Рефераты. Проблемы реализации региональной жилищной политики (на примере Администрации города Серпухова)






Формируемые при непосредственном участии государства правовые условия деятельности различных участников рынка строительства жилья, развития судебной системы должны способствовать повышению эффективности их взаимодействия на базе договорных отношений и обеспечению системы их исполнения.

При этом государство во взаимодействии с муниципалитетами должно сохранить за собой функции надзора за соблюдением строительных норм и правил, требований экологической и иных видов безопасности, контроля профессионального уровня застройщиков и подрядных организаций.

Ответственным органам власти необходимо существенно упростить административные процедуры согласования новых строительных проектов и получения разрешительной документации с тем, чтобы они стали более прозрачными, фиксированными по срокам и понятными для частных застройщиков и не носили, по существу, запретительного характера.

Приоритетными задачами в отношении жилищного строительства на территории области должны быть:

- комплексность в создании комфортной среды проживания, включающей:

- многообразие архитектурных решений преимущественно малоэтажной застройки в сочетании с профессиональным градостроительным подходом к ее размещению;

- опережающее развитие инженерной инфраструктуры районов массовой застройки, развитие дорожной сети в населенных пунктах области и их благоустройство;

- постепенное снижение стоимости жилья за счет индустриализации, внедрения эффективных архитектурно-строительных систем, позволяющих снизить удельный вес зданий, и применения качественных отечественных строительных материалов;

- обеспечение безопасности проживания;

- создание наиболее благоприятных возможностей застройщикам для строительства индивидуального малоэтажного жилья коттеджного типа на прилегающих к городам и рабочим поселкам земельным участкам, организации спальных районов и зон отдыха трудящихся и сферы услуг с полным инженерным обеспечением возводимого жилья;

- реконструкция жилых зданий начального периода массовой застройки;

- совершенствование парка строительной техники;

- переход к государственному (муниципальному) планированию только той части жилищного фонда, которая финансируется из государственного (муниципального) бюджета;

- создание равных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности жилищного строительного рынка, поддержки развития малого предпринимательства;

- обеспечение конкурентного рынка в сфере строительства, производства стройматериалов, проектной деятельности;

- регулирование и контроль строительного рынка посредством создания и развития соответствующей нормативно-правовой и нормативно-технической базы на федеральном, региональном и местном уровнях, а также контролем за ее исполнением;

- содействие созданию частных агентств, приобретающих землю для производства строительных улучшений, целью которого могут быть: последующая продажа улучшенной (подготовленной для строительства) земли застройщикам; последующая застройка подготовленной земли с продажей домов и (или) квартир частным лицам.

В перспективе до 2010 г. улучшение уровня жизни и качества проживания требует ввода в действие жилья: в 2010 г. - не менее 700 тыс. м2 за год, а за 2003-10 гг. суммарно 4030 тыс. м2 путем строительства коммерческого и муниципального жилья. При этом доля частного сектора должна составить не менее 55%.

Существующая структура жилищного строительства, при которой объем индивидуального жилья составляет более 50% от общего объема, не позволяет в полной мере обеспечить создание комфортных условий для проживания людей, сократить стоимость и сроки строительства.

В этой связи назрела необходимость радикального изменения структуры и системы жилищного строительства на территории области. Поэтому была разработана и утверждена новая стратегия развития жилищного строительства в области на период до 2010 г. Она является продолжением жилищной политики, направленной на дальнейшее улучшение качества жизни населения и одновременно, реализацией задач, поставленных Президентом России, об удвоении ВВП и решении жилищной проблемы в регионах России.

Стратегия развития жилищного строительства в области на период до 2010 г. предусматривает:

- опережающий рост строительства индивидуального жилья и увеличение его доли до 1 млн. м2 в год (не менее 6 тыс. жилых домов в год);

- строительство 150 тыс. м2 многоэтажного жилья повышенной комфортности.

Реализация стратегического направления в развитии жилищного строительства на территории области осуществлялась в 2 этапа:

I этап - 2004-07 гг., за который доводился объем ввода индивидуального жилья до 1 млн м2, в том числе:

- 500 тыс. м2 ввода жилья обеспечивалось "Областным фондом поддержки индивидуального жилищного строительства";

- 500 тыс. м2 жилья вводилось индивидуальными и корпоративными застройщиками-инвесторами;

II этап - 2007-10 гг. - сохранялся достигнутый уровень жилищного строительства.

За период с 2004 по 2010 г. должно быть построено около 40 тыс. индивидуальных жилых домов коттеджного типа и низкоэтажного высокоплотного жилья, введено более 7 млн. м2 жилья, в том числе 5,6 млн. м2 - индивидуального.

