Рефераты. Совершенствование структуры управления ОАО «Авиаагрегат». Организационный инжиринг ОАО «Авиаагрегат»






p> . большая часть реальных рабочих процессов предприятия состоит из множества функций, т.е. выходит за рамки отдельных подразделений.

Однако в функционально ориентированных структурах чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, что приводит к большим накладным расходам, длительным срокам выработки управленческих решений.

При рассмотрении вертикально организованных структур, очевидно, что ввиду их инерционности и формальности такие структуры управления не могут оперативно и адекватно соответствовать следующим требованиям динамичной среды предприятия (рис 3.1.)[18] :

. способность оперативно принимать решения;

. аккумулирование опыта;

. согласование интересов сотрудников с интересами организации.

Реальная финансово-хозяйственная и производственная деятельность предприятий не осуществляется в форме линейно-функциональной иерархии, она пронизывает предприятие в виде набора бизнес-процессов, которые в большинстве своем никем не управляются и никто конкретно за них не отвечает.

Во многом это связано с тем, что бизнес-процессы на предприятиях не описаны и не документированы. Без документально оформленных технологических процессов, операций, процедур передачи данных в информационных контурах, а также без определения требований и процедур, обеспечивающих реализацию принципов управления предприятием, постановка конкретных целей возможна лишь в пределах оперативной сферы деятельности предприятия и не ведет к стабилизации его положения в соответствующем секторе рынка.

Рис. 3.1. Требования динамичной среды функционирования предприятия

С УчЕТОМ ИМЕЮЩИХСя РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-СИСТЕМАМИ ДЛя РЕШЕНИя
КОМПЛЕКСА ЗАДАч ИХ РАЗВИТИя[19] МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИя
К МЕТОДИчЕСКОМУ ПОДХОДУ, ОБЕСПЕчИВАЮЩЕМУ УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ФИРМЫ
В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИяХ.

1) ВЕРТИКАЛЬНАя ОБЩНОСТЬ ПОДХОДА, ОБЕСПЕчИВАЮЩАя ОХВАТ ВСЕХ
НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИя ДЕяТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ, ВКЛЮчАя
ДИАГНОСТИКУ СОСТОяНИя ФИРМЫ, ПОСТАНОВКУ СТРАТЕГИчЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ВЫДЕЛЕНИЕ
КЛЮчЕВЫХ ЗАДАч РАЗВИТИя, РЕОРГАНИЗАЦИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ,
ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-
УПРАВЛЕНчЕСКОЙ СТРУКТУРЫ И АВТОМАТИЗИРОВАННУЮ ПОДДЕРЖКУ РАЦИОНАЛЬНОЙ
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ В ВИДЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-
УПРАВЛяЮЩЕЙ СИСТЕМЫ.

2) ГОРИЗОНТАЛЬНАя ОБЩНОСТЬ ПОДХОДА, ОБЕСПЕчИВАЮЩАя ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕяТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СИСТЕМ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В РАЗЛИчНЫХ
ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТяХ ЭКОНОМИКИ.

3) ТЕОРЕТИчЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРОГРАММНАя РЕАЛИЗАЦИя МЕХАНИЗМА
УПРАВЛЕНИя, СОСТОяЩАя В ПРИМЕНЕНИИ ДЛя РАЗВИТИя БИЗНЕС-СИСТЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ
МЕТОДОВ СИСТЕМНОГО, ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО, СТОИМОСТНОГО И
ИМИТАЦИОННОГО АНАЛИЗА, А ТАКЖЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ИХ ПОДДЕРЖКИ.

3.2. МОДЕЛЬ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИя ПРЕДПРИяТИЕМ

Рассматривая развитие бизнес-системы как реализацию комплекса взаимосвязанных задач, направленных на создание или изменение ее базовых бизнес-процессов[20], можно предложить концептуальную модель процессно- ориентированного управления ОАО «Авиагрегат»[21], рис.3.2. Как следует из рис.3.2., управление бизнес-процессами предприятия обеспечивается постановкой и решением задач комплексного управления бизнес-системой, реализуемых в той или иной ее форме и поддерживаемых конкретной системой управления бизнес-процессами.

КЛЮчЕВОЕ ЗНАчЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИяТИЕМ ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИя БИЗНЕСА (I)

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития бизнес-системы, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри бизнес-системы, а также позиции в окружающей среде, приводящее бизнес-систему к ее целям. Стратегия должна соответствовать долговременным целям предприятия и ориентировать процессы на эти цели (рис.3.3).

Методическая схема процесса построения системы целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы включает следующие шаги.

