Рефераты. Проблемы реализации региональной жилищной политики (на примере Администрации города Серпухова)






- количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61 процент (31,6 млн. семей);

- общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд. кв. м (55 процентов имеющегося фонда);

- за 2008 год улучшили жилищные условия 230 тыс. семей (0,7 процента желающих).

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье.

В жилищном законодательстве существуют несомненные пробелы, сдерживающие:

1) спрос на рынке жилья, в том числе:

- все еще достаточно высоки процентные ставки по ипотеке (11-13 процентов);

- высокие цены на жилье;

- смешанный состав очереди на получение социального жилья;

- высокие ограничения в области определения жилищных прав;

2) предложение на рынке жилья, в том числе:

- большое количество согласований исходно-разрешительной документации;

- отсутствие земельных участков с инфраструктурой и процедур доступа к этим участкам.

По оценкам экспертов наиболее тяжелая ситуация в этом вопросе сложится в 2011 году, поэтому муниципалитетам необходимо уже сегодня приступать к его решению.

В основной своей части сектор жилищного строительства приватизирован - 90 процентов строительных организаций являются частными компаниями. Требования рынка обусловили переход строительного комплекса на новые, более прогрессивные конструкционные системы, включая уменьшение доли крупнопанельного строительства в пользу кирпичного, каменного, монолитного и сборно-монолитного.

Для существенного увеличения объемов и качества жилищного строительства, формирования рынка доступного жилья необходимо снять существующие организационные, административные и нормативные правовые ограничения.

Новая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации наряду с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами должна обеспечить комплексность и взаимосогласованность норм, регулирующих деятельность по территориальному планированию, подготовке и реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного и иного строительства. Снять препятствия по инвестированию в недвижимость и жилищное строительство, урегулировать деятельность в этой сфере государства, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Сформировать правила землепользования с целью застройки на территории муниципального образования.

Более полутора десятков законопроектов направлены на снятие ряда существующих ограничений и развитие системы ипотечного жилищного кредитования и привлечение инвестиций в жилищное строительство, уменьшение транзакционных издержек, в том числе за счет отмены нотариального удостоверения договора ипотеки (сегодня - 1,5 процента от суммы сделки), формирование кредитных историй и системы страхования ипотечных кредитных рисков.

Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется федеральной целевой программой "Жилище" 2002-2010 гг. Программа устанавливает основные количественные приоритеты: сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет, а также обеспечение уровня доступности приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 3 года. В настоящее время Программа включает 9 подпрограмм:

1. "Государственные жилищные сертификаты";

2. "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";

3. "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда";

4. "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";

5. "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";

6. "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";

7. "Обеспечение жильем молодых семей";

8. "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

9. "Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".

В 2004 году закончился первый этап этой Программы. Прошедший трехлетний период можно назвать предварительным этапом, в процессе которого было разработано большинство подпрограмм, накоплен первый опыт их практической реализации и координации. Программа финансируется и выполняется с превышением плановых показателей. Однако ясно определились и основные недостатки:

- дефицит федеральных бюджетных ассигнований на выполнение обязательств государства по обеспечению жильем граждан России;

- отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по 9 подпрограммам, 5 государственным заказчикам, по всем регионам;

- отсутствие консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;

- слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе личных средств граждан;

- отсутствие конкретных мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства.

С 2005 года начался второй основной шестилетний этап Программы. С целью повышения ее эффективности необходимо:

- изменить акцент Программы, подчеркнув направленность на решение проблемы формирования и развития рынка жилья;

- учесть в тексте Программы вопросы, связанные с принятием пакета законопроектов, направленных на развитие рынка доступного жилья, а также необходимость разработки и принятия нормативных актов федерального и регионального уровней с целью реализации указанного пакета законопроектов;

- выделить в Программе два основных блока подпрограмм, имеющих цель:

- государственное стимулирование спроса на рынке жилья путем адресной целевой поддержки отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет установленные законом обязательства;

- государственное стимулирование предложения на рынке жилья путем формирования инженерной инфраструктуры, участков для строительства жилья, а также реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства

Опыт реализации Программы "Жилище" позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективное использование средств федерального бюджета, предназначенных для выполнения установленных законом обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, достигается, если эти средства направляются в виде адресных целевых субсидий, в форме государственных жилищных сертификатов.

