Однако в функционально ориентированных структурах чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, что приводит к большим накладным расходам, длительным срокам выработки управленческих решений.
При рассмотрении вертикально организованных структур, очевидно, что ввиду их инерционности и формальности такие структуры управления не могут оперативно и адекватно соответствовать следующим требованиям динамичной среды предприятия (рис 3.1.)[18] :
. способность оперативно принимать решения;
. аккумулирование опыта;
. согласование интересов сотрудников с интересами организации.
Реальная финансово-хозяйственная и производственная деятельность предприятий не осуществляется в форме линейно-функциональной иерархии, она пронизывает предприятие в виде набора бизнес-процессов, которые в большинстве своем никем не управляются и никто конкретно за них не отвечает.
Во многом это связано с тем, что бизнес-процессы на предприятиях не описаны и не документированы. Без документально оформленных технологических процессов, операций, процедур передачи данных в информационных контурах, а также без определения требований и процедур, обеспечивающих реализацию принципов управления предприятием, постановка конкретных целей возможна лишь в пределах оперативной сферы деятельности предприятия и не ведет к стабилизации его положения в соответствующем секторе рынка.
Рис. 3.1. Требования динамичной среды функционирования предприятия
С УчЕТОМ ИМЕЮЩИХСя РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-СИСТЕМАМИ ДЛя РЕШЕНИя КОМПЛЕКСА ЗАДАч ИХ РАЗВИТИя[19] МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИя К МЕТОДИчЕСКОМУ ПОДХОДУ, ОБЕСПЕчИВАЮЩЕМУ УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ФИРМЫ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИяХ.
1) ВЕРТИКАЛЬНАя ОБЩНОСТЬ ПОДХОДА, ОБЕСПЕчИВАЮЩАя ОХВАТ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИя ДЕяТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ, ВКЛЮчАя ДИАГНОСТИКУ СОСТОяНИя ФИРМЫ, ПОСТАНОВКУ СТРАТЕГИчЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ВЫДЕЛЕНИЕ КЛЮчЕВЫХ ЗАДАч РАЗВИТИя, РЕОРГАНИЗАЦИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ, ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО- УПРАВЛЕНчЕСКОЙ СТРУКТУРЫ И АВТОМАТИЗИРОВАННУЮ ПОДДЕРЖКУ РАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ В ВИДЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННО- УПРАВЛяЮЩЕЙ СИСТЕМЫ.
2) ГОРИЗОНТАЛЬНАя ОБЩНОСТЬ ПОДХОДА, ОБЕСПЕчИВАЮЩАя ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕяТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СИСТЕМ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В РАЗЛИчНЫХ ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТяХ ЭКОНОМИКИ.
3) ТЕОРЕТИчЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРОГРАММНАя РЕАЛИЗАЦИя МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИя, СОСТОяЩАя В ПРИМЕНЕНИИ ДЛя РАЗВИТИя БИЗНЕС-СИСТЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ СИСТЕМНОГО, ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО, СТОИМОСТНОГО И ИМИТАЦИОННОГО АНАЛИЗА, А ТАКЖЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ИХ ПОДДЕРЖКИ.
3.2. МОДЕЛЬ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИя ПРЕДПРИяТИЕМ
Рассматривая развитие бизнес-системы как реализацию комплекса взаимосвязанных задач, направленных на создание или изменение ее базовых бизнес-процессов[20], можно предложить концептуальную модель процессно- ориентированного управления ОАО «Авиагрегат»[21], рис.3.2. Как следует из рис.3.2., управление бизнес-процессами предприятия обеспечивается постановкой и решением задач комплексного управления бизнес-системой, реализуемых в той или иной ее форме и поддерживаемых конкретной системой управления бизнес-процессами.
КЛЮчЕВОЕ ЗНАчЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИяТИЕМ ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИя БИЗНЕСА (I)
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития бизнес-системы, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри бизнес-системы, а также позиции в окружающей среде, приводящее бизнес-систему к ее целям. Стратегия должна соответствовать долговременным целям предприятия и ориентировать процессы на эти цели (рис.3.3).
Методическая схема процесса построения системы целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы включает следующие шаги.
