Рефераты. Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления






Наличие в общественной жизни позитивных и негативных проявлений социального напряжения свидетельствует о том, что это неоднозначное и разностороннее явление, которое выполняет двоякую роль:

– деструктивную (разрушительным образом влияет на государство, экономику, власть и личность);

– конструктивную (мобилизует на преодоление трудностей, фрустраций).

При этом автор придерживается точки зрения В.И. Митрохина, который считает, что напряженность «естественна человеческой природе и конструктивна по своей сущности», другими словами, социальная напряженность является необходимым условием жизнедеятельности общества, служит тем двигателем, посредством которого оно добивается поставленных целей [12].

Понятие «социальная напряженность» широко используется в исследованиях, связанных с анализом состояния процессов социального развития, не выходя, как правило, за рамки обыденного сознания, фиксируя субъективные оценки состояния общества.

Задачей социального управления по отношению к социальной напряженности оказывается не ее ликвидация, а оптимизация, фиксация и поддержание в таких границах, в которых она будет работать на сохранение целостности и воспроизводства системы, а не на ее деструкцию. Более того, если рассматривать социальное развитие как переход общества из одного состояния в другое, сохраняющее некоторую себетождественность, то напряженность оказывается необходимым моментом существования целостности социальной системы.

Муниципальное образование, как часть социальной системы, представляют собой открытую, подвижную систему, эффективность жизнедеятельности которой во многом зависит от внешних факторов. В качестве субъективного жизнеобеспечивающего фактора муниципального образования можно рассматривать социальную напряженность, детерминирующую социальную, гражданскую, инновационную и другие виды активности населения.

Для каждого муниципального образования существует целый ряд общих факторов, влияющих на уровень социальной напряженности: российских и региональных, но в каждом муниципальном образовании своя специфика. Поэтому целесообразно выявить уровень социальной напряженности, рассмотреть, какие факторы влияют на социальную напряженность в монопромышленном городе Нижнекамске и какая зависимость прослеживается в этом процессе от качества и уровня работы администрации города.

В связи с тем, что данная тема актуальна, она требует проведения социологического исследования.

Цель исследования. На основе данных социологического исследования определить уровень социальной напряженности.

Объект исследования:

– население г. Нижнекамска.

Предмет исследования:

– факторы, влияющие на социальную напряженность;

– уровень социальной напряженности в г. Нижнекамске.

Гипотеза исследования.

В г. Нижнекамске наблюдается высокий уровень социальной напряженности, однако существует тенденция спада социальной напряженности.

Задачи исследования:

– изучить факторы, влияющие на социальную напряженность в г. Нижнекамске;

– выявить мнение населения относительно эффективности деятельности местных органов власти;

– определить уровень социальной напряженности в г. Нижнекамске;

– в результате социологического опроса и статистического анализа проследить динамику уровня социальной напряженности в г. Нижнекамске.

Основные методы сбора информации. Для проведения социологического исследования использовался:

– метод анкетирования (см. приложение В). В результате анкетирования было опрошено 300 жителей г. Нижнекамска;

– анализ документов;

– анализ статистических данных.

Генеральная совокупность – 157 806 человек (структура избирателей г. Нижнекамска), из них:


от 18 до 30 лет – 41 232 человек: из них мужчины – 20 112, женщины – 21 120;

от 31 до 54 лет – 78 270 человек: из них мужчины – 35 098, женщины – 43 172;

от 55 и старше – 38 304 человек: из них мужчины – 15 180, женщины – 23 124.


Выборочная совокупность – 300 человек:


от 18 до 30 лет – 78 человек: из них мужчины – 38, женщины – 40;

от 31 до 54 лет – 150 человек: из них мужчины – 67, женщины – 83;

от 55 и старше – 72 человека: из них мужчины – 29, женщины – 43.


Интерпретация понятий.

Социальная напряженность – естественное состояние общества, характеризующееся концентрацией внутренней энергии, функционирующее под воздействием как доминирующих тенденций развития общества, так и особых условий и обстоятельств.

Дестабилизация – потеря стабильности, нарушение установившегося ритма, динамики экономических процессов, возникновение скачков, крутых спадов в управлении, производственной и финансовых сферах.

