Рефераты. Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления






– власть безынициативна в плане конструктивного диалога с бизнесом в контексте социальной проблематики;

– власть финансирует социальные проекты по остаточному принципу и не в полной мере контролирует расходование средств;

– власть недостаточно или вовсе не информирует общественность о социальной деятельности.

В последнее время федеральная власть открыто призывает крупные компании проводить политику социальной ответственности. Бизнес отдает себе отчет, насколько это необходимо ему самому с точки зрения репутационного менеджмента (благоприятная среда в регионе присутствия, конструктивные отношения с властями, преференции перед инвесторами и т.д.). В своей социальной деятельности бизнес традиционно использует три формы:

– внутрикорпоративная деятельность (улучшение техники безопасности, медицинское страхование и социальная защита своих сотрудников);

– благотворительность (по традиционным направлениям оказания помощи ветеранам и детям-сиротам, а также по принципу «кто быстрее попросил, тот и получил»);

– спонсорство (студенческие гранты, поддержка спортивных команд и творческих коллективов, финансирование региональных праздничных мероприятий) [31, c.135].

В сущности, несмотря на традиционно хороший репутационный эффект, который дает внутрикорпоративная деятельность в узкой среде сотрудников компании, все три стандартные формы социальной работы, реализуемые бизнесом в регионах, обладают общими недостатками:

– незначительный охват целевой аудитории — получателей помощи, что исключает широкий репутационный эффект. Как правило, знают об оказанной помощи и испытывают благодарность только те узкие группы, на которые благотворительность распространилась;

– несовпадение выбранных направлений деятельности с представлениями большинства населения о насущных социальных потребностях общества, что исключает массовое одобрение этой деятельности;

– отсутствие системности в оказании социальной помощи и в адекватном информировании о сделанном, что приводит к отсутствию широкого общественного резонанса.

Наличие вышеуказанных недостатков ведет к несоответствию репутационных дивидендов бизнеса от социальной деятельности и его значительным финансовым затратам на ее осуществление.

Можно полагать, что при подобном подходе желаемого эффекта не будет даже при существенном увеличении социальных инвестиций.

В этой связи в настоящее время получают распространение новые прогрессивные формы спонсорской и благотворительной деятельности крупных предприятий. Такие проекты носят, как правило, долгосрочный характер и требуют новой, достаточно сложной схемы управления вложениями и, соответственно, увеличения издержек на менеджмент в непрофильной деятельности. Представляется очевидным, что при проведении политики социальной ответственности бизнесу необходимо кооперироваться с властью.

При этом в мировом сообществе существуют две основные модели кооперации бизнеса и власти:

– европейская (доминирующая роль государства);

– американская (большая часть социальных функций возлагается на компании).

Ассоциация менеджеров России опубликовала интересные данные своих исследований по этой теме. При выборе наиболее, с их точки зрения, оптимальной модели взаимодействия бизнеса и власти в вопросах социальной политики мнения руководителей компаний распределились следующим образом:

– наибольшее распространение получило представление о том, что «бизнес несет социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов» (52,9% опрошенных);

– менее популярным является представление о том, что «государственная политика и социальные инициативы компаний не зависимы друг от друга» (29,0%);

– еще менее распространено мнение, что «государство определяет приоритеты социальной политики, а бизнес берет на себя реализацию программ» (17,6%).

Иными словами, американская модель взаимоотношений власти и бизнеса не поддерживается, зато российское бизнес-сообщество продемонстрировало готовность определять свою социальную политику в диалоге с властными структурами [32, c. 137].

Подводя итоги вышеизложенного, представляется очевидной необходимость нового системного подхода к социальной деятельности. Таковым являются Долгосрочные Социальные Программы (ДСП), под которыми понимается системный комплекс общественно значимых мероприятий. Подобные программы в сущности являются альтернативой льготам. Они ориентированы на то, чтобы стимулировать общественно полезную деятельность, и предполагают вовлечение в нее широких слоев общественности региона. При этом должны иметь конкретный социально значимый результат.

Диагностика общественного сознания проводится по специальной методологии с целью выявления ожиданий населения региона в социальной сфере, выбора на этой основе резонансных групп и форм помощи. Иными словами, на этом этапе определяются группы воздействия, на которые будет направлена работа, выбираются целевые группы, поддержка которых вызовет наибольшее одобрение и, соответственно, резонанс у жителей данного конкретного региона. Резонансными группами могут стать: дети, инвалиды, молодежь, пенсионеры и др., то есть любые «произвольные» группы, которые по закону могут и не являться льготными категориями граждан. Таким же образом определяются и резонансные формы поддержки. Следует отметить, что, согласно исследованиям, далеко не всегда материальная помощь является единственным или главным способом поддержки, которого ждут и приветствуют жители регионов [33, c. 46].

