Рефераты. Сканированный текст Марр, Шмидт. Управление персоналом






p>"контекста" деятельности фирмы. Непосредственными импуль-

сами к возникновению нового или измененного содержания ме-

роприятий по повышению квалификации служат изменения тех-

нологического характера, динамика рынка, а также предложения

менеджеров, других сотрудников фирмы и предложения, исходя-

щие от учебных заведений вне фирмы. д) В зависимости от целевых групп выделяют повышение квали-

фикации руководящих работников, общее повышение квалификации

работников фирмы (технических специалистов и специалистов

экономических отделов фирмы, мастеров, молодых сотрудников,

идущих на повышение) и открытые программы повышения квали-

фикации (для всех сотрудников без ограничений, которые могут

быть рассчитаны даже на членов их семей).

12.1.3. Цели и функции повышения квалификации

Следует проводить различие между целями и функциями по-

вышения квалификации. Цели — это состояние, которого стре-

мятся достичь, а функции — это фактические воздействия.

Цели фирмы характеризуются двумя признаками: они доста-

точно конкретно обозначают желаемые состояния в будущем и

отличаются от индивидуальных целей тем, что они обязательны

для всех работников фирмы. Поэтому их, как правило, офици-

ально утверждают, т.е. они провозглашаются руководством фир-

мы.

Эти цели определяют три функции: управление, координацию

и контроль. Цели лежат в основе поведения, поэтому они управ-

ляют поведением. Они позволяют достичь и улучшить взаимное

согласование поведения и в этом смысле выполняют координи-

144 рующую функцию. И наконец, цели определяют выработку крите-

риев для контроля.

Если цели формируются и ставятся перед процессом повыше-

ния квалификации, то на передний план выдвигаются обычно

способности и навыки, которые должны быть приобретены ра-

ботниками. Сформулированные в общем виде цели называются

главными целями. Они в несколько этапов детализируются и на-

полняются конкретным содержанием, а затем трансформируют-

ся в так называемые учебные цели. Эти цели оказывают влияние

на поведение, которое может быть проконтролировано.

Формулировка целей обучения, ориентированная на повыше-

ние лишь узкопрофессиональной квалификации, является слиш-

ком ограниченной даже в том случае, если приобретению такой

квалификации отводится центральное место. То, что возможный

спектр целей, преследуемых повышением квалификации, содер-

жит в себе дополнительные компоненты, становится очевидным,

если мы рассмотрим функции повышения квалификации.

Согласно организационным теориям, в основу которых поло-

жена теория систем, можно назвать три группы условий, выпол-

нение которых гарантирует существование организации (фирмы).

Это эффективность выполнения задач, интеграция и гибкость.

Эти три условия функционирования системы положены в основу

структуры проведения анализа эффекта, ожидаемого от повыше-

ния квалификации.

Эффективность выполнения задачи. Непосредственное выпол-

нение задачи занимает центральное место в дискуссиях по подго-

товке персонала и повышению квалификации. При этом сначала

рассматривается воздействие на профессиональную квалифика-

цию, затем на мотивацию и, наконец, на наем персонала. Квали-

фикационный показатель отражает влияние на способность эф-

фективно работать, мотивационный — влияние на стремление

выполнить работу, а воздействие на наем персонала означает воз-

можность нанять для фирмы квалифицированных, готовых вы-

полнить задачу работников. Мотивационное воздействие дости-

гается за счет повышения квалификации прежде всего в том слу-

чае, когда повышение квалификации открывает или по меньшей

мере облегчает возможности для карьеры. Мотивационный эф-

фект Достигается, однако, и в том случае, когда повышение ква-

лификации способствует качественному и надежному выполне-

нию сотрудником своей работы.

Интеграция и управление. Организационная структура пред-

приятия основана на разделении труда. Нецелесообразно и, кро-

ме того, просто невозможно пытаться предвосхищать и заранее

145 планировать все рабочие процессы и все возможные ситуации.

Поэтому фирмы вынуждены предоставить своим работникам

возможность самостоятельно определять проблемы и действовать

во имя достижения целей, поставленных фирмой.

Для того чтобы работники могли это сделать, им необходимо

располагать знаниями о взаимосвязях внутрифирменной органи-

зации. Если повышение квалификации способствует тому, что

сотрудники фирмы получают информацию о целях и важнейших

внутрифирменных взаимосвязях, оно тем самым служит гаранти-

ей совместных целенаправленных действий: эффект повышения

квалификации в этом случае будет состоять в стимулировании

интеграции и целенаправленных действий фирмы.

Гибкость. Повышение квалификации может включать в себя

инновационный эффект и повышение мобильности. Оба этих

фактора объединены понятием "эффект гибкости". Благодаря

повышению квалификации фирма наполняется новыми знания-

ми, которые способствуют нахождению принципиально новых

решений проблем или значительно их облегчают. Повышение

квалификации способствует созданию инновационного климата

на предприятии.