Муниципальное образование – городское, сельское поселений, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные должностные лица местного самоуправления.

Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальное управление – осуществление должностными лицами представительных и исполнительных органов местного самоуправления (муниципальными служащими), которые представляют интересы местного сообщества и при выполнении своих должностных обязанностей вступают в процесс коммуникаций (обращаются, обмениваются информацией), принимают управленческие решения, чтобы выполнять управленческие функции по планированию, организации, распорядительству, мотивации, руководству, контролю деятельности по достижению целей муниципального образования – улучшению качества жизни населения территории и увеличению его вклада в развитие всего общества.

Рабочий план исследования находится в таблице 1 Приложения Б.

Логическая структура инструментария отражена в таблице 1 Приложения А.


4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы


В наше время компьютерные и информационные технологии проникают все глубже во все сферы деятельности человека, в том числе и в научную, поэтому в рамках программного обеспечения работы были использованы:

Возможности интегрированного офисного пакета Microsoft Word – составная часть офисного пакета – позволил вводить, выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять автоматическую орфографическую и грамматическую проверку текста, автоматизировать процесс форматирования документов. Печатание текста в шаблоне и создание специального стиля дало возможность набрать текст уже в заданных параметрах (поля страницы, шрифт, размер шрифта, межстрочный интервал, оформление названий таблиц и рисунков и многое другое) в соответствии с методикой оформления выпускной квалификационной работы.

С помощью табличного процессора Microsoft Excel, входящего в стандартную версию набора Microsoft Office 2003 представляют собой мощную систему с графическим интерфейсом, оперативной подсказкой, мастером диаграмм, встроенным языком программирования, а также в программе имеется 400 математических, статистических и других функций. С помощью данного пакета были построены приложенные таблицы и различные диаграммы. И простое построение последних, а также их форматирование (перемещение, изменение размера, цвета, шрифта) представляется возможным благодаря имеющейся в Excel программе-подсказчику и путеводителю – мастеру диаграмм.

Для правового анализа исследуемой темы использовалась справочная правовая система «Консультант-плюс» - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации по различным информационным блокам.

Так, информационный блок «Российское законодательство» содержит основополагающие нормативные и иные правовые акты, затрагивающие интересы большинства граждан и организаций, осуществляющих различные виды предпринимательской деятельности: кодексы РФ; все федеральные конституционные законы; нормативные правовые акты общего значения, в том числе: федеральные законы; нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти; законы СССР и иные нормативные правовые акты; акты официального разъяснения действующих норм общего значения. Региональный выпуск «Консультант-плюс» Республики Татарстан позволил при написании выпускной квалификационной работы использовать нормативные правовые акты и иные документы органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Глобальная компьютерная сеть Internet, предоставляющая возможность общения, передачи и поиска необходимой информации по всему миру. С помощью браузера Microsoft Internet Explorer можно получить доступ ко всем ресурсам Интернета, будь то электронная почта, хранилища файлов, Web-странички, базы данных или другое. Использование здесь поисковых систем Yandex, Rambler и Apport позволило определить направление исследовательской работы, осуществить подборку материала.

Для обработки анкетной информации использовалась диалоговая система АНКЕТА-РС. Система ориентирована на специалистов гуманитарного профиля, прежде всего социологов, она также может быть использована экономистами, психологами, медиками, проста в эксплуатации и позволяет работать в привычных терминах и понятиях.

АНКЕТА-РС сопровождает исследование от начала и до конца, автоматически выполняет рутинные ручные работы. Она позволяет всего за несколько дней создать большие массивы информации и обработать их в считанные минуты. Система универсальна, легко настраивается на конкретную анкету с помощью введения текста вопросника. Отличительная особенность системы состоит в том, что она допускает включение в анкету сложных вопросов, в том числе открытых. Для ввода информации не требуется предварительного кодирования ответов. Все результаты и таблицы, вводимые системой, наглядны и включают необходимые тексты и пояснения, генерируемые по введенному ранее опроснику.

Возможности диалоговой системы АНКЕТА-РС:

– подготовка вопросника для тиражирования;

– ввод информации в форме диалога-интервью;

– автоматическое закрытие и кодирование открытых вопросов при вводе анкеты;

– добавление к анкете вторичных комбинированных переменных;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.