Первый шаг. Осуществляется автономная декомпозиция и иерархическая структуризация в виде дерева задач каждой самостоятельной цели высшего уровня. При этом должны соблюдаться следующие правила: а) каждая задача определяется количественно и качественно с учетом трех признаков: объекта приложения управленческого воздействия; временного периода, в течение которого должен быть получен требуемый результат; границ среды, в рамках которой функционирует и несет ответственность субъект управления; б) уровни структуры цели формируются на основе декомпозиции конечного результата по признаку технологической структуры процесса его достижения или по одному из указанных в предыдущем правиле признаков, но каждый уровень включает элементы только одного признака декомпозиции. Второй шаг. Все деревья задач самостоятельных целей сводятся в единую систему, где должны совпадать (в горизонтальном разрезе):
Рис.3.2. Модель процессно-ориентированного управления предприятием
А) ВЫСШИЕ УРОВНИ КАЖДОГО ДЕРЕВА; б) уровни, соответствующие каждому признаку декомпозиции (по технологическим стадиям, объектам, времени и т.д.). Системой управления бизнесом является отображение множества целей бизнес- системы на структуру бизнес-системы, при этом, определяется множество воздействий, призванных обеспечить эффективное, с точки зрения целей, выполнение бизнес-процессов[22].
Рис.3.3. Схема анализа целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы
С точки зрения бизнес-процесса предприятие представляет собой систему последовательных действий, которая является достаточно полным, динамичным отображением предпринимательского поведения. Они взаимосвязаны с другими организационными поведенческими процессами, т.е. находятся в подверженных взаимному влиянию отношениях с другими внутрифирменными последовательностями действий.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИя ВЫДЕЛяЮТ чЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ТИПА БИЗНЕС- ПРОЦЕССОВ[23] . 1) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ОБЕСПЕчИВАЮЩИЕ – ПЕРВЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВяЗАНЫ С РАЗРАБОТКОЙ, ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ И УСЛУГ, ВТОРЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЛИяЮТ НА НОМИНАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ТОВАРНЫЕ ПОТОКИ. ЭТИ ПРОЦЕССЫ яВЛяЮТСя ОСНОВНОЙ СОСТАВНОЙ чАСТЬЮ ЦЕПОчКИ СОЗДАНИя БЛАГ, ВКЛЮчАя ИССЛЕДОВАНИя И РАЗРАБОТКИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРОИЗВОДСТВО, МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИчЕСКОЕ ОБЕСПЕчЕНИЕ. 2) АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНчЕСКИЕ – СЛУЖАТ ДЛя УПРАВЛЕНИя УКАЗАННЫМИ ВЫШЕ ПРОЦЕССАМИ. 3) ОТНОСяЩИЕСя К СЛОЖНЫМ ПРОБЛЕМАМ – ИМЕЮТ КЛЮчЕВОЙ СТРАТЕГИчЕСКИЙ ХАРАКТЕР, В чАСТНОСТИ ПРОЦЕССЫ РОСТА И ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИя РЕСУРСОВ. ПОД ПРОБЛЕМОЙ В ДАННОМ СЛУчАЕ ПОНИМАЕТСя МАТЕРИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛяЕТ СПЕЦИФИКУ ПРОТЕКАНИя ПРОЦЕССА. 4) МЕТАПРОЦЕССЫ – КАТЕГОРИя БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ПОРяДКА, ВКЛЮчАЮЩАя, НАПРИМЕР, ОБУчЕНИЕ, РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ, КОММУНИКАЦИИ.
ВЫДЕЛЕННЫЕ ТИПЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ РАЗДЕЛИМ НА ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ[24].
ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ – ЭТО ПРОЦЕССЫ, СОЗДАЮЩИЕ НОВОЕ КАчЕСТВО ДЛя КЛИЕНТА ИЛИ СУБЪЕКТА БИЗНЕС-СИСТЕМЫ. ОНИ ИМЕЮТ[25] СЛЕДУЮЩИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ чЕРТЫ:
. ВНЕШНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ СТОИТ В НАчАЛЕ И В КОНЦЕ ПРОЦЕССА;
. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬШОЕ ВЛИяНИЕ НА
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛя И УСПЕХ ОРГАНИЗАЦИИ;
. ПОТРЕБИТЕЛЬ ГОТОВ ПЛАТИТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССА.
ОСНОВНЫМИ яВЛяЮТСя, НАПРИМЕР, БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ, СВяЗАННЫЕ С ПОТРЕБИТЕЛяМИ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОДУКЦИИ, ЗАКУПКИ, ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ, ПРОДАЖА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ДР.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ – ЭТО ПРОЦЕССЫ, ИМЕЮЩИЕ ТОЛЬКО ВНУТРЕННИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ФОРМИРУЮЩИЕ ИНФРАСТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ, Т.Е., ПО СУТИ ДЕЛА, ОНИ яВЛяЮТСя ПОДДЕРЖИВАЮЩИМИ ДЛя ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ОТРАЖАЮТ КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ.