Эффект мобильности срабатывает в том случае, если в резуль-

тате мероприятий по повышению квалификации расширяется

горизонт работников как специалистов в определенной профес-

сиональной области, а также развивается их способность адапти-

роваться к смене трудовых заданий.

Упомянутые эффекты не достигаются автоматически, напро-

тив, они возможны только в том случае, если мероприятия по

повышению квалификации с самого начала ориентируются на

достижение этих эффектов.

12.1.4. Факторы, влияющие на деятельность фирмы в области повышения квалификации

Одно из эмпирических исследований, проведенных в Герма-

нии, показало, что на предприятиях кожевенной, текстильной и

швейной отраслей промышленности 3,1% сотрудников участвует

во внутрифирменных мероприятиях по повышению квалифика-

ции. В энергетике этот показатель составляет 18,2%, в кредитных

институтах и страховых компаниях — 41,2% (Weber, 1985). Эти

различия, наглядно представленные на ил. 16, не случайны: они

объясняются, в частности, различными условиями деятельности

в отдельных отраслях и соответственно на отдельных фирмах.

146

Проводились широкомасштабные исследования факторов, оп-

ределяющих степень активности в области повышения квалифи-

кации на фирмах (см., в частности, Weber, 1985).

Потребность фирмы в повышении квалификации ее сотруд-

ников находится в зависимости от трех факторов (схематически

изображенной на ил. 17):

- изменений во внешней среде и на самой фирме;

- комплексности и концепции управления;

- специфических особенностей продуктов фирмы.

Рассмотрим их подробнее.

(1) Изменения во внешней среде и на самой фирме

Внешние изменения происходят, в частности, в технологии, в

демографической области, в желаниях заказчиков или, напри-

мер, в системе общественных норм и ценностей. Если фирмы

хотят выжить в условиях пронизанного конкуренцией рынка, то

они должны приспосабливаться к этим изменениям.

Фирмы, работающие на динамичных, изменяющихся рынках,

характеризуются стремлением добиться по меньшей мере вре-

менного преимущества над конкурентами за счет инноваций. Эта

стратегия находит отражение в высокой степени интенсивности

проводимых исследований и разработок.

Таким образом, первое место в процессе преобразований и

изменений отводится НИОКР, которые требуют постоянной

адаптации, актуализации знаний большей части сотрудников: из-

менения в применяемой технике, новое оборудование, изменен-

ные процессы, новые материалы и изделия неизбежно вынужда-

ют практически каждого работника менять расстановку акцен-

тов. Новые дополнительные знания необходимы для того, чтобы

справиться с изменившимися задачами и требованиями.

Наряду с этими, ощутимыми непосредственно на отдельных

рабочих местах, последствиями изменений большое значение

имеет тот факт, что происходящие перемены требуют от работ-

ников гибкости. Необходимое желание и способность перестраи-

ваться могут быть развиты в ходе соответствующих тренировоч-

ных мероприятий.

(2) Комплексность и концепция управления

На крупных предприятиях, основанных на разделении труда,

особенно необходимы интегративные знания, т.е. знания о внут-

рифирменных взаимосвязях как условие самостоятельной коор-

динационной деятельности. С повышением комплексности, осо-

бенно с ростом организационной единицы, эта потребность воз-

147

растает. Становится все труднее заранее удовлетворить потреб-

ность в координации с помощью организационных норм. Ис-

пользование неструктурных механизмов координации, в особен-

ности с помощью повышения квалификации и тренировочных

программ, способствует снижению спроса на структурные меха-

низмы координации, т.е. на организационное регулирование.

Комплексность принятия решений повышается при динами-

ческих изменениях внешней среды, которым в большей степени

соответствуют так называемые органические формы организа-

ции и управления (Burns/Stalker, 1961). Органические организа-

ционные формы и органические формы управления характери-

зуются децентрализованной координацией, а также высокой сте-

пенью передачи прав на принятие решений и ответственности

на нижние уровни управленческой иерархии и вовлечением

нижестоящих сотрудников в процесс принятия решений "навер-

ху". Они требуют от всех, кого это касается, в особенности от

руководящих работников, знания внешней среды, которое явля-

ется предпосылкой для самостоятельного выявления и решения

новых возникающих перед фирмой проблем. Этот вариант управ-

ления предполагает наличие большего числа общих ценностей и

целей, а также — вследствие относительной независимости тех,

кто принимает решения, — понимание внутрифирменных взаи-

мосвязей. Поэтому очевидна и необходимость в мероприятиях по

повышению квалификации с целью передачи интегративных зна-

ний.

(3) Специфические особенности продуктов фирмы

Особенно интенсивные мероприятия по повышению квали-

фикации проводятся, как показывают исследования, на тех пред-

приятиях, где основную роль играют консультационная деятель-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.