Первый шаг. Осуществляется автономная декомпозиция и иерархическая структуризация в виде дерева задач каждой самостоятельной цели высшего уровня. При этом должны соблюдаться следующие правила: а) каждая задача определяется количественно и качественно с учетом трех признаков: объекта приложения управленческого воздействия; временного периода, в течение которого должен быть получен требуемый результат; границ среды, в рамках которой функционирует и несет ответственность субъект управления; б) уровни структуры цели формируются на основе декомпозиции конечного результата по признаку технологической структуры процесса его достижения или по одному из указанных в предыдущем правиле признаков, но каждый уровень включает элементы только одного признака декомпозиции.
Второй шаг. Все деревья задач самостоятельных целей сводятся в единую систему, где должны совпадать (в горизонтальном разрезе):

Рис.3.2. Модель процессно-ориентированного управления предприятием

А) ВЫСШИЕ УРОВНИ КАЖДОГО ДЕРЕВА; б) уровни, соответствующие каждому признаку декомпозиции (по технологическим стадиям, объектам, времени и т.д.).
Системой управления бизнесом является отображение множества целей бизнес- системы на структуру бизнес-системы, при этом, определяется множество воздействий, призванных обеспечить эффективное, с точки зрения целей, выполнение бизнес-процессов[22].

Рис.3.3. Схема анализа целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы

С точки зрения бизнес-процесса предприятие представляет собой систему последовательных действий, которая является достаточно полным, динамичным отображением предпринимательского поведения. Они взаимосвязаны с другими организационными поведенческими процессами, т.е. находятся в подверженных взаимному влиянию отношениях с другими внутрифирменными последовательностями действий.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИя ВЫДЕЛяЮТ чЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ТИПА БИЗНЕС-
ПРОЦЕССОВ[23] .
1) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ОБЕСПЕчИВАЮЩИЕ – ПЕРВЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВяЗАНЫ С
РАЗРАБОТКОЙ, ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ И УСЛУГ, ВТОРЫЕ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЛИяЮТ НА НОМИНАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ТОВАРНЫЕ ПОТОКИ. ЭТИ
ПРОЦЕССЫ яВЛяЮТСя ОСНОВНОЙ СОСТАВНОЙ чАСТЬЮ ЦЕПОчКИ СОЗДАНИя БЛАГ, ВКЛЮчАя
ИССЛЕДОВАНИя И РАЗРАБОТКИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРОИЗВОДСТВО, МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИчЕСКОЕ ОБЕСПЕчЕНИЕ.
2) АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНчЕСКИЕ – СЛУЖАТ ДЛя УПРАВЛЕНИя УКАЗАННЫМИ ВЫШЕ
ПРОЦЕССАМИ.
3) ОТНОСяЩИЕСя К СЛОЖНЫМ ПРОБЛЕМАМ – ИМЕЮТ КЛЮчЕВОЙ СТРАТЕГИчЕСКИЙ
ХАРАКТЕР, В чАСТНОСТИ ПРОЦЕССЫ РОСТА И ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА,
РАСПРЕДЕЛЕНИя РЕСУРСОВ. ПОД ПРОБЛЕМОЙ В ДАННОМ СЛУчАЕ ПОНИМАЕТСя
МАТЕРИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛяЕТ
СПЕЦИФИКУ ПРОТЕКАНИя ПРОЦЕССА.
4) МЕТАПРОЦЕССЫ – КАТЕГОРИя БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ПОРяДКА, ВКЛЮчАЮЩАя, НАПРИМЕР,
ОБУчЕНИЕ, РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ, КОММУНИКАЦИИ.

ВЫДЕЛЕННЫЕ ТИПЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ РАЗДЕЛИМ НА ОСНОВНЫЕ И
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ[24].

ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ – ЭТО ПРОЦЕССЫ, СОЗДАЮЩИЕ НОВОЕ КАчЕСТВО ДЛя
КЛИЕНТА ИЛИ СУБЪЕКТА БИЗНЕС-СИСТЕМЫ. ОНИ ИМЕЮТ[25] СЛЕДУЮЩИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ чЕРТЫ:

. ВНЕШНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ СТОИТ В НАчАЛЕ И В КОНЦЕ ПРОЦЕССА;

. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬШОЕ ВЛИяНИЕ НА

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛя И УСПЕХ ОРГАНИЗАЦИИ;

. ПОТРЕБИТЕЛЬ ГОТОВ ПЛАТИТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССА.

ОСНОВНЫМИ яВЛяЮТСя, НАПРИМЕР, БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ, СВяЗАННЫЕ С
ПОТРЕБИТЕЛяМИ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОДУКЦИИ, ЗАКУПКИ, ПРОИЗВОДСТВО
ПРОДУКЦИИ, ПРОДАЖА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ДР.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ – ЭТО ПРОЦЕССЫ, ИМЕЮЩИЕ ТОЛЬКО
ВНУТРЕННИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ФОРМИРУЮЩИЕ ИНФРАСТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ, Т.Е., ПО
СУТИ ДЕЛА, ОНИ яВЛяЮТСя ПОДДЕРЖИВАЮЩИМИ ДЛя ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ОТРАЖАЮТ КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ.

