Современные подходы к повышению эффективности управления предприятием связаны с необходимостью обосновать значение и научное содержание ключевых элементов понятия «бизнес-система».
Анализ ключевых элементов понятия «бизнес-система» позволяет дать следующее определение.
Бизнес-система – это совокупность бизнес-процессов, направленных на реализацию поставленных финансово-хозяйственных и других целей, преимущественно коммерческой направленности.
ОТНОШЕНИя МЕЖДУ КЛЮчЕВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОНяТИя «БИЗНЕС-СИСТЕМА» ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА РИС.2.2. ПРОВЕДЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОНяТИя «БИЗНЕС-СИСТЕМА» ПОЗВОЛяЕТ ОТНЕСТИ ЕЕ К КЛАССУ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ, ОСОБЕННОСТяМИ КОТОРЫХ яВЛяЮТСя[6] :
1.Уникальность. Существующие аналоги бизнес-систем заметно отличаются друг от друга.
2. Слабая структурированность теоретических и фактических знаний о системе. Так как изучаемые бизнес-системы уникальны, то процесс накопления и систематизации знаний о них затруднен. Следует отметить слабую изученность ряда процессов, значительное влияние человеческого фактора, невозможность или ограниченность «натурного эксперимента».
Рис.2.1. Системообразующие понятия и факторы развития предприятия
3. Составной характер системы. Одну из основных черт сложных систем составляет взаимодействие выделенных подсистем (бизнес-процессов). Для обеспечения функционирования всей системы как целого необходимо учитывать результат воздействия одной подсистемы на другую и их взаимодействие с внешней средой.
4. Разнородность подсистем и элементов, составляющих систему. Составляющие систему элементы разнородны в самых различных смыслах: физическом, функциональном, информационном, математическом.
5. Случайность и неопределенность факторов, действующих в системе. Примерами подобных факторов могут служить погодные условия, паводки, случайные отказы оборудования, транспорта, укладочных устройств и т.д. Учет этих факторов приводит к резкому усложнению задач и увеличивает трудоемкость исследований.
6. Многокритериальность оценок процессов, протекающих в системе. Невозможность однозначной оценки диктуется следующими обстоятельствами: наличием множества подсистем, каждая из которых оценивается по своим критериям; множественностью показателей (иногда противоречивых), характеризующих работу всей бизнес-системы (например, прибыльность, норма возврата инвестиций и пр.); наличием неформализуемых критериев, используемых при принятии решений (в случае, когда решения основаны, например, на практическом опыте лиц, принимающих решения).
7.Большая размерность системы. Эта особенность системы обуславливает потребность в специальных способах построения и анализа моделей.
Анализ функционирования бизнес-системы во времени позволяет отнести ее к классу «систем с дискретными событиями». Понятие «системы с дискретными событиями» определяет специфическую схему причинно-следственных взаимодействий[7] .
Процесс функционирования такой системы во времени отождествляется с последовательностью событий, возникающих в соответствии с закономерностями ее функционирования. При этом, как отмечает Д. Хейс, «…причинная связь всегда предполагает пару событий, разделенных в пространстве – времени, причем эта разделенность является в первую очередь временной, а не пространственной»[8]. Таким образом, интерпретация причинно-следственной событийной связи и понятие причинности дополняется хронологическим отношением между причиной и следствием.
М. Хаммер и Дж. Чампи[9] определяют бизнес-процесс как «…совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».
Понятие бизнес-процесса является более естественным, чем понятие иерархической организационной структуры. «В то время как иерархическая структура организации обычно представляет собой временной срез распределения ответственности и взаимоотношений по отчетности, структура ее процессов отражает динамический взгляд на то, как эта организация производит продукцию»[10].
Исходя из осуществленного выше анализа, можно дать следующее определение бизнес-процесса, наиболее соответствующее задачам управления предприятием как бизнес-системой.
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС – ЭТО МНОЖЕСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕяТЕЛЬНОСТЕЙ, ПОДчИНЕННЫХ ЕДИНОЙ ЦЕЛИ, НАчИНАЮЩИХСя С ОДНОГО ИЛИ БОЛЕЕ ВХОДОВ И ЗАКАНчИВАЮЩИХСя СОЗДАНИЕМ ПРОДУКЦИИ ИЛИ УСЛУГИ, НЕОБХОДИМОЙ КЛИЕНТУ.
Входом бизнес-процесса будут являться объекты инициирующей деятельности (заявки, материалы, сырье).
Выходом будут являться результирующие объекты заключительной деятельности в бизнес-процессе, несущие потребительскую ценность для клиента (товары, услуги).
Исследования бизнес-поцессов применительно к конкретным ситуациям, в которых находятся экономические субъекты, должны базироваться на методах комплексного анализа и моделирования бизнес-системы, позволяющих на основе изучения особенностей ее функционирования и свойств отдельных элементов производственного объекта решать задачи совершенствования процессов управления предприятием.
2.3.Целевое развитие бизнес-системы
Понятие целевого развития бизнес-системы непосредственно связано с пониманием развития бизнес-системы во времени. Как правило, под развитием бизнес-системы понимается последовательное изменение состояний системы по отношению к некоторому зафиксированному моменту времени.
Некоторые авторы[11] используют понятие «организационное развитие», для обоснования методологии внутрифирменных изменений, конкретизируя его до «организационного инжиниринга» и «реинжиниринга бизнес-процессов».
Однако, по нашему мнению, понятие «развитие бизнес-системы» объединяет в себе широкий комплекс мер по достижению бизнес-системой определенного целевого состояния.
