В июне 1999 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «О реорганизации территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике» управление разделено на: управление статистики (являющейся государственным органом) и информационно - статистический центр, основной функцией которого является выполнение работ по сбору, обработке статистических данных и представлении Управлению.
Все эти изменения организационной структуры органов государственной статистики сыграли положительную роль, прежде всего в том, что их работа была теснее увязана с работой органов планирования. За это время органы государственной статистики провели целый ряд работ, имевших большое государственное значение.
Централизация учета и статистики, создание машиносчетных станций, вычислительных центров, внедрение в учет и статистику вычислительной техники открыли возможность расширения программы разработки, совершенствования статистического и экономического анализа, что позволило органам государственной статистики провести весьма сложные и крупные статистические работы,
Статуправление Каз.АССР и его органы на местах провели в 1927 году десяти процентную выборочную сельскохозяйственную перепись, в этом же году было проведено большое обследование размещения и путей перекочевки казахского населения, на 15 декабря 1927 года была проведена Всесоюзная школьная перепись. В 1922 году проведена сплошная перепись совхозов и колхозов, в 1929 году - перепись мелкой промышленности. Проведены переписи скота 1934, 1935, 1936, 1938 годов, которые показали развернутую картину состояния животноводства в республике.
В 1950 - 1990 годах статистические органы Казахстана, несмотря на свою постоянную перегруженность, подготовили и провели Всесоюзные переписи населения 1959, 1970, 1979, 1989, 1999годв, а также проводились переписи жилищного фонда, оборудования, машин, плодово-ягодных насаждений и другие.
В 1960-1961 годах и 1972 -1973годах статорганы подготовили и провели инвентаризацию и переоценку основных фондов во всем народном хозяйстве, которые по своим объемам и сложностям почти равны переписи населения.
Большую работу статистические органы республики проводили по изданию для широкого круга читателей статистических сборников, официальных и отдельных сообщений на страницах печати. Периодически выпускались юбилейные и специальные статсборники, в которых приводились итоги развития экономики и культуры в республике и регионе. Часто они издавались как отраслевые и по отдельным темам.
В декабре 1992 года постановлением правительства была утверждена государственная программа по перестройке статистики первичного и бухгалтерского учета. В результате реализации этой программы была сформирована начальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства,
Правительство в рамках своей программы действий на 1998 - 2000 годы приступило к претворению в жизнь долгосрочной Стратегии Республики Казахстан - «Стратегия - 2030», в целях реализации этой программы на уровне республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационного пространства государственного управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика [4].
2.2 Реформирование и планирование статистической деятельности в Казахстане
Реформирование государственной статистики началось с принятия в конце 1992 года Государственной программы по перестройке статистики и первичного бухгалтерского учета.
В рамках данной программы в 1993-1996 годах были сделаны первые шаги по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах. Был осуществлен комплекс мероприятий, заложивших основу для перехода на систему национальных счетов СНС, для создания новых для республики разделов статистики: внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, цен (таблица 1).
Это позволило начать расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса республики, создать сеть по регистрации цен и тарифов для развития статистики цен. Начались регулярные наблюдения за деятельностью малых предприятий и других новых рыночных структур, В этот же период был сформирован государственный регистр хозяйствующих субъектов как инструмент статистики рыночной экономики. Осуществлен переход с больших ЭВМ на персональные компьютеры.
В результате реализации программы была сформирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. В целях дальнейшего совершенствования государственной статистики на основе внедрения признанных международной практикой методов и методологии, а также современных информационных технологических средств обработки данных и публикаций, в 1996 году в соответствии с программой действий Правительства по углублению реформ была принята Программа совершенствования государственной статистики на 1996-1998 годы.