ЗАРУБЕЖНЫЕ АВТОРЫ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛяЮТ ВСКРЫТИЮ И ОПИСАНИЮ
ХАРАКТЕРНЫХ ДЛя МНОГИХ ПРЕДПРИяТИЙ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. АНАЛИЗ РяДА
ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ[26], А ТАКЖЕ НЕМНОГОчИСЛЕННЫХ ОТЕчЕСТВЕННЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ[27] ПОЗВОЛяЕТ ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КЛЮчЕВЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
ДЛя БОЛЬШИНСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И КОММЕРчЕСКИХ БИЗНЕС-СИСТЕМ:
1. УПРАВЛЕНчЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:
. СТРАТЕГИчЕСКОГО УПРАВЛЕНИя;
. планирования и организации;
. внешних связей.
. оперативного управления.
2. Рабочие процессы:
. ОБРАБОТКИ ЗАКАЗОВ;
. продвижения и развития продукции и услуг;
. выполнения заказа (оказание услуги);
. дальнейшего сопровождение и обслуживание клиента.
3. Поддерживающие процессы:
. УПРАВЛЕНИя чЕЛОВЕчЕСКИМИ РЕСУРСАМИ;
. управления финансами;
. управление информационными потоками;
. маркетинг;
. технологическая поддержка.

Определим три класса бизнес-процессов, в зависимости от их внутреннего наполнения (табл.3.1.).

ТАБЛИЦА 3.1.

КЛАССЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ВНУТРЕННЕГО НАПОЛНЕНИя
|БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ |СВОЙСТВА |
|1. ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА |ОПРЕДЕЛяЮТСя УНИКАЛЬНОЙ |
|ВИДЫ ДЕяТЕЛЬНОСТИ |ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ВИДОВ ДЕяТЕЛЬНОСТИ; |
| |ДЕяТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЦЕССА |
| |ЗАКАНчИВАЕТСя ПРИ ДОСТИЖЕНИИ |
| |СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЦЕЛИ. |
|2. ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА |НЕ ОПРЕДЕЛяЮТСя УНИКАЛЬНОЙ |
|ЦЕЛИ |ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ВИДОВ ДЕяТЕЛЬНОСТИ; |
| |ДЕяТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЦЕССА |
| |ЗАКАНчИВАЕТСя ПРИ ДОСТИЖЕНИИ |
| |СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЦЕЛИ. |
|3. ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА |НЕ ОПРЕДЕЛяЮТСя УНИКАЛЬНОЙ |
|ЗНАНИя |ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ВИДОВ ДЕяТЕЛЬНОСТИ; |
| |ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕяТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЦЕССА |
| |НЕ ОПРЕДЕЛяЕТСя ДОСТИЖЕНИЕМ |
| |СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЦЕЛИ. |

НА ДАННОМ ЭТАПЕ СПЕЦИФИКАЦИя БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДСТАВЛяЕТ ОПИСАНИЕ
БУДУЩЕГО ОБРАЗА БИЗНЕС-СИСТЕМЫ. ОНА ДОЛЖНА:

. ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ И НАЗЫВАТЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ПРЕДПРИяТИя.

. ОПРЕДЕЛяТЬ ИЗМЕРИМЫЕ СВОЙСТВА И ЦЕЛИ КАЖДОГО ПРОЦЕССА: ЦЕНА, КАчЕСТВО,

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, ВРЕМя И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛя. ВСЕ ЦЕЛИ ДОЛЖНЫ

БЫТЬ СООТНЕСЕНЫ СО СТРАТЕГИЕЙ.

ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ.

ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ ТРЕБУЕТ ВЫДЕЛЕНИя
ВХОДОВ И ВЫХОДОВ КАЖДОГО ВИДА ДЕяТЕЛЬНОСТИ ВНУТРИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА.

ВХОД ОПРЕДЕЛяЕТ СТИМУЛЫ, ПОСЫЛАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛяМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА К
ИНИЦИИРУЮЩЕМУ ВИДУ ДЕяТЕЛЬНОСТИ И НАчАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЕяТЕЛЬНОСТИ В
ПОСЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ ДЕяТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА.

ВЫХОД ОПРЕДЕЛяТ КОНЕчНЫЙ ОБЪЕКТ (РЕЗУЛЬТАТ) КОНКРЕТНОГО ВИДА
ДЕяТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ОБЪЕКТ ВСЕГО БИЗНЕС-ПРОЦЕССА.

ОПИСАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ РОЛЕЙ УчАСТНИКОВ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА. СОГЛАСНО
ЭЛЛИСУ И ВАЙНЕРУ, РОЛЬ – ЭТО «ИМЕНОВАННОЕ ОБОЗНАчЕНИЕ СУБЪЕКТА, ГРУППЫ
СУБЪЕКТОВ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ, КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ИЛИ АКТИВНОЙ СУЩНОСТИ,
СПОСОБНОЙ ЭТУ РОЛЬ ВЫПОЛНИТЬ»[28] .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.