В этой связи предлагается выделять понятие «целевое развитие бизнес- системы», под которым понимается реализация комплекса взаимосвязанных исследовательских и прикладных задач, направленных на создание или изменение текущей структуры бизнес-системы через согласование входящих в нее элементов: целей, субъектов, информационных и материальных потоков, ресурсов и бизнес-процессов.
Рассмотрим структуру понятия «целевое развитие бизнес-системы» (рис. 2.4), выделив следующие три направления развития бизнес-системы.
1. Создание бизнес-системы (инжиниринг бизнеса) – проектирование и реализация элементов бизнес-системы на начальном этапе развития предприятия.
2. Радикальное изменение бизнес-системы (реинжиниринг бизнес- процессов) – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих показателях деятельности бизнес- системы[12].
3. Совершенствование бизнес-системы – изменение и модернизация составных частей бизнес-системы, не требующая радикальных мер.
Реально апробированные концепции изменений на предприятии основаны на взаимосвязи процессов управления и соответствующей структуры бизнес- системы. Среди них наиболее известными подходами к реализации развития бизнес-систем являются: 1. Маркетинговое управление[13]. Основная идея маркетингового управления как системного подхода к планированию и внедрению изменений состоит в приоритете рыночных взаимодействий над внутрифирменными. 2. Концепция наращивания потенциала[14]. В рамках данной концепции каждое вводимое изменение должно быть направлено на усиление определенного фактора потенциала предприятия. В качестве главных факторов потенциала выделяются: система управления; финансы; персонал; стиль руководства; маркетинг; товар (услуга); производство; сбыт; поставки; эксклюзивные возможности и общая эффективность. 3. Всеобщее управление качеством (TQM – Total quality management)[15]. В основе концепции лежит идея управления качеством выпускаемой продукции. Качество должно быть направлено на удовлетворение текущих и будущих потребностей потребителя, как самого важного звена производственной линии.
Основой реализации рассматриваемой технологии изменений, как видно на рис.2.5., являются две взаимосвязанные составляющие управления фирмой[16].
ВО-ПЕРВЫХ, ОБЕСПЕчИВАЕТСя ТРАДИЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ чЕРЕЗ КОММУНИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ - СИСТЕМА ПЕРЕДАчИ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ «чЕЛОВЕК- ИНФОРМАЦИя-чЕЛОВЕК».
ВО-ВТОРЫХ, РЕАЛИЗУЕТСя УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ (ИС), В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ РЕЖИМЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИя ФИРМОЙ.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИя РАЗЛИчНЫХ ВАРИАНТОВ ПОСТРОЕНИя СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИя ДЛя ОБОСНОВАНИя КОНКРЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛЕВОГО РАЗВИТИя БИЗНЕС- СИСТЕМЫ ТРЕБУЕТ ДЕТАЛЬНОГО АНАЛИЗА И СРАВНЕНИя ВОЗМОЖНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ С ОТБОРОМ НАИБОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРяЮЩИХ ЦЕЛяМ ФУНКЦИОНИРОВАНИя БИЗНЕС-СИСТЕМЫ.
ИТОГОМ РЕШЕНИя ДАННОЙ ЗАДАчИ БУДУТ яВЛяТЬСя МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, МЕТОДИчЕСКИЕ ОПИСАНИя, ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ, ФОРМАТЫ УчЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОТчЕТНОСТИ, ТЕХНОЛОГИчЕСКАя ДОКУМЕНТАЦИя, СООТВЕТСТВУЮЩАя, НАПРИМЕР, СТАНДАРТАМ СЕРИИ ISO-9000 И Т.П.
Таким образом, целевое развитие фирмы как бизнес-системы целесообразно рассматривать в качестве определенного технологического процесса воздействия на структуру бизнес-системы через согласованные изменения входящих в нее элементов.
РИС.2.5. ПРИНЦИПИАЛЬНАя СХЕМА УПРАВЛЕНИя ЦЕЛЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
БИЗНЕС-СИСТЕМЫ. НА ПРАКТИКЕ РУКОВОДИТЕЛИ ПРЕДПРИяТИЙ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ВИДяТ И НЕ ОПИСЫВАЮТ ПРОБЛЕМЫ СВОЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РАЗРЫВЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНчЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ. ПОЭТОМУ, СУЩЕСТВУЮЩАя ПРОБЛЕМАТИКА ОПИСЫВАЕТСя ИМИ ИЛИ КАК ЛИчНОСТНО-ПСИХОЛОГИчЕСКАя ИЛИ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИчЕСКАя, А ИНОГДА КАК МАРКЕТИНГОВАя, ФИНАНСОВАя И Т.П.
3.Организационный инжиниринг ОАО «Авиаагрегат»
на базе процессно-ориентированного подхода
3.1.Методический подход к управлению бизнес-процессами ОАО «Авиаагрегат»
Сложившаяся система управления предприятиями России имеет преимущественно функциональную направленность. Однако в современных условиях этот подход к управлению оказывается неэффективным по ряду причин, из которых, например, выделяют[17]:
. функционально-ориентированная организация не стимулирует заинтересованности работающих в конечном результате, поскольку системы оценки их деятельности оторваны от результативности работы предприятия в целом. Подразделения не ориентированы на целевые задачи предприятия;
. при функциональном подходе главным потребителем результатов труда работника является его вышестоящий руководитель. При современных тенденциях клиентно-ориентированной организации бизнеса такой подход сразу отбрасывает предприятие на последние роли в конкурентной борьбе за долю на рынке;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8