Рефераты. Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики






p> В отличие от ошибок регистрации ошибки репрезентативности характерны только для не сплошного обследования. Они возникают потому, что отобранная и обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит
(репрезентирует) всю исходную совокупность в целом.

Отклонение значения показателя обследованной совокупности от его величины по исходной совокупности называется ошибкой репрезентативности.

Ошибки репрезентативности также бывают случайные и систематические.
Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Ее величина может быть оценена.

Систематические ошибки репрезентативности появляются вследствие нарушения принципов отбора единиц из исходной совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Для выявления и устранения, допущенных при регистрации ошибок может применяться счетный и логический контроль собранного материала, репрезентативности (так же, как и ошибки регистрации) могут быть случайными и систематическими.

Счетный контроль заключается в проверке точности арифметических расчетов, применявшихся при составлении отчетности или заполнении формуляров обследования.

Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путем их логического осмысления или путем сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу.

Примером логического сопоставления могут служить листы переписи населения. Так, например, в переписном листе двухлетний мальчик показан женатым, а девятилетний ребенок – грамотным. Ясно, что полученные ответы на вопросы неверны. Подобные записи требуют уточнения сведений и исправления допущенных ошибок. Примером сравнения могут быть сведения о заработной плате работников промышленного предприятия, которые имеются в отчете по труду и в отчете по себестоимости продукции. В торговле примером такого логического контроля может служить сопоставление сведений о фонде оплаты труда, содержащихся как в отчетности по труду, так и в отчете по издержкам обращения.

После получения статистических формуляров следует, прежде всего, провести проверку полноты собранных данных, то есть определить, все ли отчетные единицы заполнили статистические формуляры, и значения всех ли показателей отражены в них. Следующим этапом контроля точности информации является арифметический контроль. Он основывается на использовании количественных связей между значениями различных показателей. Например, если среди собранных данных имеются сведения о численности промышленно- производственного персонала, выработке товарной продукции в среднем на одного работающего и стоимости товарной продукции, то произведение первых двух показателей должно дать значение третьего показателя. Если арифметический контроль покажет, что данная зависимость не выполняется, это будет свидетельствовать о недостоверности собранных данных. Поэтому в программу статистического обследования целесообразно включать показатели, которые дают возможность провести арифметический контроль.

Обычно для исправления ошибок, выявленных в ходе логического контроля, требуется повторно обратиться к источнику сведений [2].

2 ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И ОБОБЩЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ

КАЗАХСТАН

2.1 Исторический аспект деятельности статистических органов республики Казахстан

Слово «статистика» происходит от латинского слова «status», что означает состояние, положение явлений. От этого корня возникли слова
«stato» (государство). «statista” (статистик - знаток государства),
«statistica» (статистика - определенная сумма знаний, сведений о государстве). Термин «статистика» пережил столетия, хотя содержание его неоднократно менялось.

Статистика как практическая деятельность имеет многовековую историю.
Ее возникновение относится к периоду образования классового общества и государства. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период человечества вызывали необходимость учета мужского населения, способного носить оружие, а затем и численности всего населения, его состава, характера занятий, подсчета результатов хозяйственной деятельности и т.д. В связи с этим в древние и средние века от случая к случаю проводились, хотя и примитивные, крупные статистические работы - учеты населения, земель, имущества - в первую очередь для обложения населения всевозможными податями и повинностями.

Такие работы проводились в древнем Египте, Китае, Вавилоне, Риме и древней Греции.

Развитие статистики в России тесным образом связано с созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм.

После октябрьского переворота в России, встала задача о создании централизованной системы государственной статистики на базе земской статистики. Состоявшийся в июне 1918 года Всероссийский съезд статистиков разработал проект «Положения о государственной статистике». В июле 1918 года было подписано Положение о Государственной статистике, оформившее организацию единого общегосударственного органа - Центрального статистического управления (ЦСУ).

В первые годы своего сосуществования ЦСУ выполнило крупные статистические работы, осуществленные в значительной мере путем переписей.
Такой, например, была проведенная уже в 1918 году Всероссийская промышленная перепись, положившая начало организации текущей статистики. В
1920 году была проведена первая советская перепись населения, которая явилась частью целого цикла переписей, в который входила сельскохозяйственная перепись и последовавшая за ней перепись учреждений народного образования. Все эти и другие крупные статистические работы имели большое значение в период перехода к новой экономической политике, при составлении первого плана развития народного хозяйства.

