достигнуть лишь путём принятия соответствующего закона. Он должен
предусматривать объявление распространения рассовых идей преступлением и
устанавливать конкретную уголовную ответственность за участие в рассистских
организациях.
Среди российских учёных нет единого мнения по поводу необходимости
трансформации межгосударственных норм во внутригосударственное право. Одни
учёные считают трансформацию излишней, другие – необходимой во всех
случаях[37]. В действительности, этот процесс значительно сложнее и
необходимость трансформации того или иного международного договора или
только части его зависит от многих факторов.
Специфика многих международных норм, регулирующих основные права и
свобода человека, сотоит в том, что для их реализации и практического
претворения в жизнь недостаточно лишь формально согласовать позиции
государств и даже закрепить определённый комплекс прав в их
законодательстве. Практическая ценность такого законодательного закрепления
основных прав и свобод означает лишь возможность пользоваться этими
правами. Но только при наличии определённых условий такая возможность может
превратиться в действительность. Например, за право на достаточный
жизненный уровень и непрерывное улучшение условий жизни, закреплённое в
Пакта об экономических, социальных и культурных правах, выступают на словах
практически все страны. Однако обеспечивается это право не исключительно
законодательными положениями, а главным образом экономической политикой
государства. Недостаточный уровень экономического развития и нехватка
средств также препятствуют осуществлению как этого права, так и многих
социально-экономических прав. Поэтому многие страны, в особенности
развивающиеся, вынуждены устанавливать приоритеты в представлении и
обеспечении тех или иных прав. Однако и высокий экономический уровень, и
развитая правовая система не являются гарантией соблюдения прав человека.
Для этого, как уже отмечалось, необходима прежде всего соответствующая
социально-экономическая политика государства.
Конституция Российской Федерации 1993 года, провозгласившая
практически весь коиплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей
декларации и Пактах, имеет в этом отношении лишь одно исключение. В
Основном законе страны не закреплено право каждого на достаточный жизненный
уровень (включая достаточное питание, одежду и жилище), провозглашённое в
ст.11 Пакта об экономических, сочиальных и культурных правах. Однако это
право в значительной степени вытекает из положений Конституции, закрепивших
такие права, как право на вознаграждение за труд не ниже установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда и право на защиту от
безработицы (ст.37), право на жилище (ст.40) и др. Более того, Конституция
признаёт права и свободы в соответствии не только с Основным законом, но и
с общепризнанными принципами и нормами международного права. Поэтому Россия
должна соблюдать все права и свободы, закреплённые во Всеобщей декларации и
Пактах о правах человека.
В условиях, когда Россия и другие страны бывшего СССР переходят к
рынку, который сопровождается приватизацией и деноминацией, предпринимаются
попытки переложить на частный сектор основное бремя по осуществлению
социальных и экономических прав. Зачастую даже ставится вопрос о том,
должно ли государство брать на себя защиту социально-экономических и
культурных прав и гарантировать их обеспечение. В связи с этим следует
особо отметить, что ни одно государство не имеет права отказаться отвзятых
на себя обязательств по обеспечению основных социально-экономических и
культурных прав своих граждан и переложить эти обязанности на частный
сектор.
Если реализация гражданских и политических прав требует конкретных
действий в основном от каждого индивида в отдельности, то социально-
экономические права могут быть осуществлены главным образом путём
проведения государством определённой и целенаправленной политики. Однако
это возможно, как правили, в демократических странах, где народ
контролирует процесс управления и участвует в нём. Поэтому единственно
приемлемым для России является такой общественный строй, который сочетает
рыночную экономику и либеральную демократию с широкой гарантированностью
основных социально-экономических и культурных прав.
Представляется, что позиции различных государств мира в вопросе о
соотношении международного и внутригосударственного права не отличаются
однообразием. Однако не всегда корректно спорить о примате международного и
внутригосударственного права. В международных отношениях примат
безраздельно принадлежит международному праву, и ни одно государство мира
не может строить нормальные цивилизованные отношения на международной арене
только на основе своего внутреннего права.