Таблица 1 - Основные итоги реформирования статистики
|1992-1996 |1996-1998 |1999-2000 | |Заложены основы новых|В основном завершено |Внедрены три | | |формирование СНС. |государственных | |отраслей статистики: |Улучшена система |классификатора (ОКЭД, | |СНС, |показателей во всех |КПВЭД, ОКПО). Начался | |внешнеэкономической |отраслях статистики. |переход на статистику | |деятельности, |Осуществлен переход на|предприятий в отраслях | |платежного баланса, |централизованную |статистики реального | |цен. Сформирован |обработку первичных |сектора. Начало реформ в| |регистр хозяйствующих|отчетов. Начат процесс|социальной статистике. | |субъектов. Начато |использования |Завершен первый этап | |международное |международных |технического | |сотрудничество. |классификаторов. |перевооружения, созданы | |Осуществлен переход с|Использование |региональные ЛВС, | |больших ЭВМ на ПК. |телекоммуникационных |обработка данных «клиент| | |каналов, включая |– сервер», начато | | |Интернет. |создание сети передачи | | | |данных «район – | | | |область». |
На втором этапе реформирования статистики завершилось в основном создание системы национального счетоводства и началось реформирование отраслевых статистик на методологической основе СНС. С этой цепью осуществлен переход с отраслевых каталогов на единый Регистр хозяйствующих субъектов. При этом значительным шагом вперед стало использование современных международных классификаций видов экономической деятельности и продукции и услуг вместо устаревших общесоюзных классификаций.
Началось внедрение выборочных методов статистического наблюдения малых предприятий, как основного метода обследования, используемого в условиях рыночной экономики.
Проведена работа по техническому переоснащению органов статистики современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, включая Интернет.
Большое значение приобрело сотрудничество с международными организациями: Евростатом, Статотделом ООН, МВФ, Всемирным банком организации экономического сотрудничества и развития ОСР со статистическими службами Германии, Нидерландов, Франции и других. Главной целью такого сотрудничества является содействие статистическим органам Казахстана по переходу на международные стандарты, обучение специалистов.
О казахстанской статистике узнали в других странах. Ежегодно направляется в адрес всех международных организаций информация о социально- экономическом положении страны по более чем 40 вопросникам. Результатом этой работы является включение статистических данных республики в такие международные публикации, как демографический ежегодник, международная финансовая статистика, международный справочник по промышленности и так далее.
Третий этап реформирования осуществляется в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999- 2005 годы. В отличие от первых предыдущих двух программ Правительством утверждены более долгосрочные задачи - на семилетний период.
С начала реализации третьей программы совершенствования статистики разработаны и утверждены в Госстандарте три новых государственных стандарта. Это общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), который является национальной версией международной классификации всех видов экономической деятельности Европейского сообщества. Второй стандарт - это классификатор продукций и услуг по видам экономической деятельности КП ВЭД, который представляет собой аутентичный перевод классификации продукции и услуг Европейского сообщества. Третий - это общий классификатор предприятий и организаций (ОКПО), который представляет собой уникальные идентификационные коды для каждого юридического лица, филиала и представительства.
Постановление Правительства «О внедрении классификатора предприятий и организаций в государственных органах» позволит уже в этом году завершить внедрение классификатора ОКПО в основные государственные регистры и реестры юридических лиц. Это значительно повысит качество информации о количестве и структуре предприятий в экономике, упростит обмен информацией между государственными органами, станет важным шагом на пути формирования единого информационного пространства в республике.
Практические результаты от использования стандартных кодов юридических лиц можно продемонстрировать на примере сотрудничества статистических и налоговых органов. В конце прошлого года нами подписано соглашение с Министерством государственных доходов об обмене данными из регистров между нашими территориальными органами. В результате налоговые органы имеют возможность представлять статистику налогов в разрезе видов деятельности, не затрачивая усилий на определение и кодирование вида деятельности для каждого юридического лица. В процесс регулярного обмена электронными базами данных сейчас подключаются таможенные и юридические органы. Такое взаимодействие не требует существенных дополнительных финансовых средств и повышает эффективность работы государственных органов. Конечная цель этого процесса заключается в стандартизации и объединении всей информации, которая имеется в различных министерствах и ведомствах на базе единой национальной системы классификации, кодирования.
В этом году начались подготовительные работы по проведению крупномасштабных работ в сфере социальной статистики. Утвержден новый инструментарий для обследования домашних хозяйств и осуществлен дизайн выборочной сети, отвечающей всем современным требованиям. На основе новой сети домашних хозяйств будет проводиться ежеквартальный мониторинг уровня жизни и профиля бедности населения республики. Кроме того, уже в этом году начнется пилотное обследование занятости населения при участии экспертов из Германии. Обследование планируется по ротационной сети из 18 тысяч домохозяйств и обеспечит ежеквартальное получение достоверной и полной информации о занятости населения и уровне безработицы. Такой разносторонний подход значительно улучшит информационное обеспечение государственной программы по борьбе с бедностью и безработицей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15