Рефераты. Международная защита социально-экономических и культурных прав и свобод человека






достигнуть лишь путём принятия соответствующего закона. Он должен

предусматривать объявление распространения рассовых идей преступлением и

устанавливать конкретную уголовную ответственность за участие в рассистских

организациях.

Среди российских учёных нет единого мнения по поводу необходимости

трансформации межгосударственных норм во внутригосударственное право. Одни

учёные считают трансформацию излишней, другие – необходимой во всех

случаях[37]. В действительности, этот процесс значительно сложнее и

необходимость трансформации того или иного международного договора или

только части его зависит от многих факторов.

Специфика многих международных норм, регулирующих основные права и

свобода человека, сотоит в том, что для их реализации и практического

претворения в жизнь недостаточно лишь формально согласовать позиции

государств и даже закрепить определённый комплекс прав в их

законодательстве. Практическая ценность такого законодательного закрепления

основных прав и свобод означает лишь возможность пользоваться этими

правами. Но только при наличии определённых условий такая возможность может

превратиться в действительность. Например, за право на достаточный

жизненный уровень и непрерывное улучшение условий жизни, закреплённое в

Пакта об экономических, социальных и культурных правах, выступают на словах

практически все страны. Однако обеспечивается это право не исключительно

законодательными положениями, а главным образом экономической политикой

государства. Недостаточный уровень экономического развития и нехватка

средств также препятствуют осуществлению как этого права, так и многих

социально-экономических прав. Поэтому многие страны, в особенности

развивающиеся, вынуждены устанавливать приоритеты в представлении и

обеспечении тех или иных прав. Однако и высокий экономический уровень, и

развитая правовая система не являются гарантией соблюдения прав человека.

Для этого, как уже отмечалось, необходима прежде всего соответствующая

социально-экономическая политика государства.

Конституция Российской Федерации 1993 года, провозгласившая

практически весь коиплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей

декларации и Пактах, имеет в этом отношении лишь одно исключение. В

Основном законе страны не закреплено право каждого на достаточный жизненный

уровень (включая достаточное питание, одежду и жилище), провозглашённое в

ст.11 Пакта об экономических, сочиальных и культурных правах. Однако это

право в значительной степени вытекает из положений Конституции, закрепивших

такие права, как право на вознаграждение за труд не ниже установленного

федеральным законом минимального размера оплаты труда и право на защиту от

безработицы (ст.37), право на жилище (ст.40) и др. Более того, Конституция

признаёт права и свободы в соответствии не только с Основным законом, но и

с общепризнанными принципами и нормами международного права. Поэтому Россия

должна соблюдать все права и свободы, закреплённые во Всеобщей декларации и

Пактах о правах человека.

В условиях, когда Россия и другие страны бывшего СССР переходят к

рынку, который сопровождается приватизацией и деноминацией, предпринимаются

попытки переложить на частный сектор основное бремя по осуществлению

социальных и экономических прав. Зачастую даже ставится вопрос о том,

должно ли государство брать на себя защиту социально-экономических и

культурных прав и гарантировать их обеспечение. В связи с этим следует

особо отметить, что ни одно государство не имеет права отказаться отвзятых

на себя обязательств по обеспечению основных социально-экономических и

культурных прав своих граждан и переложить эти обязанности на частный

сектор.

Если реализация гражданских и политических прав требует конкретных

действий в основном от каждого индивида в отдельности, то социально-

экономические права могут быть осуществлены главным образом путём

проведения государством определённой и целенаправленной политики. Однако

это возможно, как правили, в демократических странах, где народ

контролирует процесс управления и участвует в нём. Поэтому единственно

приемлемым для России является такой общественный строй, который сочетает

рыночную экономику и либеральную демократию с широкой гарантированностью

основных социально-экономических и культурных прав.

Представляется, что позиции различных государств мира в вопросе о

соотношении международного и внутригосударственного права не отличаются

однообразием. Однако не всегда корректно спорить о примате международного и

внутригосударственного права. В международных отношениях примат

безраздельно принадлежит международному праву, и ни одно государство мира

не может строить нормальные цивилизованные отношения на международной арене

только на основе своего внутреннего права.