Основу второго блока должна составить новая подпрограмма с рабочим названием "Формирование участков под жилищное строительство". В этой подпрограмме и частично в подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда" в соответствии с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо разработать и реализовать механизм выделения и инженерного обустройства участков, имеющих комплект исходно-разрешительной документации для строительства жилья, а также механизм последующей реализации таких участков инвесторам-застройщикам на конкурсной основе. Финансирование работ по формированию участков будет осуществляться на паритетных началах за счет регионального (муниципального) и федерального бюджетов. Федеральные средства - на возвратной основе (например, беспроцентный кредит), при этом наносится серьезный удар по условиям существования в строительном процессе таких понятий как "коррупция" и "взятки".

Ежегодно на реализацию указанных подпрограмм необходимо выделять из федерального бюджета не менее 8 млрд. рублей, в том числе не менее 5 млрд. рублей по подпрограмме "Формирование инженерной инфраструктуры для строительства жилья". В качестве перспективы представляется возможным использовать на указанные цели займы международных финансовых организаций, в том числе средств Всемирного Банка. Представляется, что строительный комплекс России способен решить задачи, поставленные перед ним в послании Президента Российской Федерации 2009 года. Сегодня ему для этого нужны: земля, инженерная инфраструктура и воля руководителей всех уровней и ветвей власти. Необходимо начать работу по совершенствованию регионального законодательства и нормативной базы в целом, формированию региональных программ и проектов, генеральных планов и планов застройки в соответствии с принятыми на федеральном уровне решениями.


1.2 Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России


Наряду с проблемами здоровья и образования, в числе наиболее значимых для россиян является обеспеченность жильем. Рассмотрим структуру занимаемого россиянами жилья.

1, 8% россиян проживают либо в общежитии и служебных квартирах, либо снимают жилье. Причем это, вопреки представлению, складывающемуся на примере Москвы, в массе своей самая неблагополучная часть населения. Половина обитателей общежитий - представители двух низших страт, а не проживающие в служебных квартирах депутаты. Лишь 15% обладателей служебного жилья относятся к стратам от 5 и выше, составляющим верхние четыре дециля. Снимают жилье также не столько люди с высоким доходом, сколько малообеспеченные семьи - 58% арендаторов относятся к трем низшим стратам и лишь 5% - к сравнительно благополучным слоям, представляющим два верхних дециля. Более того, основная часть арендаторов имеет жилье с маленьким метражом и частичными коммунальными удобствами. Еще около 6% обитают в коммунальных квартирах или в части дома, не имеющих коммунальных удобств. По уровню жизни - это неблагополучная категория населения.

Как показывает исследование, 15% населения страны (т.е. около 20 млн. человек) по существу ютятся в жилище, малопригодном для жизни. Понятно, что сами они ее решить не смогут - 77% из них относятся к нижним 4 стратам, где денег хватает только на текущие расходы. Лишь 5-6% этой группы (т.е. менее 1% из 15% входящих в нее граждан) могут благополучно улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечных кредитов.
При этом стоимость имеющегося у россиян жилья ("стартового капитала") - комнаты в "коммуналке", части дома, "койки в общежитии" - явно меньше, чем у большинства остальных россиян, имеющих отдельные квартиры или собственные дома, хотя 28% представителей этой неблагополучной группы имеют свое жилье в собственности (по остальным жильцам этот показатель - 83%). То есть 15-процентники заведомо находятся в сложной ситуации, при которой не смогут решить свой жилищный вопрос, так как самый популярный вариант его решения не ипотека, а "альтернативные сделки". Они также не смогут рассчитывать на получение бесплатного жилья от государства: во-первых, большинство из них имеют 12 и более кв. м жилой площади на человека (зачастую в "хрущобах"), и, следовательно, по существующим нормативам, не могут претендовать на "бесплатное" жилье. Во-вторых, если добавить к этим нуждающимся в бесплатном жилье других граждан, имеющих не более установленной в соответствующем регионе нормы, относящихся в большинстве своем к слоям, не способным решить проблему самостоятельно, то объем обязательств государства резко возрастает, достигая почти четверти населения, выполнение которых в обозримом будущем нереально.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.