Рефераты. Стратегическое планирование предприятия на трехлетний период на примере ОАО Дальхимпром






p> Макросреда

Факторы макросреды – это факторы общего плана, определяющие текущую демографическую, экономическую, природную, научно-техническую политическую ситуацию, а также особенности культурного уклада. Все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимного влияния.

Финансово – экономический кризис 1998 г. в России, источником которого послужил не столько общемировой кризис, сколько накопившиеся за годы реформ внутрироссийские проблемы, сопровождался падением промышленного производства, сокращением доходов населения, ростом дефицита бюджета, высокого роста цен и валютного курса, тенденций сокращения доли валового накопления. В результате кризиса цены на иностранную продукцию, захватившую
90% российского рынка резко выросли и стали неприемлемыми для потребителей, чьи доходы снизились на 68 %.

Но данная ситуация стала толчком для российских производителей. Более низкая себестоимость производимых продуктов, чем у иностранных фирм, позволившая держать цены на уровне приемлемом для потребителя, сделала отечественную продукцию более привлекательной для россиян. В итоге изменилось отношение в обществе к отечественным товарам. Приобретая российскую продукцию из-за необходимости экономии денежных средств, потребитель стал убеждаться, что качественные характеристики отечественных товаров не хуже импортных. Лозунг «Поддержим отечественного производителя!» приобрел актуальность и популярность у большинства россиян. В результате в
1999 г отмечен рост промышленного производства, который сопровождался качественными изменениями в области финансов предприятий, ростом прибыли, сокращением количества убыточных предприятий, увеличением оборотных активов предприятий в денежной форме.

Реальная ситуация в экономике в 1999 г. характеризовалась умеренными темпами инфляции, составившей 36 %. Министерство экономики РФ подготовило предварительный прогноз показателей инфляции (индексов-дефляторов цен) до
2003 г. по отраслям промышленности (табл. 4).

Таблица 4.

Основные показатели, представляемые для разработки прогноза социально- экономического развития РФ на 2001 год и на период до 2003 года

(варианты индексов даны с учетом разной степени инфляции)
|Отрасль |варианты |1998-19|1999-200|2000-20|2001-20|2002-20|
| |индексов |99 |0 |01 |02 |03 |
|Химическая |1 |158 |137 |121 |114 |110 |
|промышленность | | | | | | |
| |2 |- |- |124 |119 |116 |

Индексы – дефляторы необходимы предприятиям для планирования деятельности на среднесрочный период. В 2000 году экономисты прогнозируют
ВВП на уровне 5350 млрд. руб., инфляция оценивается в пределах 18 %, среднегодовой курс доллара будет равен 32 руб. за один доллар.

В 1999 году произошли следующие изменения в экономике Приморского края: впервые за последние 10 лет в промышленности края получен прирост объемов производства к уровню предыдущего года на 10,7%, в том числе по крупным и средним предприятиям на 9,2 %. Ценовая ситуация на внутреннем рынке края в 1999 г. характеризовалась постепенным снижением инфляционных процессов. Рост цен на потребительском рынке составил 31%, что ниже, чем в целом по РФ (36,5% - 38%). Существенное влияние на рост производства оказала осуществляемая в крае политика поддержки промышленности.
Наметившиеся положительные тенденции экономического окружения стимулируют развитие взаимовыгодных отношений финансовых институтов края и сферы производства.

Доходы предприятия, напрямую зависят от платежеспособности потребителей. Численность население Приморского края за год сократилось на
17,5 тысяч человек и составляет 2179 тысяч. Несмотря на то, что денежные доходы, полученные населением (34,2 млрд. руб.) возросли по сравнению с
1998 г. на 46,8%, реальные же денежные доходы снизились на 16 % и среднемесячный денежный доход на душу населения составляет 1299 тысячи руб.
Более трети населения России имеет доходы ниже и без того невысокого прожиточного минимума.

Реформы, прошедшие в стране, а также смена президента и правительства не решили острых бюджетных проблем государства. По-прежнему не обеспечиваются социальные гарантии населению, предусмотренные законом. Не обеспечивается в полной мере финансирование льгот и социальной помощи ветеранам и инвалидам, накопилась значительная задолженность по детским пособиям. Эти и другие федеральные обязательства финансируются приблизительно на треть. При этом если в Москве и Санкт-Петербурге они исполняются на 100 %, то в других регионах на 5-10 %.

Существующее положение закрепляет своеобразный «контракт» между государством и обществом, одна из сторон которого не в полной мере исполняет свои обязательства, а другая пользуется зачетами, льготами, отсрочками, чтобы не исполнять свои. Такой «контракт» является одной из главных причин неравных условий конкуренции, масштабного кризиса неплатежей и оттока капитала.

Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой.
Налоговое администрирование пока не достигло того уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем укрываться от них. Налоговая система содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень.