На основании аудита социальной деятельности в регионе — инициатив власти, бизнеса определяется круг участников ДСП. В задачи аудита входит определение следующего круга вопросов:

– кто и как уже работает в социальной сфере;

– какие проекты уже реализуются, какие инициативы продвигаются, а какие идеи не были реализованы;

– какие ресурсы могут внести «в общую копилку» потенциальные участники — деньги, кадры, материально-техническое обеспечение, оргподдержка и т.п.;

– на каких условиях потенциальные участники готовы сотрудничать в общерегиональной программе и т.д.

По результатам диагностики и аудита разрабатывается стратегия программы, в которой расписывается идеология программы, направления работы в соответствии с определенными резонансными группами и формами помощи.

В стратегии определяются формат организационной схемы, этапы и сроки, а также основные направления и принципы информационного сопровождения.

После разработки стратегии формируется собственно Программа, представляющая собой описание системы входящих в нее мероприятий. Формирование управленческой схемы программы предполагают консолидированное наполнение бюджета и жесткую схему управления, предполагающую широкое использование и объединение имеющихся ресурсов (структур, организаций, отдельных участников) [33, c. 48].

Данный подход не предполагает увеличения тех средств, которые уже тратятся или планируются быть потраченными на социальную сферу в регионах различными участниками этого процесса. Речь идет, в первую очередь, о консолидации части этих средств на единую согласованную долгосрочную программу.

Более того, в данной схеме не надо создавать принципиально новые модели, институты, объекты, не надо «строить с нуля» — нужно оптимально аккумулировать имеющиеся ресурсы.

Специфика наполнения консолидированного бюджета программ во многом зависит от ее инициатора. В том случае, если это исполнительная власть, то бюджет составляется из средств, полученных из областного бюджета, фандрайзинга, фондов, грантов с государственным получателем. В том случае, если инициатором программы является бизнес, то это средства из фондов, вложения самого бизнеса, а также гранты с коммерческим получателем. В случае какого-либо иного, чем исполнительная власть, политического субъекта, выступающего инициатором программы, — это любые промежуточные варианты.

Стратегический Совет — верховный орган программы. На этом уровне принимаются стратегические решения по реализации программы и ее освещению, утверждается состав участников [33, c. 49].

Исполнительная дирекция — это собственно исполнительный орган програмы, который на ранних этапах составляют консультанты и постепенно передают свои функции местным кадрам. Именно Исполнительная дирекция реализует мероприятия и разрабатывает медиа-план. В ее полномочия входит управление бюджетом, создание и обеспечение функционирования рабочих групп по направлениям программы, реализация информационного сопровождения на местном и федеральном уровнях.

На основании аудита ресурсов социальной деятельности в регионе определяются основные исполнители — как правило, это некоммерческие организации [34, c. 77].

Реализация программы с широким медиа-сопровождением реализуется в соответствии с планом мероприятий. При этом огромное значение придается системному информационному сопровождению, так как это один из ключевых механизмов получения широкого общественного резонанса и, соответственно, инструмент внедрения позитивных общественных установок, что в свою очередь способствует снижению уровня социальной напряженности. Как правило, информационное сопровождение программы предполагает четыре направления:

– фоновая кампания;

– информационное сопровождение работы участников;

– информационное сопровождение проектов;

 – информационное сопровождение мероприятий компании, укладывающихся в контекст программы.

Информационная кампания осуществляется на трех уровнях — федеральном, региональном и районном — в соответствии с принципом интегративности, когда все составляющие работают на единый результат. Необходимо отметить важность координации всей информационной кампании из одного центра и по единому медиа-плану, так как наложение всех частей информационного освещения должно иметь строго волнообразный характер [34, c. 78].

Преимущества и результаты ДСП:

– мероприятия программы ориентированы на ожидания населения, они отвечают представлениям людей о наиболее актуальных задачах и наиболее «справедливом» вложении ресурсов. Долгосрочный характер программ, во-первых, является определенной гарантией стабильности, что всегда вызывает доверие и признание населения. Во-вторых, последовательная реализация цепи мероприятий программы дает возможность константной демонстрации реальных дел («результаты здесь и сейчас»), управленческой и политической воли;

– предлагаемый алгоритм программы позволяет системно подойти к формированию оргсхемы проекта и эффективно консолидировать ресурсы всех участников программы, что в результате значительно удешевляет затраты на ее проведение при максимальном охвате различных аудиторий;

– кроме того, неотъемлемой частью программы является, во-первых, системное целенаправленное информирование населения региона о ходе и результатах программы и, во-вторых, сопутствующий эффект «социального заражения». Он возникает в связи с массовым привлечением к участию в программе самого широкого круга волонтеров и профессионалов (работники муниципальных и бюджетных организаций в области образования, здравоохранения, социального попечения, науки, спорта и т.п.). По опыту, эти участники невольно становятся самыми искренними и активными «пропагандистами» программы, носителями позитивного настроя. Все это позволяет получить несопоставимый с иными формами социальной деятельности общественный резонанс, способствующий внедрению позитивных установок в массовое сознание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.