Рефераты. Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики






p> С марта 1991 года Алматинское областное управление статистики преобразовано в Алматинское областное управление по статистике и анализу.

В июне 1999 года в соответствии с Постановлением Правительства
Республики Казахстан «О реорганизации территориальных органов Агентства
Республики Казахстан по статистике» управление разделено на: управление статистики (являющейся государственным органом) и информационно - статистический центр, основной функцией которого является выполнение работ по сбору, обработке статистических данных и представлении Управлению.

Все эти изменения организационной структуры органов государственной статистики сыграли положительную роль, прежде всего в том, что их работа была теснее увязана с работой органов планирования. За это время органы государственной статистики провели целый ряд работ, имевших большое государственное значение.

Централизация учета и статистики, создание машиносчетных станций, вычислительных центров, внедрение в учет и статистику вычислительной техники открыли возможность расширения программы разработки, совершенствования статистического и экономического анализа, что позволило органам государственной статистики провести весьма сложные и крупные статистические работы,

Статуправление Каз.АССР и его органы на местах провели в 1927 году десяти процентную выборочную сельскохозяйственную перепись, в этом же году было проведено большое обследование размещения и путей перекочевки казахского населения, на 15 декабря 1927 года была проведена Всесоюзная школьная перепись. В 1922 году проведена сплошная перепись совхозов и колхозов, в 1929 году - перепись мелкой промышленности. Проведены переписи скота 1934, 1935, 1936, 1938 годов, которые показали развернутую картину состояния животноводства в республике.

В 1950 - 1990 годах статистические органы Казахстана, несмотря на свою постоянную перегруженность, подготовили и провели Всесоюзные переписи населения 1959, 1970, 1979, 1989, 1999годв, а также проводились переписи жилищного фонда, оборудования, машин, плодово-ягодных насаждений и другие.

В 1960-1961 годах и 1972 -1973годах статорганы подготовили и провели инвентаризацию и переоценку основных фондов во всем народном хозяйстве, которые по своим объемам и сложностям почти равны переписи населения.

Большую работу статистические органы республики проводили по изданию для широкого круга читателей статистических сборников, официальных и отдельных сообщений на страницах печати. Периодически выпускались юбилейные и специальные статсборники, в которых приводились итоги развития экономики и культуры в республике и регионе. Часто они издавались как отраслевые и по отдельным темам.

В декабре 1992 года постановлением правительства была утверждена государственная программа по перестройке статистики первичного и бухгалтерского учета. В результате реализации этой программы была сформирована начальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства,

Правительство в рамках своей программы действий на 1998 - 2000 годы приступило к претворению в жизнь долгосрочной Стратегии Республики
Казахстан - «Стратегия - 2030», в целях реализации этой программы на уровне республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационного пространства государственного управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика [4].

2.2 Реформирование и планирование статистической деятельности в
Казахстане

Реформирование государственной статистики началось с принятия в конце
1992 года Государственной программы по перестройке статистики и первичного бухгалтерского учета.

В рамках данной программы в 1993-1996 годах были сделаны первые шаги по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах. Был осуществлен комплекс мероприятий, заложивших основу для перехода на систему национальных счетов СНС, для создания новых для республики разделов статистики: внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, цен (таблица 1).

Это позволило начать расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса республики, создать сеть по регистрации цен и тарифов для развития статистики цен. Начались регулярные наблюдения за деятельностью малых предприятий и других новых рыночных структур, В этот же период был сформирован государственный регистр хозяйствующих субъектов как инструмент статистики рыночной экономики. Осуществлен переход с больших ЭВМ на персональные компьютеры.

В результате реализации программы была сформирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. В целях дальнейшего совершенствования государственной статистики на основе внедрения признанных международной практикой методов и методологии, а также современных информационных технологических средств обработки данных и публикаций, в 1996 году в соответствии с программой действий Правительства по углублению реформ была принята Программа совершенствования государственной статистики на 1996-1998 годы.

