Рефераты. Система управления персоналом предприятия ООО "Элеконд"






Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:

- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;

- достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;

- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;

- обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработки у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

- закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);

- обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;

- согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);

- повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

Сложность и многогранность задач управления персоналом предполагает множест­венность аспектов в подходе к этой важной проблеме.

Обычно выделяют следующие аспек­ты управления персоналом:

- технико-технологический аспект отражает уровень развития конкретного    производства, особенности использования в нем техники и технологии, производственные    условия и т.п.

- организационно-экономический аспект касается вопросов, связанных с пла­нированием численности, составом работающих, моральным и материальным стимули­рованием, с использованием рабочего времени и т.д.; 

- правовой аспект включает вопросы соблюдения действующего трудового законодательства в работе с персоналом;

- социально-психологический аспект отражает вопросы  социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социальных и психологических процедур в практическую работу; 

- педагогический аспект связан с решением вопросов по воспитанию персонала и наставничеству.

Функция управления – основной элемент всех управляющих систем, относительно обособленное направление управленческой деятельности, позволяющее осуществить управляющее воздействие. Конкретные функции управления выполняют руководители, специалисты и служащие систем управления родственных профессий с использованием однотипной информации с целью выработки, обоснования и принятия близких по содержанию управленческих решений (воздействий) [22, с. 144 - 150].

 Цели, задачи, функции  управления достигаются путем реализации определенных принципов и методов.

Принципы, трактуемые в теории управления как устойчивые правила сознательной деятельности людей в процессе управления, обусловлены действием объективных законов.

Принципы, положенные в основу эффективного управления персоналом, достаточно многообразны.

Они носят многоуровневый характер (общие, частные, специальные, отдельные) и распространяются на разные сферы деятельности. 

В числе общих принципов как инструментов управления персоналом выделяются:  научность; плановость;  комплексность (системность);  непрерывность; нормативность;  экономичность; заинтересованность;  ответственность и т.п.

Методы выступают как способы реализации принципов.

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения поставленных организацией целей. 

Выделяют следующие методы управления персоналом:

- организационно – административные, основанные на прямых директивных указаниях;

- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

- социально – психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Организационно – административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.

Возможны три формы проявления организационно – административных методов: 

1.     Обязательное предписание (приказ, запрет).

2.     Согласительные (консультация, разрешение компромисса).

3.     Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение). 

Распоряжением присущи – четкая адресность директив;  обязательность выполнения распоряжений в установленные сроки.  Невыполнение  распоряжений рассматривается как прямое нарушение  исполнительной дисциплины и влечет за собой определенное  взыскание, наказание.

Организационное воздействие на структуру управления осуществляется путем организационного  регламентирования, нормирования, инструктирования.

Распорядительное воздействие на коллектив в целом и отдельную личность предполагает подчинение, которое бывает трех типов:

- вынужденное и внешне навязанное (оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»);

- пассивное (для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений);

- осознанное, внутренне обоснованное подчинение.

Прямые воздействия (приказы, распоряжения) могут усиливать пассивность подчиненных, а  иногда вести и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы  воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания  стимулирующих условий.

Экономические методы управления являются центральными. Они выступают в следующих формах:

-          планирование;

-           анализ;

-          хозрасчет;

-           ценообразование;

-          финансирование;

-   предоставление экономической самостоятельности,  когда коллектив распоряжается материальными фондами, прибылью, зарплатой, реализует свои экономические интересы, выявляет новые возможности и резервы.

Социально – психологические методы представляют  собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах.  Чтобы воздействие на коллектив и людей было наиболее результативным, необходимо знать психологические особенности отдельных исполнителей, социально – психологические характеристики отдельных групп и коллективов, использовать приемы, которые носят личностный характер.

Приемы и способы социально – психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области психологии.

Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения системы управления персоналом предприятия. 

В процессе управления персоналом, как целостной системы, можно выделить ос­новные элементы, реализующие следующие функции:

- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;

- формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);

- кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);

- система общей и профессиональной подготовки кадров;

- адаптация работников на предприятии;

- оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;

- оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;

- система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании на производстве, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры;

- межличностные отношения между работниками,  администрацией и общественными организациями;

- деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответственного за обеспечение предприятия рабочей силой и за надежную социальную защиту работника.

Элементы системы  управления  персоналом представлены на рисунке 6. 

Рис. 6. Система управления персоналом

Необходимо остановиться на элементах системы управления персоналом наиболее подробно.

Так, в настоящее время  складывается  комплексное понимание кадровой политики как единства следующих мер:

- обеспечение всех участников работы необходимым квалифицированным персоналом;

- создание мотивации работника на эффективный труд.

Что же касается философии предприятия, то можно отметить следующее.

Философия  предприятия  - это  внутрифирменные принципы и правила взаимоотношения между  работниками.

Различают следующие документы, лежащие в основе философии предприятия:

- конституция;

- гражданский кодекс;

- трудовой кодекс;

- декларация прав человека;

- коллективный договор;

- устав предприятия;

- правила внутреннего трудового распорядка. 

Следующим элементом системы управления персоналом является подбор кадров.

Подбор кадров – это  выбор кандидатов из множества претендентов на имеющие вакантные места.

Подбор кадров предполагает определение модели рабочего места.

Модель рабочего места включает:

- кадровые данные (автобиография, характеристика, трудовая книжка, копии документов об образовании, листок движения кадров);

- опыт работника – определяется путем анкетирования;

- профессиональные знания по  конкретным областям;

- профессиональные умения;

- личностные качества;

- уровень квалификации – фиксированное профессиональное  образование, курсы, переподготовка;

- служебная карьера, формируется на основе оценки потенциала работника и его  заинтересованности в служебном росте;

- здоровье и работоспособность;

- организация труда;

- увлечения.

Кроме того, подбор предполагает формирование резерва кадров. Формирование резерва кадров позволяет обеспечивать  замещение вакантной должности в случае увольнения, отпуска, командировки, смерти.

Резерв кадров – это персонал, который проходит планомерную подготовку для занятия смежных  должностей.

Источниками формирования  кадров являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.