Рефераты. Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики






p> Единая система информации себя полностью оправдает лишь в том случае, когда данные будут оперативными. Исследование полезности статистической информации, рациональности ее информационного потока - депо многосложное: постоянно уточняются взаимосвязи экономических процессов и явлений, иногда меняются традиционные представления о связях между хозяйственными показателями; осуществляется их критическая переоценка. Однако ясно одно: без хорошо отлаженной системы получения, обработки, использования объективной и качественной статистической информации не может существовать ни одна предпринимательская структура, ни одно государство. Статистика для них является разведывательной системой, позволяющей выжить в этом нестабильном, постоянно изменяющемся мире. В перспективе эта роль будет еще больше усиливаться, что потребует усиления внимания, как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов к ее функционированию и совершенствованию на новой технологической и организационной основе с учетом требований мирового рынка и геоэкономического пространства. Только подобный подход позволит не только усилить системность получаемых данных, но и даст возможность принимать более обоснованные решения в менеджменте
[6].

2.4 Совершенствование региональной структуры государственных органов статистики

Существующая в странах СНГ территориальная структура национальных статистических служб досталась в наследство от бывшего Советского Союза и отражала потребности централизованного планирования в условиях применения метода сплошного статистического наблюдения. Она неоднократно менялась в процессе совершенствования структуры государственного управления и полностью отражала административно-территориальное деление страны,

В развитых странах официальная статистика стала необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая правительство, экономические круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. Такая роль официальной статистики закреплена в составе первого из десяти принципов официальной статистики в специальном документе Статистической комиссия ООН, принятом единогласно на специальной сессии 11-15 апреля 1994 года. Высокая значимость статистики соответствует переживаемому в настоящее время переходу человеческой цивилизации от индустриальной экономики к экономике информационной, в которой основным потребляемым ресурсом становится информация.

В странах переходного периода реформирование официальной статистики также сопровождается повышением ее роли в информационном обеспечении потребностей общества, что наряду с другими внешними и внутренними факторами приводят к соответствующим институциональным преобразованиям в системе органов государственной статистики, в том числе их структуры на территориальном уровне.

В Казахстане на начало 1992 года в двадцати территориальных органах статистики - областных (Алматинского городского) управлениях по статистике и анализу - численность руководящих работников и специалистов, занятых экономической работой составляла 2896 человек. Кроме того, аппарат управления территориальных органов статистики составлял 884 единицы.
Районные отделы статистики (райстаты) имели статус самостоятельного юридического лица, а начальник райстата входил в общий лимит численности аппарата управления территориальных органов статистики.

В 1995 году происходит коренная реорганизация структуры государственной статистики. Аппарат управления территориальных органов статистики уменьшается с 752 до 513 единиц за счет сокращения численности аппарата управления райстатов. Последние за небольшим исключением теряют статус самостоятельного юридического лица, а их начальники становятся начальниками местных отделов областных управлений статистики. За счет части сокращаемой численности аппарата управления на уровне районов численность
Государственного комитета по статистике и анализу увеличивается (до 278 единиц), а его Головной вычислительный центр упраздняется.

Практика показала, что эта реорганизация системы государственной статистики была ошибкой. В результате ее на районном уровне был потерян аппарат управления в ранге государственных служащих, что усилило нагрузку на областной уровень. На республиканском уровне центральный аппарат начал выполнять несвойственные для государственных органов функции, что приводило к ухудшению качества работы по координации статистической деятельности в стране, организации работ по совершенствованию государственной статистики и анализу данных о социально-экономическом развитии республики. Последующие сокращения центрального аппарата Госкомстата привели к необходимости уже через два года заново образовать Информационно-вычислительный центр.

На начало 1999 года численность сотрудников территориальных органов статистики (в четырнадцати областях и городах Алматы и Астана) составила соответственно 1882 руководящих работников и специалистов по обработке данных и 371 единица государственных служащих, а на 1 апреля после сокращения расходов из республиканского бюджета - 1406 и 371 единица.

Средняя численность персонала областных (городов Астана и Алматы) управлений статистики в это время составляла 125 единиц (вместе с младшим обслуживающим персоналом).

В их числе 23 единицы являлись государственными служащими, занимающимся организацией статистической деятельности в регионе, анализом статистических данных и обеспечением их доступности для пользователей.
Примерно 6 единиц относились к функциональному персоналу (отдел кадров, бухгалтерия, канцелярия, архив). 70 человек было занято сбором и обработкой данных, в том числе 24 являлись регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств. 10 единиц персонала представляли программистов, инженеров- электронщиков и операторов и 14 единиц составлял младший обслуживающий персонал (технички, вахтеры, рабочие, водители).

