Рефераты. Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления






Пространство свободной самореализации личности есть ее жизненный мир, а феномены самореализации служат критерием выделения типологии жизненных миров — семьи, коллектива, социального, профессионального сообщества, нации, народа, государства, общества, цивилизации, человечества. Жизненный мир — это основная часть материально-идеального пространства.

Большинство индивидуальных и социальных субъектов стремятся к жизненно-пространственным излишкам. Но значимость и смысл жизненного богатства-владения предопределяются не только размерностью пространственного освоения, но и интенсивностью процессов, происходящих на «территории» жизнедеятельности человека, женщины, мужчины, семьи, поколения, нации, государства и т.д.

Временные и иные количественные измерители, такие как объемы чтения, смотрения, обучения, не отражают качественных параметров внутренних сопереживаний, составляющих субстанцию человеческой интимности, как не отражают в полной мере качественных свойств публичной жизнедеятельности человека, семьи, общества размеры территории бытия или его материализованной инфраструктуры [7, c. 36].

В жизненном мире ключевым критерием «продвинутости» бытия является энергетическая, психическая, интеллектуальная, нравственная и иная созидающая напряженность.

Жизненная напряженность как качественная характеристика субъёкта проявляется в напряженности-интенсивности прежде всего процессов концентрации воли и интеллекта для реализации его потребностей, интересов, ценностных ориентации.

Феномены напряженности представлены и в социальном пространстве.

В контексте типологии напряженности ее социальная модификация представляет собой диалектический синтез ресурсов интимной, жизненной напряженности, мобилизованной в интересах публичного, легитимного существования и выраженной в качественных характеристиках коммуникативных отношений.

С помощью понятия «пространство напряженности» освоенный созданный человеком и человечеством интимный, жизненный, социальный мир подразделяется на мир неравновесных, интенсивных явлений, процессов и мир «приглушенной обыденности» существования и сосуществования.

Важное место в категориальном ряду концептуального осмысления напряженности занимает понятие «система напряженности» [8, c. 89].

Система — это комплекс взаимодействующих элементов. Таково предельно общее понятие, сформулированное одним из основоположников «общей теории систем» Л. Берталанфи. Оно может быть конкретизировано указанием на два принципиально важных свойства системы:

— в системных образованиях внутренние связи компонентов преобладают над внешними связями;

— внутреннее взаимодействие способно порождать новые интегративные качества, отличные от качеств образующих систему компонентов.

Ядро системы напряженности образуют феномены неудовлетворенности жизненным, статусным положением, ресурсной базой самореализации, направленностью, логикой, алгоритмикой, темпами развития, результатами функционально-деятельной активности.

Признаками суммативной системности могут обладать религиозные, идеологические, этнические, политические, экономические, психологические, этические и иные системы напряженност [8, c. 90].

Типичным примером системной напряженности является напряженность в пространстве межнациональных отношений.

В экономическом пространстве таким признакам отвечает конкуренция, в социальном — отношения клиентализма.

Системы политической напряженности образуют такие феномены, как политический лоббизм, пapламентский кризис и т.д.

Те или иные особенности публичной напряженности выражаются понятием «сфера напряженности».

Традиционно под сферой общественной жизни понимается некий сегмент структурно оформленного бытия. Обычно исследователи выделяют четыре сферы: материально-производственную (экономическую), социальную, политическую, духовную. Некоторые авторы обосновывают правомерность вычленения семейно-бытовой сферы. К сожалению, в типологий сфер общественного бытия по-прежнему доминируют не научно-объективные, а субъективные критерии. Особенно много донаучного субъективизма при определении содержательных признаков и пространственных пределов экономической, социальной, духовной сфер.

Все это создает немало проблем и трудностей при обосновании смысла и содержания таких понятий, как социальная напряженность, экономическая напряженность, духовно-идеологическая напряженность, политическая напряженность или напряженность в социальной, экономической, духовно-идеологической, политической и иных сферах жизни общества.

Классификация общества на определенные сферы-сегменты осуществляется на основе критериев: предметной специализации деятельности и особенностей ее результатов.

Экономическая сфера представляет собой структурно оформленную часть функционально-деятельностных отношений людей по производству, накоплению, распределению материальных ценностей и продуктов стоимости, а также соответственную инфраструктуру профессионально-производственной деятельности.

Экономическая напряженность является качественно-количественной характеристикой неравновесности-неравнозначности субъектов экономических отношений, их экономических потребностей, интересов, ценностных ориентации, критериев неудовлетворенности экономическим положением и ролью в распределении экономических ресурсов [9, c. 26].

Типичными видами экономической напряженности являются профессиональная конкуренция, дефицитность или избыточность трудовых ресурсов в сфере незанятого трудоспособного населения.

