а какие имеют меньшее значение, хотя сами по себе могут быть и
очень положительными;
- конкретизация целей в рамках развития персонала: становится
возможным организовать обучение и тренинг с учетом индиви-
дуальных потребностей сотрудников, а также обеспечить систем-
ный режим ротации на рабочем месте, в наибольшей степени
служащий развитию персонала.
В табл. 13 и на ил. 21 и 22 обобщены некоторые результаты
анализа требований к должностям начальников отделов, прове-
денного компанией "Люфтганза" в 1991 г. при участии более 80
менеджеров разного уровня.
Должности руководителей различных отделов охарактеризо-
ваны 13 параметрами, имеющими различную степень проявле-
ния. Совокупность типичных для конкретной должности степе-
ней проявления этих параметров представляет собой профиль
требований.
Оценка потенциала используется с целью выявления объек-
тивной, надежной и актуальной информации о мотивах, внут-
ренних установках и склонностях в сфере поведения (свойствах)
конкретных лиц, а также для определения их способностей, зна-
ний и навыков.
Ниже мы рассмотрим ряд методов индивидуальной оценки
потенциала с учетом опыта их применения в компании "Люфт-
ганза".
(1) Интервью (собеседование)
Беседа с лицом, ищущим работу, и разговор, предшествую-
щий принятию решения о повышении сотрудника по службе,
являются наиболее распространенными методами оценки потен-
циала. Такая процедура необходима, поскольку она обычно явля-
ется единственным источником, дающим представление о моти-
вационных и эмоциональных характеристиках (признание, сим-
патии, климат), а также о специфике социального поведения
тактичность, манеры, доброжелательность) испытуемого лица.
Помимо этого, процедура интервью позволяет дать ищущему ра-
боту или кандидату на повышение важную информацию о пред-
приятии и его будущей позиции.
Несмотря на то что те, кто применяет метод интервью на
практике, считают его информативным, эффективным и даже об-
щепризнанным, научные исследования показали, что объектив-
ность результатов интервью и степень их надежности с точки
169
Таблица 13
Операционализированные параметры требований к руководству
отделов |Параметр |Операционализация | | |Черты личности руководителя | |1. Ориентация |Умеет распознавать потребности клиента и обеспечивает | |на клиента |соответствие товаров фирмы и их маркетинга этим потребно- | | |стям; отодвигает личные желания на второй план, когда они | | |не совпадают с интересами клиента | |2. Открытость |Терпим по отношению к другим, но без чрезмерной уступчи- | | |вости. Внимателен к чужим доводам и прислушивается к ним' | | |даже если они расходятся с его личными взглядами. Открыт | | |по отношению к другим, ищет контакты, приветлив, вызывает | | |симпатию; поведение свидетельствует о хорошем воспитании | | |и умении держаться. Может служить образцом для подража- | | |ния. | |3. Активность |Не теряет выдержки даже в критических ситуациях; сохраняет | |и |деловой подход, даже когда задеты его личные интересы. | |умение вы- |Проявляет упорство даже при выполнении сложных заданий и | |держивать |не останавливается перед препятствиями. Не раздражается, | |нагрузки |когда ему мешают. Проявляет энтузиазм по отношению к | | |заданиям и людям. Ярко выраженная целеустремленность и | | |умение увлечь за собой других. Стремление к успеху. | |4. Автоном- |Охотно берется за сложные задания; мобильный. Не отрекает- | |ность и го- |ся от своих ошибок и не сваливает их на других. Держится | |товность к |уверенно; умеет высказывать критические замечания, даже | |переменам |когда это не одобряется. | | |Мышление и действия в ходе самостоятельной работы | |5. Интеллекту-|Определяет общие элементы разных ситуаций; устанавливает | | |правила на основе конкретных ситуаций и претворяет их | |альные спо- |также в конкретные решения. Перенимает информацию и | |собности |опыт из смежных профессиональных сфер и частной жизни и | | |претворяет эти знания в новаторские подходы; развивает | | |новые оригинальные стратегии принятия решений. Избегает | | |заезженных путей. | |6. Профессио- |Обладает широкими и глубокими знаниями своей профессии, | |нальная ком- |приобретенными благодаря образованию и практическому | |петентность |опыту, и развивает их. Знает иностранные языки или готов их| | | | | |изучить. | |7. Предприни- |Наблюдает за событиями за пределами своей сферы ответст- | |мательское |венности на фирме или в обществе; учитывает влияние своих | |мышление и |решений на другие подразделения фирмы, фирму в целом и на | |общественная |общество. Мыслит и действует экономически целесообразно; | |ответственност|обладает способностью видеть перспективы. | |ь | |
170 ???