Политическая нестабильность в стране задерживает дальнейшее развитие промышленности, так как порождает недоверие к государству и останавливает инвестиционный процесс: сбережения не превращаются в инвестиции, а оседают в виде наличных долларов на руках населения и сейфах компаний. Задача правительства в связи с этим состоит в стабилизации политических процессов в стране.

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу» [5] указываются приоритетные направления деятельности правительства в 2001 году. Одним из них является разработка и внедрение в жизнь новой налоговой системы. Будет введена единая ставка подоходного налога: уменьшено обложение фонда оплаты труда; ликвидированы налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, работ и услуг; отменено большинство льгот и т.д. Это позволит сделать налоговую систему более простой и менее обременительной для налогоплательщиков. Будет завершен процесс ликвидации льгот, предоставляемых закрытым административно-территориальным образованиям, продолжится упрощение системы таможенных тарифов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментом ответственной бюджетной политики. Процесс урегулирования налоговой задолженности предприятий будет существенно ускорен при последовательном вытеснении не денежной формы расчетов.

С 1 марта 2000 г. отменены взаиморасчеты между субъектами экономических отношений. Но до сих пор не последовало разъяснение этого указа, а пока все остается по-прежнему. Этот указ, при вступлении в силу подорвет взаимовыгодные отношения между предприятиями, так как при помощи взаиморасчетов предприятия получали сырье и реализовывали свою продукцию.

Очень сильно от этого указа пострадает ОАО «Дальхимпром», которое при помощи договора взаиморасчета с другими предприятиями Приморского края, сбывал свою продукцию, а взамен брал на реализацию товары других фирм.

Серьезным препятствием для работы предприятий Приморского края является повышение энерготарифов. Борьба губернатора края с АО «Дальэнерго» ни к чему хорошему не приводит, кроме как к постоянным отключениям электричества, от чего страдают не только предприятия края, но и население.
Е. Наздратенко выдвинул предложение о введении усредненного энерготарифа на всей территории России, но предложение не получило поддержки правительства.
Вопрос о повышении платы за электроэнергию потребителям края остается открытым. Если все же их повысят, то себестоимость товаров, производимых приморскими предприятиями, резко возрастет и сделает их неконкурентоспособными товарам производителей других регионов. Это положение приведет к банкротству большинства промышленных предприятий
Приморского края.

Рассмотрев общие для промышленных предприятий условия существования, результаты деятельности и прогнозы на будущее, необходимо перейти к анализу факторов, непосредственно влияющих на деятельность предприятия, производящего товары бытовой химии, каковым является

ОАО «Дальхимпром».

Непосредственное окружение

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она активно участвует в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.

При изучении непосредственного окружения предприятия в первую очередь необходимо обратить внимание на одну из главных его составляющих - потребителей. Изучение потребителей позволит предприятию лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данного предприятия, насколько можно расширить круг потенциальных потребителей, что ожидает продукт в будущем и т.д.

Дальхимпром - предприятие, работающее в Приморском крае. Здесь находится область его интересов, поэтому для анализа непосредственного окружения был выбран именно приморский рынок товаров бытовой химии.
Потенциальными потребителями этих товаров являются население, предприятия и организации. На рынке товаров бытовой химии представлено большое множество разнообразной продукции. Наибольшей популярностью у потребителей пользуются стиральные порошки, хозяйственное мыло, жидкости для мытья посуды и пасты для чистки сантехники.

Для определения круга потенциальных потребителей Дальхимпрома следует проанализировать круг потребительских предпочтений товаров бытовой химии
(табл. 5).

Таблица 5.

Список товаров бытовой химии,

пользующихся спросом у потребителей Приморского края
|Товары бытовой |Название |Объем |Производитель |
|химии | |(в мл.) | |
|Средства для мытья |Fairy-лимон |500 |Procter&Gamble |
|посуды | | |(Великобритания, |
| | | |Чехия) |
| |Золушка |500 |ООО «Спектр» |
| | | |(С-Пб.) |
|Чистящие средства |Comet |400 |Procter&Gamble, |
|для сантехники | | |Новомосковскбытхим |
| | | |(Новомосковск) |
| |Санокс |1000 |ЗАО «Аист» (С-Пб.) |
| |Суржа |450 |ОАО «Дальхимпром» |
|Средства для мытья |Нитхинол |450 |ОАО «Дальхимпром» |
|стекол | | | |
| |Истра |500 |ЗАО «Мезопласт» |
| | | |(Москва) |
|Отбеливатель |Белизна |1000 |Любых производителей |
|Средства для чистки|Капля |500 |ЗАО «Веснянка» |
|ковров | | | |
| |Ковроль |510 |Ангарский завод |
| | | |бытовой химии |
| | | |(Ангарск) |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.