Декретом СНК РСФСР от 10 июля 1919 года был учрежден Военно- революционный комитет по управлению Киргизским (Казахским) краем, куда вошли Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская, Уральская области и часть
Астраханской губернии.

В связи с этим было образовано статистическое управление при указанном Кирревкоме на правах его отдела.

На базе территории, находившейся под управлением Кирревкома согласно декрета СНК РСФСР от 26 августа 1920 года была образована Киргизская
(Казахская) Автономная социалистическая Республика в составе РСФСР. В связи с образованием Киргизской (Казахской) АССР ее Правительство (СНК) своим постановлением от 8 ноября 1920 года утвердило «Положение о государственной статистике в Казахской АССР», а статотдел Кирревкома был преобразован в статистическое управление Казахской ССР.

Согласно этого положения Статуправление было определено высшим статистическим органом в Каз.АССР, которое должно объединять, согласовывать и руководить деятельностью всех статистических органов на территории
Республики. Местные органы Статуправпения Каз.АССР были представлены губернскими и уездными статистическими бюро.

На статистическое управление Казахской АССР возлагалось общее руководство учетом и статистикой, организация общегосударственных статистических работ, утверждение планов и программ статистических обследований, ведение демографической и моральной статистики, а также статистики здравоохранения и санитарии, труда, промышленности и сельского хозяйства, распределения и потребления, выпуск ежегодников и других периодических изданий, сборников и обзоров по отдельным вопросам из экономической и социальной жизни республики.

Образование в июле 1923 года Центрального статистического управления при Совете Народных Комиссариатов СССР (ЦСУ СССР) положило начало ведению единого для всей страны статистического учета и отчетности на основе единых принципов, единой методологии и организации.

ЦИК и СНК Каз.АССР 23 июня 1928 года утвердили новое положение об организации государственной статистики, по которому ЦСУ действовало на правах объединенного наркомата Каз.АССР. Решением ЦИК Каз.АССР от 11 февраля 1930 года ЦСУ упраздняется, а его функции передаются Госплану республики, где был образован сектор народнохозяйственного учета.

Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1931 года сектор нархозучета Госплана был реорганизован в Управление нархоэучета (УНХУ) при
Госплане Каз.АССР.

В 1932 году в связи с созданием областей в республике были образованы областные управления нархоэучета. Местные статорганы слились с местными плановыми комиссиями, а сеть добровольных корреспондентов упразднилась: в районах создали экспертные комиссии, в аулсоветах - ввели уполномоченных по статистике.

Становление и развитие статистики нашей Алматинской области тесно переплетается с развитием статистики в целом по стране.

На основании декрета Совнаркома о местных статистических учреждениях от 20 мая 1920 года состоялось заседание представителей губернского Совета по делам статистики, городского статбюро. уездных и волостных статистических организаций о созыве конференции статистиков. Исполнительное бюро губернского Совета по делам статистиков было избрано в составе трех человек. Губернское статистическое бюро в 1924 году состояло из девяти отделов с общей численностью работающих - 41 человек. На 1 января 1925 года в связи с неудобством управления отделами структура статбюро стала состоять из четырех отделов: общего, демографической статистики, экономической статистики, сельскохозяйственной статистики, с численностью работающих - 33 человека.

По Постановлению ВЦИК СССР в 1932 году было организовано управление народнохозяйственного учета Алматинской области со структурой в двенадцать секторов (Облнархозучет).

В 1941 году облнархозучет был переименован в статистическое управление Алматинской области с функциями проведения на территории области учета по отраслям народного хозяйства, а также с осуществлением руководства горинспектурой и пятнадцатью районными инспектурами.

В 1960 году Статистическое управление было разделено на основной аппарат и аппарат машиносчетной станции при статуправлении, которая в связи с оснащением новых ЭВМ М - 5000 была преобразована в Вычислительный центр статуправления.

В 1983 году с созданием Казахского Республиканского объединения ЦСУ
Каз.ССР по информационно - вычислительному обслуживанию (Казахмашинформ), создано Алматинское областное объединение статистического управления
Алматинской области Каз.ССР по информационно - вычислительному обслуживанию
(Алматыобпмашинформ) на хозрасчетной основе со следующей структурой: ВЦ и четырнадцать районных информационно - вычислительных станций.

Во второй половине 1987 года статистическое управление Алматинской области, Алматымашинформ и ВЦ были упразднены, и на их базе было создано
Алматинское областное управление статистики.

С октября 1987 года районные информационно-вычислительные станции были преобразованы в районные отделы статистики в составе Алматинского областного управления статистики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.