Рефераты. Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления






— восприятие государства как враждебной, агрессивной силы, реально, физически угрожающей самой жизни простого человека;

— глубокая криминализация сознания, отразившаяся в образе жизни людей, когда практически любой гражданин, не говоря уже о предпринимателях, убедился, что честно взаимодействовать с государством невозможно;

— утрата чувства, называемого патриотизмом, когда понятие «Родина» сведено до уровня географического и узко социального: места, где родился сам и живут или похоронены близкие и родственники, до круга коллег, знакомых, товарищей, приятелей и друзей [17, c. 67].

Это состояние россиян неизбежно имело свои последствия и результаты.

Напряженность в обществе начинает изучаться обычно только тогда, когда она обнаруживается в результатах поведения и характере деятельности больших групп людей. Когда напряженность приобретает форму массового целенаправленного поведения с целями, деструктивными по отношению к обществу (волнения, беспорядки и бунт), она, по сути, перестает быть таковой, поскольку перерастает в процесс, инициирующий новые направления развития общества (революция общественных структур). Следовательно, собственно социальной напряженностью в явной форме выступает деструктивное социальное поведение, приобретшее характер или признаки бунта [17, c. 68].

В отечественной социологии, в основном в силу непродолжительности эмпирического исследования феномена, не разработана теория социальной напряженности. Однако существуют неявные постулаты, на основе которых выстраивается логика эмпирических исследований напряженности в обществе. Совокупность этих постулатов может быть представлена как модель социальной напряженности, которая выступает в качестве квазитеоретической базы эмпирического социологического анализа. Модель взаимосвязанных постулатов может быть реконструирована в следующем виде:

— в процессе развития общества всегда существуют условия и факторы (F), определенные (критические) значения которых могут вызвать деструктивную активность людей (D), результатом чего будет социальная катастрофа (K) (разрушение существующего социального порядка);

— в общественном сознании существует идеальная (нормативная) картина (образ И) социального порядка, общая для всех членов. В нормальных условиях жизни система реальных представлений (образ Р) соответствует идеальному образу. Социальная напряженность (СН) есть рассогласование между реальным и идеальным образами социальной порядка, которое достигает состояния неудовлетворенности на индивидуально-психологическом уровне;


CН = |Р – И|


— рассогласование между реальным положением и идеальным образом возникает тогда, когда начинают действовать некоторые факторы (F), «сдвигающие» реальную структуру социальных отношений относительно идеального социального порядка. СН является, таким образом, функцией этих факторов;


Р = И


если F>0, СН = f(F); рост СН приводит к увеличению деструктивной активности в обществе, следствием чего является увеличение вероятности возникновения катастрофы сложившегося социального;


D = f(СН) P(K) = f(СН)


Существующий феномен социальной напряженности представлен не только явными формами, но и формами скрытыми, не проявляющимися, как правило, в соответствующем поведении людей. Изучению скрытой напряженности уделяют очень мало, или вообще не обращают на неё никакого внимания. Между тем, по сути, именно скрытая социальная напряженность и является опаснейшим источником социального взрыва. Собственно скрытая социальная напряженность может быть определена как второй из выше отмеченных признаков — состояние дисфункции общественного сознания, вызванной нарушением деятельности ключевых социальных институтов (экономических, политических, идеологических), которая, в свою очередь, отражается на душевном (психологическом) состоянии значительной части общества [17, c. 69].

Такое состояние (диагностируемое на обыденном уровне как психологический стресс и «вакуум» мировоззрения) рассматривается людьми как ненормальное, связывается ими, с одной стороны, с «поверхностными» экономическими и политическими кризисами, отражающими коренные нарушения в деятельности социальных институтов (прежде всего института власти), и, с другой стороны, вынуждает людей предпринимать попытки к действиям (или, в предельном случае, сами действия), которые способствовали бы нормализации состояния (для подавляющего большинства членов общества – это возврат к прежнему стабильному состоянию, но не в политическом, а в индивидуальном, прагматическом смысле).

Изучение скрытой социальной напряженности предполагает прежде всего анализ установок, намерений (социальных ценностных диспозиций) и эмоционального состояния людей [18, c. 79].

Таким образом, социальная напряженность определяется такими моментами как:

— рассогласованием между идеальным (нормативным) и реальным образами социального порядка в сознании большинства членов общества;

— дисфункцией общественного сознания, проявляющейся в эмоциональном стрессе, мировоззренческой неопределенности (трансформации социальных ценностных установок) и распространении отклоняющихся форм поведения;

— стремлением устранить рассогласование на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, которое проявляется в нарастании готовности к действиям, рассматриваемым как вынужденное поведение, направленное против существующего социального порядка ради достижения желаемого состояния;

— вовлеченностью в этот процесс значительной части общества.