Таблица 1 - Основные итоги реформирования статистики

|1992-1996 |1996-1998 |1999-2000 |
|Заложены основы новых|В основном завершено |Внедрены три |
| |формирование СНС. |государственных |
|отраслей статистики: |Улучшена система |классификатора (ОКЭД, |
|СНС, |показателей во всех |КПВЭД, ОКПО). Начался |
|внешнеэкономической |отраслях статистики. |переход на статистику |
|деятельности, |Осуществлен переход на|предприятий в отраслях |
|платежного баланса, |централизованную |статистики реального |
|цен. Сформирован |обработку первичных |сектора. Начало реформ в|
|регистр хозяйствующих|отчетов. Начат процесс|социальной статистике. |
|субъектов. Начато |использования |Завершен первый этап |
|международное |международных |технического |
|сотрудничество. |классификаторов. |перевооружения, созданы |
|Осуществлен переход с|Использование |региональные ЛВС, |
|больших ЭВМ на ПК. |телекоммуникационных |обработка данных «клиент|
| |каналов, включая |– сервер», начато |
| |Интернет. |создание сети передачи |
| | |данных «район – |
| | |область». |

На втором этапе реформирования статистики завершилось в основном создание системы национального счетоводства и началось реформирование отраслевых статистик на методологической основе СНС. С этой цепью осуществлен переход с отраслевых каталогов на единый Регистр хозяйствующих субъектов. При этом значительным шагом вперед стало использование современных международных классификаций видов экономической деятельности и продукции и услуг вместо устаревших общесоюзных классификаций.

Началось внедрение выборочных методов статистического наблюдения малых предприятий, как основного метода обследования, используемого в условиях рыночной экономики.

Проведена работа по техническому переоснащению органов статистики современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, включая
Интернет.

Большое значение приобрело сотрудничество с международными организациями: Евростатом, Статотделом ООН, МВФ, Всемирным банком организации экономического сотрудничества и развития ОСР со статистическими службами Германии, Нидерландов, Франции и других. Главной целью такого сотрудничества является содействие статистическим органам Казахстана по переходу на международные стандарты, обучение специалистов.

О казахстанской статистике узнали в других странах. Ежегодно направляется в адрес всех международных организаций информация о социально- экономическом положении страны по более чем 40 вопросникам. Результатом этой работы является включение статистических данных республики в такие международные публикации, как демографический ежегодник, международная финансовая статистика, международный справочник по промышленности и так далее.

Третий этап реформирования осуществляется в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-
2005 годы. В отличие от первых предыдущих двух программ Правительством утверждены более долгосрочные задачи - на семилетний период.

С начала реализации третьей программы совершенствования статистики разработаны и утверждены в Госстандарте три новых государственных стандарта. Это общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), который является национальной версией международной классификации всех видов экономической деятельности Европейского сообщества. Второй стандарт - это классификатор продукций и услуг по видам экономической деятельности КП
ВЭД, который представляет собой аутентичный перевод классификации продукции и услуг Европейского сообщества. Третий - это общий классификатор предприятий и организаций (ОКПО), который представляет собой уникальные идентификационные коды для каждого юридического лица, филиала и представительства.

Постановление Правительства «О внедрении классификатора предприятий и организаций в государственных органах» позволит уже в этом году завершить внедрение классификатора ОКПО в основные государственные регистры и реестры юридических лиц. Это значительно повысит качество информации о количестве и структуре предприятий в экономике, упростит обмен информацией между государственными органами, станет важным шагом на пути формирования единого информационного пространства в республике.

Практические результаты от использования стандартных кодов юридических лиц можно продемонстрировать на примере сотрудничества статистических и налоговых органов. В конце прошлого года нами подписано соглашение с Министерством государственных доходов об обмене данными из регистров между нашими территориальными органами. В результате налоговые органы имеют возможность представлять статистику налогов в разрезе видов деятельности, не затрачивая усилий на определение и кодирование вида деятельности для каждого юридического лица. В процесс регулярного обмена электронными базами данных сейчас подключаются таможенные и юридические органы. Такое взаимодействие не требует существенных дополнительных финансовых средств и повышает эффективность работы государственных органов.
Конечная цель этого процесса заключается в стандартизации и объединении всей информации, которая имеется в различных министерствах и ведомствах на базе единой национальной системы классификации, кодирования.

В этом году начались подготовительные работы по проведению крупномасштабных работ в сфере социальной статистики. Утвержден новый инструментарий для обследования домашних хозяйств и осуществлен дизайн выборочной сети, отвечающей всем современным требованиям. На основе новой сети домашних хозяйств будет проводиться ежеквартальный мониторинг уровня жизни и профиля бедности населения республики. Кроме того, уже в этом году начнется пилотное обследование занятости населения при участии экспертов из
Германии. Обследование планируется по ротационной сети из 18 тысяч домохозяйств и обеспечит ежеквартальное получение достоверной и полной информации о занятости населения и уровне безработицы. Такой разносторонний подход значительно улучшит информационное обеспечение государственной программы по борьбе с бедностью и безработицей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.