Что же касается соотношения международного и внутригосударственного

права того или иного государства, то этот вопрос решается иначе. Здесь

многое, но не всё зависит от позиции государства[38]. Каждое государство,

естественно, само принимает решение о ратификации определённых

международных договоров и тем самым ьерёт на себя конкретные международные

обязательства, от выполнения которых оно не имеет права отказаться.

В то же время всё большее число принципов и норм международного права

принимает характер «jus cogens», т.е. обязательных для всех государств.

Такие нормы содержатся, например, в Уставе ООН или во Всеобщей декларации

прав человека. Они обязательны для всех, в том числе и государств, не

являющихся членами Организации Объединённых Наций. Примат таких норм над

законами государства не зависит от его позиции. Более того, современное

международное право объявляет массовые нарушения многих прав и свобод

человека международными преступлениями. Лица, виновные в таких

преступланиях, независимо от норм внутреннего права, несут уголовную

ответственность.

Несмотря на различие позиций государств в вопросе о соотношении

международного и внутригосударственного права, международное право

постепенно становится универсальным, а его принципы и нормы –

обязательнымидля всех государств-участников международного сообщества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ рассмотренных вопросов показывает, что сотрудничество

государств в области защиты социально-экономических и культурных прав и

свобод человека имеет солидную юридическую базу, включающую комплекс

соглашений, разработанных как на универсальном, так и на региональном

уровнях. В рамках ООН сложился механизм контроля за соблюдением социально-

экономических прав, ведущее место в котором принадлежит созданному в 1986

году при экономическом и социальном совете ООН Комитету по экономическим,

социальным и культурным правам.

Однако, в рассматриваемой области имеется ряд проблем, к которым, в

частности, относится:

Во-первых, невысокая степень участия государств в защите социально-

экономических и культурных прав человека. Так, например, участниками Пакта

об экономических, социальных и культурных правах являются всего 92

государства, конвенция о защите заработной платы - 88; конвенции о борьбе с

дискриминацией в области образования - 77; конвенции о минимальном возрасте

для приема на работу - 37 государств.

Во-вторых, несовершенный механизм контроля за соблюдением социально-

экономических и культурных прав и свобод человека. В частности, этот

механизм не предусматривает возможности индивидуальных обращений физических

лиц в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. В то же

время, в области гражданских и политических прав такая возможность

предусмотрена в соответствии с факультативным протоколом к Пакту о

гражданских и политических правах, сложившееся положение, исходя из идеи о

взаимозависимости и неразрывном единстве всего комплекса прав человека,

является аномальным.

В-третьих, отсутствие специальных международных соглашений,

направленных на защиту прав такой наиболее уязвимой группы населения, как

душевнобольные, недостаточная регламентация инвалидов.

Успешному решению этих проблем могли бы способствовать следующие меры:

активизация деятельности ООН по осуществлению линии на универсализацию

международных соглашений в области защиты прав человека; разработка и

принятие дополнительного протокола к Пакту об экономических, социальных и

культурных правах, предусматривающего возможность индивидуальных обращений

физических лиц в комитет по экономическим, социальным и культурным правам;

разработка конвенций по вопросам защиты прав душевнобольных и инвалидов.

Изучение вопроса о международном сотрудничестве России в области защиты

прав человека, позволяет сделать вывод о том, что негативное влияние на

развитие этого сотрудничества оказала имевшая место в практике нашего

государства конвенция о безусловном примате внутригосударственного права

над международным. Принимая на себя международные обязательства в области

прав человека, наша страна (бывший СССР) не трансформировала их в целом

ряде случаев во внутреннее законодательство. При ратификации конвенций

часто делались заявления о том, что принятие конвенции не потребует

внесения во внутреннее законодательство, которое считалось совершенным.

Конституция СССР разрабатывалась без учета международного права и

международных обязательств страны. Идеологический, конфронтальный подход

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.