Базовые методологические принципы применимы и для определения иных сфер общественной жизни и соответственно сущности напряженности.

Духовно-идеологическая сфера — это структурно ограниченная пространством общественного сознания часть коммуникативных отношений по поводу производства, хранения, тиражирования, использования духовных ценностей.

Напряженность в этой сфере отражает неравновесность-неравнозначность духовных потребностей, интересов, ценностных ориентации субъектов, плюрализма в осмыслении и интерпретации феноменов бытия и небытия, в их художественно-творческом представлении.

Это может быть напряженность субъектов религиозного и научно рационального мировоззрения, носителей либеральной и социалистических идеологий, сторонников реализма и романтизма в искусстве.

Принцип сферной типологии часто применяется по отношению к властно-политическим феноменам. Политическая сфера представляет собой оформленную часть статусно-управленческих, правовых отношений по поводу воспроизводства, сохранения, перераспределения и удержания власти. Основными субъектами властно-политических отношений являются граждане, политические партии, государство.

Политическая напряженность представляет собой меру нарушения баланса политических интересов основных субъектов легитимной политической власти.

Наибольшие сложности связаны с обоснованием понятия «социальная сфера». Они предопределены прежде всего вариативностью значений феномена социальности.

В узком смысле социальные отношения — это сфера оказания тех или иных жизненных услуг слабозащищенным слоям населения. В широком смысле социальное является синонимом общественного.

Уяснению предметно-пространственной характеристики легитимной социальности не способствуют и практические действия субъектов власти и права, которые в одних случаях выводят за пределы собственно социальной сферы вопросы здравоохранения, образования, науки, занятости, миграции и т.д., в других определяют формальные границы социальной сферы таким образом, что в ее пространстве оказываются многие структурные, содержательные компоненты и экономической и духовно-идеологической сфер.

В известном смысле социальная сфера есть область жизненного патернализма. Там, где начинается жизненная самодостаточность, заканчивается сфера социальных регуляций.

В контексте подобных размышлений социальная напряженность отражает неравновесность-неравнозначность стартовых жизненных возможностей личности, социальной группы, нарушения прав человека и принципа справедливости в отношении ресурсов самореализации.

Феномены собственно социальной напряженности достаточно полно представлены в экономической сфере, что делает вполне обоснованным и правомерным словосочетание: социально-экономическая напряженность. В этой формуле выражены феномены неравнозначности возможностей людей, нарушения их прав и несоблюдения справедливости в сфере трудовых отношений. Организация, условия труда, заработная плата и иные атрибуты и свойства трудовых отношений могут рассматриваться и в экономическом, и в социальном, и в синтетическом социально-экономическом контекстах. Нередко эти отношения, степень их напряженности приобретают и политическое значение. Классический пример — жизненная, онтологическая напряженность, вызванная массовыми и длительными невыплатами заработной платы.

В качестве критерия классификации напряженности наряду с особенностями ее предметной, объектной области используются свойства характеристик субъекта. Выделим следующие типы или уровни напряженности индивидуальная, гендерная, семейная, социально-групповая, этническая, общественная, цивилизационная.

По генетическому основанию выделяются два класса напряженных состояний — закономерная, обусловленная напряженность и спонтанная, произвольная, случайная напряженность.

Напряженность как концентрация жизненных сил, как целеобоснование, целедвижение может иметь экстравертный и интровертный вектор направленности, обусловливающий потенциалы латентной и социальной публичной напряженности.

И теоретическую и практическую значимость имеет классификация напряженности по степени интенсивности ее генезиса, накопления и проявления.

Можно выделить пять классических состояний напряженности индивидуального или социального субъекта:

— минимальная напряженность;

— заниженная напряженность;

— стандартная, эталонная напряженность;

— завышенная напряженность;

— максимально высокая напряженность.

В зависимости от конкретных обстоятельств, характеристик субъекта напряженности тот или иной ее уровень может выражаться широким набором признаков и свойств — от аномии и апатии до творческой одержимости, экзистенциального фанатизма и психической агрессивности.

Понятие «аномия» ввел в научный оборот и обосновал французский философ и социолог Э. Дюркгейм.

Аномия — это вид пониженной напряженности, предопределенной значительной деформацией гуманистически ориентированных социальных ценностей и доминированием упрощенного образа жизни, жизни как «растительного» существования.

Специфические особенности имеет напряженность, отнесенная к апперцепционному типу.

Апперционная напряженность — это интеллектуально-психическая напряженность, представляющая синтез конвертирующего влияния психического, опытного, жизненного ресурса личности на феномены актуального восприятия, осмысления, деятельности [11, c. 80].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.