Продолжение табл. 13 |Параметр |Операционализация | |8. Плановость |Формулирует свои рабочие цели и следует им; действует сис- | |работы |темно и структурирует сложные деловые аспекты, определяет | | |приоритеты. Основывает свои решения на адекватных дан- | | |ных, учитывает последствия и в результате принимает бы- | | |строе решение. Соблюдает договоренности. | | |Стиль руководства и социальная направленность | |9. Целенаправ- |Берет на себя руководящую роль и стремится оказывать влия- | |ленность |ние, берет на себя инициативу в межличностных ситуациях и | | |структурирует деятельность других. Совместно с сотрудника- | | |ми разрабатывает четкие и реалистичные цели и проверяет их | | |осуществление. Уточняет и структурирует задания сотрудни- | | |ков. Не теряет из виду поставленных целей даже при наличии | | |сопротивления; не поддается социальному давлению. | |10. Ориентация |Распознает и учитывает потребности сотрудников; восприим- | |на сотрудни- |чив и по отношению к их личным заботам и проблемам, ока- | |ков |зывает им необходимую помощь в трудных ситуациях. Согла- | | |совывает полномочия сотрудников и не вмешивается в сферу | | |их компетенции; до передачи сотрудникам полномочий | | |проверяет степень компетенции и мотивации. Заблаговременно | | |и адекватно информирует сотрудников в понятной для них | | |форме. Мотивирует и увлекает сотрудников при выполнении их | | |заданий. Консультирует сотрудников и содействует их | | |профессиональному развитию. | |11. Поведение в|Привлекает коллег к процессу принятия касающихся их реше- | | |ний и воспринимает их доводы. Интегрирован в коллектив; | |коллективе |заблаговременно распознает конфликтные интересы и конст- | | |руктивно "обрабатывает" создавшиеся конфликты. Уравно- | | |вешивает отношения на деловом и человеческом уровнях при | | |возникновении межличностной напряженности. Не стремится | | |получить выгоду за чужой счет, устанавливает четкие правила| | | | | |игры и действует в соответствии с ними. | | |Умение выражать свои мысли | |12. Компетент- |Выражается ясно и понятно; учитывает при этом уровень | |ность в сфере |информированности собеседника. Не возбуждает противоре- | |вербальной |чия; его идеи и предложения перенимаются другими; к нему | |коммуника- |обращаются за советом. | |НИИ | | |13. Способность|Использует графические изображения, примеры и сравнения | | |при изложении своих мыслей; умело применяет технические | |представлять |средства. Совмещает доводы и структурирует их. В письмен- | |свои идеи |ной форме использует ясные фразы; текст четко структуриро- | | |ван и хорошо читается. |
171 ???
зрения возможности использования в качестве базы для прогноза
потенциала в значительной мере переоцениваются. Причины
такой переоценки кроются в том, что собеседование, как прави-
ло, проводят менеджеры, которые не имеют необходимой для
этого подготовки и опыта, недостаточно владеют техникой веде-
ния интервью и методикой обработки и интерпретации его ре-
зультатов, а в ходе самого интервью слишком много говорят сами
и не структурируют беседу.
Субъективность процесса социального восприятия и связан-
ные с ней типичные ошибки интервьюеров, такие как ложное
первое впечатление, принятие решений под влиянием обаяния
интервьюируемого, контрастов и сходства, личные предпочтения
и антипатии, создают искаженную картину и ведут к ошибочным
суждениям.
Если, однако, учесть, что собеседование в целом считается аб-
солютно незаменимым методом, неизбежно возникает вопрос о
том, как обеспечить его более высокую эффективность и добить-
ся большей точности его результатов. С этой целью можно пред-
ложить следующие рекомендации:
- создание структурированной схемы интервью, направленной
на выявление соответствия претендента конкретным требовани-
ям к работе;
- тренинг интервьюеров в целях освоения техники ведения
бесед и постановки вопросов;
- проведение собеседования несколькими интервьюерами;
- систематическое протоколирование ответов кандидатов;
- сочетание интервью с несложными упражнениями, модели-
рующими то или иное рабочее задание, а также с ролевыми игра-
ми;
- четкое разделение сферы сбора информации и оценки.
(2) Психологическое тестирование
Психологическое тестирование в первом приближении можно
подразделить на четыре основных вида: а) тестирование личности; б) тесты на выявление сферы интересов; в) тесты на соответствие определенным психофизическим
критериям; г) тесты на интеллектуальные способности.
В ходе проводимых на фирмах оценок потенциала применя-
ются главным образом тесты на интеллектуальные способности.
Это связано со следующими причинами:
- тестирование личности является юридически спорным во-
просом. Его методика разрабатывается, как правило, для исполь-
17_??? зования в клинических целях, в то время как на предприятиях
тестирование разрешается использовать для выявления только
тех характеристик личности, которые однозначно связаны с тре-
бованиями соответствующего вида трудовой деятельности. Кро-
ме того, против тестирования личности говорят недостатки мето-
дики его проведения (статистические исследования показали, что
использование при тестировании личности опросников позволя-
ет добиться лишь весьма посредственной точности измерения и
невысоких показателей стабильности и эффективности прогно-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9