Рефераты. Международная защита социально-экономических и культурных прав и свобод человека






экономических, социальных и культурных прав, указывалось, что для большей

части населения мира, в том числе в государствах с системой рыночной

экономики, практическая реализация права зарабатывать на жизнь трудовой

деятельностью, которую любой человек свободно выбирает или на которую

свободно соглашается, не является реальностью.

Проблемы получения квалифицированной работы, реализации свободы выбора

места работы и принципа равной оплаты за равный труд характерны, в

частности, для рабочих-мигрантов. Конвенция МОТ №97 от 1947 года о

трудящихся-мигрантах специально предусматривает, что иностранные рабочие

должны пользоваться не менее благоприятными условиями, чем собственные

граждане, в отношении приёма на работу, профессионального обучения, участия

в прфсоюзах и т.д.

Например, статья 6 конвенции МОТ №97 гласит: «Каждый член Организации,

для которого настоящая конвенция находится в силе, обязуется предоставлять,

без дискриминации по признаку национальности, религии, пола, иммигрантам,

законно пребывающим на территории, условия не менее благоприятные, чем те,

которыми пользуются его собственные граждане в отношении нижеследующих

вопросов:

А/ поскольку такие вопросы регламентируются законодательством или

подлежат контролю административных органов;

1. заработная плата, включая семейные пособия в тех случаях, когда эти

пособия составляют часть заработной платы; рабочее время; сверхурочные

работы; оплачиваемые отпуска; ограничение надомного труда; возраст принятия

на работу; ученичество и профессиональное обучение; женский труд и труд

подростков;

2. принадлежность к профессиональным союзам и пользование

преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами;

3. жилищный вопрос;

Б/ социальное обеспечение (под которым подразумевается постановления

закона в отношении: несчастных случаев на производстве, охраны материнства,

болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы и семейных

обязанностей, а также всех прочих случаев, которые согласно

законодательства страны охватываются системой социального обеспечения) при

соблюдении следующих условий:

1. могут существовать особые соглашения для сохранения уже

приобретённых прав или прав, находящихся в процессе приобретения;

2. законодательство страны иммиграции может предписывать особые

положения относительно пособий, покрываемых полностью из общественных

фондов, выплачиваемых лицам, не отвечающим условиям, необходимым для

получения нормальной пенсии;

В/ налоги, сборы или взносы, уплачиваемые за трудящегося;

Г/ судопроизводство по вопросам, упомянутым в Конвенции.[17]

Свобода труда охватывает и право каждого лица на справедливые и

благоприятные условия работы. Это право, согласно ст.7 Пакта об

экономических социальных и культурных правах, включает:

А. Вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем работающим

справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной

ценности без какого бы то ни было различия, причём, в частности, женщинам

должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются

мужчины с равной оплатой за равный труд, а также удовлетворительное

осуществление для них самих и их семей в соответствии с постановлениями

настоящего Пакта;

Б. условия работы, отвечающие требованияи безопасности и гигиены;

В. одинаковую для всех возможность продвижения в работе на

соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового

стажа и квалификации;

Г. отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый

периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Наличие работы и гарантии занятости должны дополняться в соответствии

с Социальным Пактом обеспечением справедливых и благоприятных условий

труда.

Значительное число конвенций по конкретным аспектам права каждого на

справедливые и благоприятные условия труда было принято МОТ. В Конвенции

№26 и в рекомендации №30 1928 года о процедуре установления минимальной

заработной платы обращается внимание на необходимость установления

минимальной зарплаты в тех отраслях промышленности и торговли, где имелась

наиболее явная необходимость в гарантированном минимуме, ниже которого не

должны опускаться заработки. Эти же вопросы применительно к сельскому

хозяйству и его сложным отраслям регулируются в Конвенции МОТ №99 о

процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве и

его смежных отраслях регулируются в Конвенции МОТ №99 1951 года о процедуре

установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве и в

соответствующей рекомендации №89.