Часть персонала областного органа статистики была размещена в районных центрах и городах областного подчинения - в среднем по 36 единиц, в том числе 33 единицы заняты непосредственно сбором статистической информации (включая регистраторов цен и интервьюеров домашних хозяйств). В среднем на один район и город областного подчинения приходилось по 2,7 единицы персонала областных органов статистики (половина из которых были регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств).

В целом численность персонала территориальных органов статистики снизилась в 1999 году до крайне низкого предела, что привело к отмене выполнения ряда статистических работ, переходу по части из них от месячных к квартальным наблюдениям, а также к сокращению круга обследуемых единиц статистического наблюдения.

В 1999 году в связи с внесением изменений в Закон Республики
Казахстан «О бюджетной системе», а также принятием Закона «О республиканском бюджете на 1999 год» и постановления Правительства от 25 декабря 1998 года № 1335 «Вопросы учреждений - администраторов программ, финансируемых из республиканского бюджете» была проведена реорганизация государственных органов и подведомственных им организаций.

В соответствии с постановлением Правительства от 15 мая 1999 года
№577 областные (городов Астаны и Алматы) управления статистики были реорганизованы путем разделения на два государственных учреждения. Целью реорганизации было отделение от государственного органа, осуществляющего управленческие и контрольно-надзорные функции, других, несвойственных государственному органу, функций.

Первое из этих учреждений - управление статистики соответствующего региона - является государственным органом (в количестве от 20 до 26 единиц в регионе, всего 371 единица), осуществляющим организацию статистической деятельности в регионе, внедрение новых методов статистического наблюдения, организацию расчетов региональных статистических показателей и обеспечение доступности статистических данных пользователям.

Второе учреждение (в количестве от 60 до 158 единиц, всего 1563 единицы) с районными подразделениями - информационно-статистический центр
(ИСЦ) соответствующего региона - не является государственным органом и его основной функцией является сбор, обработка статистических данных и их представление управлению статистики региона и республиканскому государственному предприятию «Информационно-вычислительный центр» Агентства
Республики Казахстан по статистике.

Позднее в соответствии с постановлением Правительства Республики
Казахстан от 1 июля 1999 года № 910 в целях обеспечения технического и технологического функционирования единой информационно-вычислительной системы статистических органов страны во всех регионах созданы дочерние государственные предприятия (ДГП) Информационно-вычислительного центра
(ИВЦ) Агентства Республики Казахстан по статистике на правах юридического лица.

В том же году постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 1999 года № 479 помимо Информационно-вычислительного центра создано еще одно Республиканское государственное предприятие «Казстатинформ», подведомственное Агентству по статистике, с возможностью создания филиалов без образования юридического лица в областных центрах и городах Астана и
Алматы. Основной задачей данного предприятия является распространение статистических данных разным группам пользователей.

Таким образом, общая структура системы Агентства Республики
Казахстан, даже не считая входящего в нее Алматинского института экономики и статистики с девятью филиалами в областях, стала представлять достаточно сложную систему. В целях обеспечения скоординированной работы на региональном уровне в положении об управлении статистики региона было записано, что оно обеспечивает организацию деятельности других региональных статистических служб, в том числе являющихся территориальными подразделениями республиканских статистических служб (ИВЦ и Казстатинформа)
(рисунок 2)

управление

статистики региона

ИСЦ региона ДГП ИВЦ филиал

«Казстатинформа»

Рисунок 2 – Общая структура системы Агентства Республики Казахстан

В 2000 году в условиях, когда большая часть средств, отвлекаемая ранее на проведение Переписи населения 1999 года, была направлена на восстановление текущих статистических наблюдений по Плану статистических работ, лимит численности работников, занятых сбором и обработкой статистических данных (ИСЦ регионов), увеличился до 2750 единиц. Однако в условиях довольно низкого норматива затрат на одну единицу (всего 200 тыс. тенге в год) реальная численность ИСЦ регионов примерно на 25 процентов ниже лимита.

Территориальная структура национальной статистической организации, доставшаяся Казахстану в наследство от бывшего Советского Союза, имела ряд недостатков:

- предполагала поэтапную обработку статистических данных с получением сводов на каждом уровне (районе, области, страны в целом). Это не позволяло контролировать правильность агрегации данных на предыдущем уровне, а также проводить необходимые дорасчеты на полноту охвата. В настоящее время, в связи с внедрением новых методов и технологий сбора и обработки данных, этот недостаток на районном уровне практически снят;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.