Что же касается соотношения международного и внутригосударственного
права того или иного государства, то этот вопрос решается иначе. Здесь
многое, но не всё зависит от позиции государства[38]. Каждое государство,
естественно, само принимает решение о ратификации определённых
международных договоров и тем самым ьерёт на себя конкретные международные
обязательства, от выполнения которых оно не имеет права отказаться.
В то же время всё большее число принципов и норм международного права
принимает характер «jus cogens», т.е. обязательных для всех государств.
Такие нормы содержатся, например, в Уставе ООН или во Всеобщей декларации
прав человека. Они обязательны для всех, в том числе и государств, не
являющихся членами Организации Объединённых Наций. Примат таких норм над
законами государства не зависит от его позиции. Более того, современное
международное право объявляет массовые нарушения многих прав и свобод
человека международными преступлениями. Лица, виновные в таких
преступланиях, независимо от норм внутреннего права, несут уголовную
ответственность.
Несмотря на различие позиций государств в вопросе о соотношении
международного и внутригосударственного права, международное право
постепенно становится универсальным, а его принципы и нормы –
обязательнымидля всех государств-участников международного сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ рассмотренных вопросов показывает, что сотрудничество
государств в области защиты социально-экономических и культурных прав и
свобод человека имеет солидную юридическую базу, включающую комплекс
соглашений, разработанных как на универсальном, так и на региональном
уровнях. В рамках ООН сложился механизм контроля за соблюдением социально-
экономических прав, ведущее место в котором принадлежит созданному в 1986
году при экономическом и социальном совете ООН Комитету по экономическим,
социальным и культурным правам.
Однако, в рассматриваемой области имеется ряд проблем, к которым, в
частности, относится:
Во-первых, невысокая степень участия государств в защите социально-
экономических и культурных прав человека. Так, например, участниками Пакта
об экономических, социальных и культурных правах являются всего 92
государства, конвенция о защите заработной платы - 88; конвенции о борьбе с
дискриминацией в области образования - 77; конвенции о минимальном возрасте
для приема на работу - 37 государств.
Во-вторых, несовершенный механизм контроля за соблюдением социально-
экономических и культурных прав и свобод человека. В частности, этот
механизм не предусматривает возможности индивидуальных обращений физических
лиц в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. В то же
время, в области гражданских и политических прав такая возможность
предусмотрена в соответствии с факультативным протоколом к Пакту о
гражданских и политических правах, сложившееся положение, исходя из идеи о
взаимозависимости и неразрывном единстве всего комплекса прав человека,
является аномальным.
В-третьих, отсутствие специальных международных соглашений,
направленных на защиту прав такой наиболее уязвимой группы населения, как
душевнобольные, недостаточная регламентация инвалидов.
Успешному решению этих проблем могли бы способствовать следующие меры:
активизация деятельности ООН по осуществлению линии на универсализацию
международных соглашений в области защиты прав человека; разработка и
принятие дополнительного протокола к Пакту об экономических, социальных и
культурных правах, предусматривающего возможность индивидуальных обращений
физических лиц в комитет по экономическим, социальным и культурным правам;
разработка конвенций по вопросам защиты прав душевнобольных и инвалидов.
Изучение вопроса о международном сотрудничестве России в области защиты
прав человека, позволяет сделать вывод о том, что негативное влияние на
развитие этого сотрудничества оказала имевшая место в практике нашего
государства конвенция о безусловном примате внутригосударственного права
над международным. Принимая на себя международные обязательства в области
прав человека, наша страна (бывший СССР) не трансформировала их в целом
ряде случаев во внутреннее законодательство. При ратификации конвенций
часто делались заявления о том, что принятие конвенции не потребует
внесения во внутреннее законодательство, которое считалось совершенным.
Конституция СССР разрабатывалась без учета международного права и
международных обязательств страны. Идеологический, конфронтальный подход
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12