ЗАРУБЕЖНЫЕ АВТОРЫ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛяЮТ ВСКРЫТИЮ И ОПИСАНИЮ ХАРАКТЕРНЫХ ДЛя МНОГИХ ПРЕДПРИяТИЙ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. АНАЛИЗ РяДА ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ[26], А ТАКЖЕ НЕМНОГОчИСЛЕННЫХ ОТЕчЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ[27] ПОЗВОЛяЕТ ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КЛЮчЕВЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ДЛя БОЛЬШИНСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И КОММЕРчЕСКИХ БИЗНЕС-СИСТЕМ: 1. УПРАВЛЕНчЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: . СТРАТЕГИчЕСКОГО УПРАВЛЕНИя; . планирования и организации; . внешних связей. . оперативного управления. 2. Рабочие процессы: . ОБРАБОТКИ ЗАКАЗОВ; . продвижения и развития продукции и услуг; . выполнения заказа (оказание услуги); . дальнейшего сопровождение и обслуживание клиента. 3. Поддерживающие процессы: . УПРАВЛЕНИя чЕЛОВЕчЕСКИМИ РЕСУРСАМИ; . управления финансами; . управление информационными потоками; . маркетинг; . технологическая поддержка.
Определим три класса бизнес-процессов, в зависимости от их внутреннего наполнения (табл.3.1.).
ТАБЛИЦА 3.1.
КЛАССЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ВНУТРЕННЕГО НАПОЛНЕНИя |БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ |СВОЙСТВА | |1. ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА |ОПРЕДЕЛяЮТСя УНИКАЛЬНОЙ | |ВИДЫ ДЕяТЕЛЬНОСТИ |ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ВИДОВ ДЕяТЕЛЬНОСТИ; | | |ДЕяТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЦЕССА | | |ЗАКАНчИВАЕТСя ПРИ ДОСТИЖЕНИИ | | |СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЦЕЛИ. | |2. ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА |НЕ ОПРЕДЕЛяЮТСя УНИКАЛЬНОЙ | |ЦЕЛИ |ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ВИДОВ ДЕяТЕЛЬНОСТИ; | | |ДЕяТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЦЕССА | | |ЗАКАНчИВАЕТСя ПРИ ДОСТИЖЕНИИ | | |СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЦЕЛИ. | |3. ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА |НЕ ОПРЕДЕЛяЮТСя УНИКАЛЬНОЙ | |ЗНАНИя |ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ВИДОВ ДЕяТЕЛЬНОСТИ; | | |ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕяТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЦЕССА | | |НЕ ОПРЕДЕЛяЕТСя ДОСТИЖЕНИЕМ | | |СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЦЕЛИ. |
НА ДАННОМ ЭТАПЕ СПЕЦИФИКАЦИя БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДСТАВЛяЕТ ОПИСАНИЕ БУДУЩЕГО ОБРАЗА БИЗНЕС-СИСТЕМЫ. ОНА ДОЛЖНА:
. ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ И НАЗЫВАТЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ПРЕДПРИяТИя.
. ОПРЕДЕЛяТЬ ИЗМЕРИМЫЕ СВОЙСТВА И ЦЕЛИ КАЖДОГО ПРОЦЕССА: ЦЕНА, КАчЕСТВО,
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, ВРЕМя И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛя. ВСЕ ЦЕЛИ ДОЛЖНЫ
БЫТЬ СООТНЕСЕНЫ СО СТРАТЕГИЕЙ.
ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ.
ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ ТРЕБУЕТ ВЫДЕЛЕНИя ВХОДОВ И ВЫХОДОВ КАЖДОГО ВИДА ДЕяТЕЛЬНОСТИ ВНУТРИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА.
ВХОД ОПРЕДЕЛяЕТ СТИМУЛЫ, ПОСЫЛАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛяМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА К ИНИЦИИРУЮЩЕМУ ВИДУ ДЕяТЕЛЬНОСТИ И НАчАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЕяТЕЛЬНОСТИ В ПОСЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ ДЕяТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА.
ВЫХОД ОПРЕДЕЛяТ КОНЕчНЫЙ ОБЪЕКТ (РЕЗУЛЬТАТ) КОНКРЕТНОГО ВИДА ДЕяТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ОБЪЕКТ ВСЕГО БИЗНЕС-ПРОЦЕССА.
ОПИСАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ РОЛЕЙ УчАСТНИКОВ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА. СОГЛАСНО ЭЛЛИСУ И ВАЙНЕРУ, РОЛЬ – ЭТО «ИМЕНОВАННОЕ ОБОЗНАчЕНИЕ СУБЪЕКТА, ГРУППЫ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ, КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ИЛИ АКТИВНОЙ СУЩНОСТИ, СПОСОБНОЙ ЭТУ РОЛЬ ВЫПОЛНИТЬ»[28] .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8