Таким образом, мы пришли к выводу, что социальная напряженность – это нормальное естественное состояние общества, а вот ее отклонение от нормы вызывает негативные явления и ситуации, рост или падение уровня социальной напряженности приводит к проявлению либо агрессии и бунта, либо к скрытой форме социальной напряженности, такие как суициды, наркомания и т.д.


2 Проблемно-аналитический взгляд на исследование социальной напряженности на муниципальном уровне


2.1 Особенности социальной напряженности в муниципальном образовании


Одной из основных характеристик общественных отношений России во второй половине 90-х годов прошлого столетия стала социальная напряженность. В это время она становится синонимом таких негативных явлений, как межнациональные коллизии, забастовки, конфронтация политических движений, партий и т.д.

Однако не следует рассматривать это явление только в негативном аспекте, так как существует множество примеров положительного влияния напряжения на различные сферы жизнедеятельности людей. Это и массовый энтузиазм молодежных строек, и радостный подъем праздничных демонстраций и тому подобное, что можно было наблюдать в нашем недавнем прошлом [19, c. 101].

Автор присоединяется к мнению, что под социальной напряженностью следует понимать естественное состояние общества, характеризующееся концентрацией внутренней энергии, функционирующее под воздействием как доминирующих тенденций развития общества, так и особых условий и обстоятельств.

В Ямало-ненецком автономном округе организована работа по отслеживанию рейтингов исполнительных и социальных структур органов власти, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне округов и муниципальных образований. Негативные процессы, происходящие в регионе, в том числе и зависящие от общероссийских неудач в экономической и социальной политике, создают определенный фон социальной напряженности в муниципальных образованиях.

В.А. Быковским была предложена методика оценки работы администрации. По стабилизации социальной напряженности на муниципальном уровне.

В качестве примера приведем картину динамики уровня социальной напряженности в Ямало-Ненецком автономном округе с апреля 1997 года по октябрь 2001 года, определенную в результате социологического опроса (N=1300 за каждый раз).

Резкий рост напряженности, последовавший за кризисом 1998 года сменился плавным ее снижением и на момент избрания нового Президента РФ достиг докризисного уровня. Осложнение социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе весной 2001 года и определенное разочарование результатами деятельности структур власти привели к новому скачку напряженности. Однако осенью 2001 года напряженность вновь пошла на убыль [20, c. 23].

Для каждого муниципального образования существует целый ряд общих факторов, влияющих на уровень социальной напряженности: российских и региональных, но в каждом муниципальном образовании своя специфика. Поэтому целесообразно рассмотреть, какие факторы влияют на социальную напряженность в муниципальном образовании и какая зависимость прослеживается в этом процессе от качества и уровня работы администраций городов и районов [20, c. 23].

Алгоритм анализа социальной напряженности муниципальных образований и определение эффективности работы администраций:

– определение показателей входного воздействия (Н1) – 13 ед;

– присвоение баллов муниципальным образованиям в разрезе показателей : негативно -13, позитивно – 1;

– определение удельного веса значимости показателей;

– корректировка баллов показателей входного воздействия на удельный вес значимости (Н1);

– определение социальной напряженности на основе социологического опроса муниципальных образований (Н2); негативно – 5, позитивно – 1;

– приведение показателей входного воздействия в пятибалльную систему: Н51= Н1х5:13;

– Сопоставление показателей Н51 и Н2: А = Н2 : Н51.

Для исследования берутся наиболее характерные показатели, влияющие на уровень социальной напряженности (Н1) в конкретном каждом муниципальном образовании.

Итоги подводятся по двум методикам: по методике В.А. Быковского и по результатам социологического опроса.

Если расчетный уровень социальной напряженности , определенный по методике автора, выше, чем уровень социальной напряженности, определенный на базе социологического опроса, то это говорит о том, что администрация муниципального образования эффективно использует свои административные ресурсы.

Результаты исследования в конце апреля 2001 года показали, что администрации городов Ямало-Ненецкого автономного округа эффективно используют административные ресурсы [20, c. 24].

Большую работу по определению уровня социальной напряженности в г.Нижнекамске провела Н. В. Губина . Исследование проводилось во всех сферах муниципальной среды г. Нижнекамска в 90-е годы. Свой подход к исследованию Н.В. Губина назвала «тонусологическим», то есть в качестве субъективного жизнеобеспечивающего фактора, можно рассматривать социальный тонус, детерминирующий социальную, гражданскую, инновационную и другие виды активности населения. Исследования Н.В. Губиной показали, что уровень социальной напряженности населения г. Нижнекамска в девяностые года был достаточно высок [1, c. 356].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.