Для обеспечения определенных стратегией объемов строительства индивидуального жилья органам местного самоуправления потребуется выделить дополнительно на территории области порядка 30 тыс. земельных участков или 6 тыс. га земли.

Развитие усадебных систем расселения в таких объемах требует значительных территорий, изменения отношения населения к индивидуальной застройке как наиболее дорогому и недоступному виду жилья, создания рынка разнотипного жилья, как по площади, так и по цене, организации социального, транспортного и первичного обслуживания населения.

В целях реализации программы органы архитектуры совместно с Фондом поддержки индивидуального жилищного строительства провели инвентаризацию ранее выделенных районов массового индивидуального строительства, в ходе которой выявлены объемы незавершенного строительства и неиспользуемые участки, а также определены объемы работ по завершению строительства инженерных сетей и устройства улиц с твердым покрытием с целью завершения работ по благоустройству этих районов в 2010 г., что позволит стимулировать либо ввод жилья в эксплуатацию, либо продажу не завершенного строительства и последующий его ввод.

Одновременно составлен реестр земель, предназначенных для размещения индивидуального жилищного строительства на 2005-10 гг., определены землепользователи - как правило, это муниципальные земли или земли различных агрофирм.

Единым заказчиком (оператором) по скупке земельных паев и земельных участков из земель сельхозназначения в местах будущего индивидуального жилищного строительства, земель, находящихся в коллективно-совместной собственности, определен Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства. Всего до 2010 г. потребуется 9 тыс. га, что составляет менее 1% от территории области.

Сложившиеся малые города и поселки городского типа - опорная застройка, в непосредственной близости от которых размещаются проектируемые площадки индивидуального жилищного строительства, имеют собственную сеть учреждений социальной сферы, находящейся в муниципальной собственности, - образование, здравоохранение, связь, отделения сбербанков, объекты культуры, к которым должна быть обеспечена доставка троллейбусами и маршрутными такси. Необходимо отметить, что в 2009 г. в области было построено 1050 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Программой комплексного благоустройства населенных пунктов Московской области на 2010 г. запланировано строительство 1500 км автомобильных дорог, таким образом, есть основания предполагать, что обеспечение доступности к районам индивидуального жилищного строительства - задача выполнимая.

Дальнейшее повышение роли опорной застройки - малых городов для субурбанизированных территорий - в обеспечении объектами социальной сферы и сферы обслуживания видится в потенциале резервных территорий, предусматриваемых в градостроительной документации для развития малого и среднего бизнеса. Как правило, эти территории располагаются между существующей застройкой и субурбанизированными территориями с учетом санитарных зон, их дальнейшую функцию определит рынок, на них возможно размещение супермаркетов, станций технического обслуживания, объектов бытового обслуживания, экологически чистого производства.

Градостроительная стратегия в Московской области предполагает вместе с освоением незастроенных территорий, предназначенных для строительства доступного для большинства населения жилья, и модернизацию планировочной структуры существующих территорий за счет сноса ветхого жилого фонда и замещения его жилыми многоэтажными домами. Строительство жилого многоэтажного фонда должно обеспечивать гарантию качества проживания. Требования по качеству в Московской области обязывают застройщика предусматривать качественную отделку фасадов, 100% обеспечение местами в гаражах-стоянках всех квартир жилого дома.

Требования по качеству жилой застройки на территории Московской области действуют с 2006 г. и уже оказывают положительное влияние на качество реконструкции городов области. С принятием в декабре 2008 г. постановления губернатора "О стратегии развития жилищного строительства на территории Московской области" введены требования к структуре жилищного строительства по этажности. Доля малоэтажного жилищного строительства увеличена до 80% - это застройка городского типа "таунхаус" и коттеджная застройка, которая размещается на резервных городских территориях. Объем задач, которые предстоит решить в рамках реализации новой стратегии развития жилищного строительства в области, огромный. Но их реализация позволит поставить на новый качественный уровень проблему улучшения жилищных условий населения области за счет предоставления более комфортных условий для проживания, создаст новые экономические условия для роста производства и объема предоставляемых услуг на территории области за счет значительного увеличения объемов строительства жилья. Это будет новым этапом воплощения в жизнь Программы дальнейшего улучшения качества жизни населения Московской области.


3.2 Направления по совершенствованию региональной жилищной политики


Жилищный вопрос - один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большой степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе, ее состояние может служить показателем общего благополучия региона.

Как и в целом по стране, в настоящее время проблемы, связанные с жильем, для жителей Московской области относятся к самым сложным и болезненным проблемам. Третья часть сельских жителей не имеет водопровода, центрального отопления, в их домах до сих пор отсутствует газоснабжение. Более 200 тысяч семей стоят на очереди по улучшению жилищных условий, из них более 11 тысяч проживают в аварийном фонде. Почти 58 тысяч ждут своей очереди более 10 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.