В этих документах МОТ не предусматривается установление какой-либо

определённой заработной платы. Рекомендации №30 и №89 устанавливают лишь

критерии для определения минимальных ставок заработной платы. Согласно

рекомендации №89, они должны устанавливаться с учётом таких факторов, как

стоимость жизни, разумная и справедливая стоимость оказываемых услуг,

заработная плата, предусматриваемая в сельскохозяйственных коллективных

договорах за аналогичный или сопоставимый вид труда, и общий уровень

заработной платы за качественно сопоставимый вид труда в иных имеющихся в

данном районе отраслях деятельности, в которых работники достаточно хорошо

организованы»[18].

Критерии определения минимальных ставок заработной платы перечисляются

и в Конвенции №131 1970 года об установлении минимальной заработной платы с

особым учётом развивающихся стран.

Ряд конвенций МОТ регулирует вопросы «равного вознаграждения за труд

равной ценности». Так, уже упоминавшаяся Конвенция №111 о дискриминации в

области труда и занятий, запрещает дискримирацию по признакам расы, пола,

политических убеждений или социальной принадлежности.

Принцип равного вознаграждения для мужчин и женщин за равноценую

работу установлен в Конвенции №100 1951 года о равном вознаграждении мужчин

и женщин за труд равной ценности[19]. Так в статье 2 говорится: «Каждый

член Организации при помощи средств, соответствующих действующим методам

установления ставок вознаграждения, поощряет и в той мере, в какой это

совместимо с указанными методами, обеспечивает применение в отношении всех

трудящихся принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной

ценности. Этот принцип может применяться путём:

а) либо национального законодательства;

б) либо системы определения вознаграждения, установленной или

признанной законодательством;

в) либо коллективных договоров между предпринимателями и работниками;

г) либо сочетания этих различных споров».

В этой же конвенции даётся понятие термину «вознаграждение». Термин

«вознаграждение» включает в себя обычную или минимальную заработную плату

или обычное, основное или минимальное жалование и всякое другое

вознаграждение, представляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре

предпринимателем работнику в силу выполнения последним какой-либо работы.

Значительное число конвенций МОТ регулирует вопросы безопасности и

гигиены труда. Наиболее общие международные стандарты и критерии,

действующие в данной сфере, устанавливаются Конвенцией 1981 года о

безопасности и гигиене труда.

Ряд конвенций МОТ посвящён вопросам рабочего времени и оплачиваемых

отпусков. В первую очередь здест предусматриваются меры к разумному

ограничению рабочего времени. В рекомендации МОТ №116 о сокращении

продолжительности рабочего времени, устанавливается максимальный предел –

48 рабочих часов в неделю и предлагается каждому государству-члену МОТ

выработать и проводить в жизнь политику постепенного сокращения рабочего

времени до 40 часов в неделю. В Конвенции №47 о сокращении рабочего времени

до 40 часов в неделю содержится специальная оговорка, что введение 40-

часовой рабочей недели не должно влечь за собой понижение уровня жизни

трудящихся. Среди установленных МОТ стандартов в области условий труда

важное место занимают конвенции по проблемам гарантий еженедельного отдыха

и ежегодных оплачиваемых отпусков (например, Конвенция №14 о еженедельном

отдыхе в промышленности, Конвенция №106 о еженедельном отдыхе в торговле и

учреждениях, пересмотренная Конвенция №132 об оплачиваемых отпусках и др.).

Право на труд и свободный выбор работы предполагает также запрет

принудительного труда. Конвенция МОТ №29 о принудительном или обязательном

труде определяет принудительный труд как всякую работу, для которой это

лицо не предложило добровольно своих услуг. В соответствии с

общепризнанными международными стандартами принудительным трудом не

считается служба в армии, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, а

также работа на основании вступившего в силу приговора суда.

2.2. Право на отдых.

Право на отдых – неотъемлемое право каждого человека. Важным условием

является осуществление этого права для стабильного и поступательного

развития всего человечества. От того, насколько реально и эффективно

осуществляется это право в стране, зависит экономическая, а зачастую и

политическая обстановка.

Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года

говорится: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на

разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск».

Это положение нашло своё развитие в международном пакте об экономических,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.