старости, в случае потери кормильца, получения

производственной травмы, по безработице, семейных пособий. К таким

документам всестороннего характера, охватывающим все эти виды пособий,

относится Конвенция №102 1952 года о минимальных нормах социального

обеспечения и Конвенция №118 1962 года о равноправии в области социального

обеспечения. В Конвенции №102 предусматривается, что в случае её

ратификации государства должны обеспечить по крайней мере три из

перечисленных в ней девяти видов пособий[26].

Конвенция №118 предусматривает представление равных прав на социальное

обеспечение иностранцам и лицам без гражданства в полном объёме. Однако при

ратификации Конвенции государства могут оговорить распространение её только

на один или несколько видов социального обеспечения.

В большинстве стран мира Конституционное законодательство в области

социального обеспечения носит, как правило, общий характер и не

перечисляются все отдельные компоненты права на социальное обеспечение.

Размеры выплат различного рода пособий и пенсий колеблются от страны к

стране.

2.5. Право на достаточный уровень жизни.

Согласно ст.2 Пакта, любому человеку должны быть обеспечены

достаточное питание, одежда, жилище и его условия жизни должни непрерывно

улучшаться. Пакт, признавая «основное право каждого человека на свободц от

голода», обязывает государства индивидуально и в порядке международного

сотрудничества принять необходимые меры для наиболее эффективного освоения

и использования природных ресурсов и обеспечить справедливое распределение

мировых запасов продовольствия.

Обеспечение достаточного уровня жизни и постоянное улучшение являются

целью большинства международных соглашений, включая конвенции МОТ, которые

уже упоминались в связи с рассмотрением других экономических и социальных

прав.

В Конвенции МОТ №117 1962 года об основных целях и нормах социальной

политики указывается, что «при установлении прожиточного минимума

принимаются во внимание такие основные потребности семей работников, как

продукты питания, жилище, одежда, медицинское обслуживание и

образование»[27].

Эти же количественные характеристики следует принять во внимание и при

определении концепции достаточного уровня жизни. Однако, как уже

отмечалось, одни количественные данные без учёта таких факторов, как

реальная стоимость жизни, уровень социальных услуг и их распределения,

характер общественных отношений в обществе, не могут выявить действительный

уровень жизни в той или иной строне.

Я думаю, весьма широким понятием является право на непрерывное

улучшение условий жизни. Это право обеспечивается прежде всего отсутствием

безработицы и инфляции, ростом производства и реальной заработной платы,

улучшение социального обеспечения и т.д. Улучшение условий жизни зависит

главным образом от проведения государством соответствующей экономической

политики.

2.6. Право на охрану и помощь семье, матери и детям.

Право на охрану и помощь семье, матери и детям носит комплексный

характер и предусматривает разнообразные формы социальной поддержки семьи,

защиты материнства и детства, обеспечение семейных прав. В соответствии со

ст.10 Социального Пакта сюда включается представление охраны и помощи

семьям; специальные меры защиты материнства в течение разумного периода до

и после родов; особая охрана и помощь детям и подросткам; запрет применения

тетского труда, в случае, если это может повредить физическому или

нравственному здоровью ребёнка или его развитию. На государства возлагается

обязанность установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным

детским трудом запрещается и карается законом.

Отдельные аспекты принципа защиты сатеринства и детства, охраны прав

подростков конкретизируются в ряде конвенций МОТ. Конвенция МОТ №103 1962

года об охране материнства предусматривает предоставление женщинам в период

беременности отпуска не менее 12 недель, из которых по крайней мере 6

недель должно приходиться на послеродовой период. Запрещается увольнять

женщин в период отпуска по беременности и родам. Данная конвенция

распространяется на женщин, занятых в промышленности, на промышленных

работах, а также работающих в сельском хозяйстве[28].

В Конвенции № 117 1962 года об основных целях и нормах социальной

политики, а также в ряде других конвенций МОТ установлен минимальный

возраст для приёма на работу. За исключением сельского хозяйства, в котором

минимальный возраст приёма на работу равен 14 годам, общий такой срок

установлен в 15 лет. Конвенция МОТ №90 1948 года о ночном труде подростков

в промышленности запрещает использовать на ночных работах лиц моложе 18

лет. В 1973 году Международной Организацией Труда была принята новая

конвенция №138 о минимальном возрсте для приёма на работу. Общий такой

возраст установлен в 15 лет (для развивающихся стран – 14 лет). В ряде

отраслей производства минимальный возраст для приёма на работу,

установленный этой конвенцией, - 18 лет. Ряд конвенций МОТ специально

посвящены вопросам медицинского наблюдения за здоровьем молодёжи на местах

работы.

В Декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20

ноября 1959 года, специально предусмотрено, что «ребёнку законом и другими

правовыми средствами должна быть обеспечена специальная защита и

предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему

развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном

отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее

обеспечение иньересов ребёнка»[29].

В 1989 году на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята

Конвенция о правах ребёнка. В этой крнвенции закреплены практически все

права детей, как экономические, так и политические. Государства-участники

признают право ребёнка на пользование услушами системы здравоохранения;

право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного,

духовного, нравственного и социального развития ребёнка; право пользования

благами социального обеспечения, включая социальное страхование; право на

образование; право ребёнка на отдых и досуг; право на защиту от

экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может

представлять опасность для его здоровья или служить препядствием в

получении им образования, и другие права.

Конституции многих стран мира возлагают функции охраны семьи на

государство. Важной формой помощи семье, матери и детям являются семейные

пособия, введённые после второй мировой войны и вводимые в нашей стране в

настоящее время.

2.7. Права относящиеся к профсоюзам.

Признание профсоюзных прав в международном масштабе произошло

значительно позже, чем на национальном уровне. Оно осуществлялось в ходе

формирования общей системы международного правового регулирования труда.

Основы этой системы были заложены в начале XX века.

Именно профсоюзные объединения в конце первой мировой войны явились

инициаторами постановки вопроса о международном признании и урегулировании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.